Концепция прав по Репину. Вкратце


Юристы до сих пор ищут своё понимание права.
Иммануил Кант

Добро можно делать только из зла, потому что больше его просто не из чего делать.
Роберт Пенн Уоррен


Люди ненасытны. Это означает: сколько бы ни было у них ценных возможностей – денег, дворцов, яхт, красивых сексуальных партнёров – им всё мало, хочется ещё.

Люди эгоистичны. Им гораздо больше нравится самим обладать ценными возможностями, чем когда этими возможностями обладают другие. Исключение составляют любимые – за них мы можем радоваться больше, чем за себя, но любимых мало.

Конечно, мне бы хотелось, чтобы у людей были скромные желания и чтобы они прежде заботились о других, обо мне, например, а не о себе. Но я пишу как есть, а не как хотелось бы.

Из ненасытности и эгоизма следует столкновение людей в овладении ценными возможностями. Это столкновение можно разрешить следующими способами:
1. Насилием. Соперника убивают, калечат, больно бьют, мучают, запирают или связывают.
2. Устрашением, когда сопернику демонстрирует способы насилия, чтобы он согласился с волей устрашающего.
3. Обманом, когда ценные возможности скрывают от соперника, умыкают у соперника или незаметно ими пользуются.
4. Разграничением. В этом случае люди, чтобы избежать насилия, устрашения и обмана проводят согласованные грани, указывающие, где кончаются возможности одного человека и начинаются возможности другого человека.

Разграничение порождает право, когда все ценные возможности превращаются в права.

Права – порождение ненасытности и эгоизма.

Будь у людей скромные потребности, они бы довольствовались малым, не конкурировали бы друг с другом и не нуждались бы в разграничение ценных возможностей и превращении их в права.



Будь люди ненасытными, но не эгоистичными, а любящими друг друга существами, то они тоже не нуждались бы в разграничении ценных возможностей, потому что они не конкурировали бы друг с другом.

Поэтому ошибка полагать, что права – порождение любви и дружбы. Причина возникновения прав – ненасытность и эгоизм.

Люди, соблюдающие грани – правые, справедливые люди.

Люди, преступающие грани, – преступники.

Насилие, устрашение и обман по отношению к правым людям – преступление.

Но насилие, устрашение и обман по отношению к преступникам может быть правым. Мера насилия, устрашения и обмана к преступникам – важнейшая задача законодателей и судей.

Разграничение приводит не к появлению прав на ценные возможности, а к превращению самих ценных возможностей в права. Ценная возможность – не объект права. Защищённая гранями ценная возможность и есть право. Например, деньги – это ценная возможность, возможность покупать. Мои деньги – это мои права, мои возможности купить, что я хочу. Покупая товар, я меняюсь правами с продавцом. Продавец получает деньги, я получаю выбранный товар. И то, и другое – права, которыми обмениваются продавец с покупателем к взаимной выгоде.

Но у людей разное количество денег. Как быть с равноправием? В правах есть только одно, что уравнивает всех: никому не позволено преступать грани. Если воспринимать равноправие только так, а не иначе, то я не буду возражать против такого равноправия.

Итак, права – это защищённые гранями ценные возможности.
Право – это следование граням.
Преступление – это нарушение граней.
Равноправие – это запрет преступлений. Всем. Без исключения.