народная "мудрость" • • •
Настоящий джаз могут играть только черные и евреи. Они связаны одной судьбой. Имя ее — преследование. Рэй Чарльз
Это было обычное утро середины рабочей недели, на календаре значилось 18 апреля 1928 года. Люди спешили на работу, на ходу просматривали газеты, обменивались новостями. И никакого особого интереса статья Горького в газете "Правда" поначалу не вызвала. Куда с большим азартом народ обсуждал доклад товарища Бухарина "Алкоголизм и культурная революция", переданный по радио. А между тем, именно эта статья оказалась приговором целому музыкальному направлению в СССР. Классик изрек: "Джаз — музыка толстых".
Дальнейшие критики советского джаза уже забивали гвозди в крышку его гроба: "от саксофона до ножа — один шаг". Саксофоны в СССР запретят в 48-м и если бы не "оттепель" и Фестиваль молодежи и студентов, джаз в Советском Союзе так бы и остался чисто американским импортом. Впрочем, он таким и был — можно только сказать — еврейско-американским.
Джаз зародился в конце XIX века в Новом Орлеане с его афро-американской музыкальной историей и культурой, а затем быстро достиг Нью-Йорка, куда хлынула огромная волна мигрантов: чёрных американцев из южных штатов, двинувших на север после Гражданской войны, и евреев — беженцев от российских погромов. В этом огромном плавильном котле эмиграции стал быстро совершенствоваться, втягивая в себя и орлеанский блюз, и регтайм, и клейзмеров.
Музыка США, конечно же, непредставима без Армстронга, Эллингтона и многих других, но вот из первой десятки лучших, самых успешных композиторов Бродвея только Кол Портер не был евреем.
Наверное, первым из российских евреев звездой американского шоу-бизнеса был сын кантора певец и конферансье Эл Джолсон.
Говорят, что стиль Джолсона повлиял на его молодых современников Фрэнка Синатру и Бинга Кросби. Он умер в 1950 году, его считали своим кумиром Элвис Пресли, Мик Джаггер и даже Майкл Джексон.
Из инструменталистов ни с кем не спутаешь автора знаменитой темы "Take five," саксофониста Пола Дезмонда.
Дезмонд (Поль Эмиль Брайтенфельд), выбрал себе псевдоним, ткнув пальцем в телефонную книгу.
В довоенные годы в Америке гремели имена Арти Шо:
И Бенни Гудмена —
Гудман один из первых стал вводить в состав своего оркестра чёрных музыкантов, сметая сильные тогда расовые барьеры. В 1962 году во время оттепели он дал несколько концертов в СССР.
Про прожившего 101 год Ирвинга Берлина говорили: "Нельзя говорить ни о каком месте Берлина в американской музыке, потому что он и есть американская музыка". Сын кантора Израиль Моисеевич Бейлин родился в Тюмени, и его первые впечатления о сибирской зиме легко угадываются в стихах и мелодии "Белого Рождества":
Отец Якова Гершовица Мойше был талантливым инженером-оружейником, его будущему вроде бы ничего не грозило. Но он думал о своих детях. И уехал в Штаты, где в 1898 году родился Джордж Гершвин, композитор, автор "Рапсодии в блюзовых тонах".
То, что становление джаза, мюзикла, шоу-бизнеса совпало по времени с пиком еврейской эмиграции из России в США, наверное, случайность. Не случайность — столь мощное участие эмигрантских талантов в этом процессе. Великий Леонид Утесов однажды полушутя-полусерьезно сказал, что джаз был занесен в Америку веселыми одесситами еще в XIX веке. В чем-то он был прав. "Не найдете музыкантов, позовите нищих", — говаривали в средние века. Музыканты, как и евреи — странники.
Комментарии
Желающие послушать американских исполнителей,еврейского происхождения могут себе это позволить посетив мой блог по адресу:
http://georgy-hi-fi-story.blogspot.ru/
Совершенно уникальную запись исполнения Луисом "Сачмо" Армстронгом песни Гершвина "Русская колыбельная" и "Очи чёрные" - можно взять в высоком качестве тут :
http://yadi.sk/d/yMhcHpivMBGVu