Богатый и бедный

На модерации Отложенный

Если ты такой умный, то почему такой бедный? Этот вопрос появляется периодически, однако вопрос абсолютно беспредметен, поскольку задается он не задумываясь, просто по факту наличия или отсутствия имущества и денег.

                Но если все-таки задуматься, то почему кто-то должен быть именно богатым или бедным, а также стремиться к богатству или успокаиваться в бедности?

                Чтобы на этот вопрос ответить считаю целесообразным обратиться к кастовому делению. Разумеется, не с религиозной или сословной точек зрения, а чисто для удобства восприятия. Только следует иметь в виду, что критерии богатства и бедности условны и здесь рассматривается скорее бытовой уровень, чем глобальный.

                Итак, все мы делимся на четыре касты по мироощущению, и соответственно назначению в обществе:

- Брахман – ученый, художник, священник.

- Кшатрий – воин, чиновник.

- Вайшья – предприниматель или руководитель бизнеса.

- Шудра – исполнитель, единица в процессе коллективного труда..

                Так кому же из них целесообразно быть богатым или бедным?

                Брахман – его удел поиск истины, а богатство только отвлекает, ибо сказано в Писании, что нельзя служить двум господам.

                Кшатрий – это прежде всего служба, а соответственно стойкое перенесение тягот и лишений службы. В общем и целом богатство от службы отвлекает, потому что также требует внимания. И также нельзя служить двум господам.

                Вайшья – здесь богатство и является конечной целью.

                Шудра – плата за исполнение может быть любой, и при удачном стечении обстоятельств в определенной степени может привести к богатству.

                Так к кому же уместен вынесенный в заголовок вопрос?

                Большинство людей исполнители – шудры. Достаточно много предпринимателей и вообще ответственных участников бизнеса – вайшья.

Меньше кшатриев, но так и должно быть, поскольку субъект управления всегда меньше объекта, иначе теряется смысл самого управления. И меньше всего брахманов, ведь с точки зрения производительного и потребительского общества это бездельники. И более того – возмутители спокойствия.

                Если сказать еще проще, то рассмотрим домашнююситуацию по забиванию гвоздя в стену. Шудра забьет сам, вайшья купит услуги шудры, кшатрий заставит шудру тем или иным способом, включив так называемый административный ресурс, а брахман даже не заметит отсутствие гвоздя, поскольку ему и так хорошо.

                Все это конечно бывает не в чистом виде, но доминанта присутствует всегда.

                Не верите? Разве огромное количество офицеров и прапорщиков, ни разу не написавших рапорт о переводе в «горячую точку» можно считать кшатриями? А прекративших свою деятельность всего лишь после повышения страховых взносов индивидуальных предпринимателей можно ли считать вайшья? А усердных переписывателей чужих диссертаций можно ли считать брахманами?

                Я давно еще смотрел какой-то фильм про войну. В завоеванный или освобожденный город нужен был военный комендант. Генерал задумался, кого бы назначить, и взгляд его случайно упал на водителя. Вопрос был решен, водитель стал на несколько дней комендантом города. Но разве он не остался при этом по натуре исполнителем, шудрой?

                Кем были стрельцы – воинами, или все-таки ремесленниками и торговцами? А казаки? Сословие в целом воинское, но много ли там было действительно воинов. Тамплиеры были выдающимися воинами и не менее выдающимися ростовщиками. И кто там был кем?

                При этом в качестве критерия ни в коем случае нельзя брать собственное, в смысле личное благополучие, поскольку оно имеет инстинктивный или физиологический характер.

                Определяющим моментом в кастовой принадлежности, и соответственно в отношении к богатству и бедности, является основная мотивация, - что именно в общем и целом для человека важнее всего. Истина для брахмана, долг для кшатрия, деньги для вайшья и быть как все для шудры. Если место в общественной жизни, предназначенное для определенной касты, занимает представитель другой касты, то это общественная трагедия.

                Я понимаю, что написал несколько упрощенно, или даже примитивно. Ну и что, это же не научное исследование. Будет заказ – сделаю и его, а пока высказал определенную позицию и достаточно.