Газовый контракт Россия-Китай: агония или благо

400-миллиардная сделка века по поставке российского газа в Китай подписана. Можно расслабиться. А мы можем посчитать и прослезиться.

Полученная в контракте цена российского газа на границе с Китаем – 350 долларов (здесь и далее – за 1000 куб м) по оценкам аналитиков или чуть больше по словам представителей газовой монополии – судя по всему, не покроет простой себестоимости газа, доставленного по трубе на границу с Китаем. В газпромовском обосновании инвестиций эта величина (себестоимость) была определена в размере 360-400 долларов. При том условии, что стоимость построенной трубы уложится в плановые размеры. А вы помните хотя бы одну трубу (или стройку века), которая уложилась в определенные перед началом строительства рамки?

Зачем же нужна эта сделка, если Газпрому она невыгодна?

Точно не потому, что она выгодна российскому государству – Путин уже отказался от НДПИ, следует ждать, что и экспортную пошлину отменят.

 Точно не потому, что российский платежный баланс немедленно получит весомую прибавку в части экспорта. Во-первых, первые доллары за проданный газ (не авансы) придут в Россию лет через пять-шесть. Во-вторых, даже в нынешних объемах экспорта 10 млрд.долларов в год составляет менее 2% от стоимости всего экспорта.

Колебания цен на сырье порою дают больший эффект.

Точно не потому, что Россия производит слишком много газа и его девать некуда. Для начала поставок в Китай потребуется вложить десятки миллиардов долларов в разработку месторождений, откуда этот газ предстоит добывать. И в нужном объеме (38 млрд.куб.м в год) его будут добывать только лет через 12-15.

Так почему? Да потому, что во главе Газпрома стоят люди, не способны внятно сформулировать стратегию развития компании, которая бы приносила доход своим акционерам. Капитализация и дивиденды Газпрома в разы меньше, чем у его конкурентов, которые уступают ему и по объемам добычи и по запасам на балансе. Вспомните с какой энергией эти менеджеры пропихивали в общественное сознание Штокмановский проект! Ровно до тех пор, пока их западные партнеры не отказались участвовать в бессмысленной авантюре. Но при этом они, менеджеры компании, научились очень хорошо придумывать экономически бессмысленные проекты, на которых могут зарабатывать специально уполномоченные компании и их собственники – и на разработке месторождений, и, особенно сильно, на постройке трубы.

 Ведь расходы Газпрома это обязательно чьи-то доходы, правильно?