Русские – нация вечных подростков

На модерации Отложенный

 

Мне приходилось встречать людей, которые, будучи взрослыми годами, в своем психологическом развитии таковыми не являлись. Обычно это было связано с тем, что человек жил под жесткой материнской опекой или воспитывался в детском доме. Либо же, напротив, как в шестнадцать лет ушел в тюрьму, так, и с тех пор – ходка за ходкой. Словом, не существовал в условиях нормального общения с психологически здоровыми людьми.

Тем более стало для меня откровением, когда в последние годы я обнаружил, что подобный инфантилизм психики присущ миллионам россиян. Ведь не сидели же они все в тюрьме и не воспитывались миллионами в детских домах? Особенно это стало заметно, после событий на Украине. Не в этой ли неразвитости, детскости психики проблема многолетних (и многовековых) российских бед?

Вот возьмите такую вещь, как отсутствие у юного существа уважения к чужому. Ребенок попросту не понимает, что нельзя без разрешения забирать чужую вещь. Хочется ему в детском саду совочек или ведерко сверстника: «Дай!» Не дают, так и силой порой отнимет.

Желает подросток чужой велосипед или машину: крадет или отнимает. Зачастую, даже и без корыстных целей: «Покататься». И впрямь, случается, бросает, покатавшись и чужой велосипед, и автомобиль. Из-за подобного закономерного отставания (часто временного) подростков наказывают мягче за правонарушения, а детей и вовсе не наказывают (до определенного возраста), даже за тяжкие преступления.

Но мне странно, когда миллионы вполне половозрелых дядей и тетей аплодирует, когда их страна отнимает территорию у попавших в беду соседей. Пространство, на которое Россия, к слову, обязалась не посягать в обмен от отказа Украины от ядерного оружия. Нельзя брать чужое. Неужели это неясно?

Подростки в юном возрасте имеют стремление «кучковаться» стайками, обычно дворовыми группами. Это чисто инстинктивное стремление: защитный механизм, выработанный миллионами лет эволюции. Ведь группой легче защитить себя. Стая ворон может и коршуна прогнать. Понятно, почему к этому механизму прибегают подростки. Они зачастую слабее еще физически (поодиночке) и не умеют пользоваться механизмами защиты, предлагаемыми обществом (обращением в полицию, например).

А что требуется, чтобы тебя приняли в группу? Будь как все! Похожим до не различения элементом группы. Смейся тем же шуткам; пинай тех, кого другие пинают, одевайся одинаково. Иначе группа тебя отвергнет.

Например, большинство подростков – гетеросексуалы. Значит, высмеивай вместе с ними «гомиков» (хотя, быть может, ты и сам гей). Большинство подростков (по крайней мере, в годы моей юности) не носили очки – и ты смейся над «очкариками», хотя сам полуслепой…

С взрослением эта зависимость проходит.

Человек научается жить в обществе не инстинктивно, а руководствуясь разумом и не шоблой, а поодиночке. Но не у всех, как я вижу.

Грустно, когда вполне взрослые люди, как последние салаги, зависимые от свиста вожака, включаются в травлю «голубых». Хотя лично им и их знакомых геи ничего плохого не сделали. Той же сворой кинулись на «Пусси Риот»…

Еще и нас, либералов, попрекают: ах, нацпредатели, вы не в стае!? Выросли, потому что из штанишек подворотен, умные потому что…

Ведь это следование инстинктам, стайному подражанию (а этот механизм основной в таких полуживотных еще сообществах) еще и опасно. Вот немцы походили стаей по Европе и чем это для них закончилось? Россияне двинулись стадом баранов за Путиным, а если «козел впереди» невменяем? Чем-то еще отзовутся санкции цивилизованного мира…

Для подростков характерно неумение разрешать конфликты. Их способ: брань, мордобой. Не этот ли оголтелый лай мы слышим нынче от значительной части россиян в адрес «несогласных», геев, либералов?

Чем же объяснить инфантилизм психики многочисленного «агрессивно-послушного большинства»?

Ведь как развивается подросток? Заканчивает школу и начинает жить один. Учится сам зарабатывать деньги, ищет жилье, сексуального партнера или партнершу. Словом: начинает думать сам и решать сам. А не внимать счастливым лаем высокопоставленному свистку.

У нас же традиции жизни сворой, еще со времен крестьянской общины (к слову, кому интересно, до 15 века русские жили на манер литовцев, индивидуальными семьями на хуторах. Община появилась аккурат перед Иваном Грозным, что и привело к завоеванию страны иностранцами в результате иссякания демократической традиции ). Потом – колхозы, сейчас – путинские колхозы, когда 50 процентов населения трудится на госпредприятиях, а с бюджетниками и больше будет. Словом, не было у людей возможности повзрослеть психологически, выучиться думать самим и воспроизводить реакции на основе рациональной работы ума, а не рефлекторно, как собака Павлова, по щелчку начальства.

Увы, кого-то огорчу, но факт: госэкономике скоро придет конец (в том числе и от санкций, и от избавления Европы от энергозависимости), и придется резко взрослеть и учиться думать самим. Тем более, ускоренными темпами, как в 91-м. А иного выхода нет. Экономика уже стоит, а скоро грохнется навзничь.

Павел Шибеко.