Как изменится товарооборот в Таможенном союзе в 2014 г.

На модерации Отложенный

По прогнозам Евразийской экономической комиссии взаимная торговля стран Таможенного союза в 2014 г., вероятнее всего, не вырастет. Вызвано это как внутри-, так и внешнеэкономическими обстоятельствами.

«Скорее всего, по результатам этого года будет если не снижение, то, по крайней мере, не рост взаимной торговли, – заявил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. – Рассчитываю, что рост пойдет в следующем году, для этого будет ряд мощных факторов, в том числе и новый договор (о Евразийской экономическом союзе), и новые возможности. И самое главное, конъюнктура по нашим товарам начнет улучшаться в целом в связи с улучшением глобальной конъюнктуры, а это, в том числе, подстегнет и взаимную торговлю».

Причинами предстоящей стагнации торговли А. Слепнев считает «слабую динамику экономики», прежде всего в России, на которую приходится 80% всего экономического потенциала ТС, а также либерализацию доступа на внутренний рынок союза товаров из третьих стран в сфере машиностроения, транспорта и товаров народного потребления. Последнее обстоятельство связано с обязательствами по вступлению России в ВТО, благодаря которому тарифная защита товаров ТС сократится на 0,6-0,7%. С этой целью придется скорректировать таможенные пошлины примерно по 5 тыс. позициям. Частично негативный эффект от снижения таможенных пошлин уже нивелирован ростом курса рубля по отношению к доллару и евро, хотя долгосрочные последствия обоих этих мероприятий пока до конца не ясны.

Тарифные меры по защите внутреннего рынка в связи с членством России в ВТО ограничены, и все надежды на оживление взаимной торговли ЕЭК связывает с возрождением экономического роста. «Мы решаем, разумеется, проблему мерами тарифной защиты – там, где это возможно и обосновано, – отметил А. Слепнев. – Но нельзя не отметить, что первые эффекты от Таможенного союза уже отработаны и вошли в базу по взаимной торговле. Далее встает вопрос уже системных среднесрочных и долгосрочных эффектов, связанных с новыми производствами, но пока они носят точечный характер».

В качестве примера министр привел поставки грузовиков из Казахстана в Россию, которые в прошлом году выросли в 9 раз. Кроме того, у России и Казахстана есть ряд совместных предприятий в железнодорожном и сельскохозяйственном машиностроении, химической и атомной промышленности. Свыше десяти совместных предприятий в металлургии, пищевой и легкой промышленности, производстве лифтов, спецтехники, включая выпуск тяжелых автомобилей «БелАЗ», за последнее время создано Белоруссией и Казахстаном.

Правда, для того, чтобы существенно влиять на ситуацию в экономике и, в частности, на взаимный товарооборот в рамках ТС, такие совместные проекты должны приобрести массовый характер. Пока же роль главного драйвера экономического роста играют минеральные ресурсы – руда, углеводороды и т.п. Когда конъюнктура цен на них меняется в сторону понижения, то, по словам А. Слепнева, теряется весь эффект от развития крупных машиностроительных производств.

Негативные тенденции во взаимной торговле стран ТС отчетливо обозначились уже по итогам первых двух месяцев 2014 г. По данным отдела статистики внешней и взаимной торговли ЕЭК, объем внутрисоюзного товарооборота за январь-февраль 2014 г. по отношению к аналогичному периоду 2013 г. составил 8,4 млрд. долл., сократившись на 13,9%. Причем в феврале падение ускорилось.

По отдельным товарам объем торговли менялся разнонаправленно. Так, экспорт из Белоруссии в Казахстан за январь-февраль 2014 г. вырос на 12,3%, в том числе машин, оборудования и транспортных средств – на 47,8%, металлов и металлоизделий – на 50,3%, минеральных продуктов – в 2,3 раза.

В то же время продовольственный экспорт из Белоруссии в Казахстан сократился на 5,8%, а продукции химической промышленности – на 20,3%. Белорусский экспорт в Россию за это же время сократился на 7,6%, в том числе по машинам и оборудованию – на 17,2%, химической продукции – на 19,6%, металлам – на 22,4%. Поставки продовольствия при этом выросли на 1,5%, а минеральных продуктов – на 23,8%.

Российский экспорт в Белоруссию за два месяца упал на 11,1% за счет сокращения поставок минеральных продуктов (на 8,8%), машин и оборудования (на 21,4%) металлов (на 30,9%) и химической продукции (на 15,1%). Поставки российской продукции в Казахстан в январе-феврале уменьшились на 20,3% за счет минеральных продуктов (на 55,9%), металлов (на 17,3%), продовольственных товаров (на 9,8%) и продукции химической промышленности (на 20%).

Самым значительным оказалось сокращение казахстанского внутрисоюзного экспорта. Поставки из Казахстана в Белоруссию за два месяца упали сразу в 4,1 раза, а в Россию – на 26,2%. Особенно резко (в 6,3 раза) уменьшился экспорт в Белоруссию казахстанской машиностроительной продукции. Почти наполовину (на 47,4%) сократились поставки металлов, в 1,6 раза – химической продукции. На российском направлении казахстанский экспорт упал не столь существенно. По минеральным продуктам он сократился на 14,5%, по металлам – на 38,6%, по машинам и оборудованию – на 43,9%, по химической продукции – на 38,3%, а по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью – в 2,1 раза.

Сокращение взаимной торговли повлекло за собой и снижение ее удельного веса в общем объеме внешней торговли стран ТС. В январе-феврале этот показатель снизился с 12,3 до 11,2%. При этом в Белоруссии он практически не изменился, в России – сократился с 7,6 до 7,1%, а в Казахстане – с 18,2 до 12,8%.

В таких условиях ожидать роста внутрисоюзного товарооборота не стоит. Если экономическая конъюнктура в ближайшее время не изменится, Таможенный союз, скорее всего, столкнется не со стагнацией, а с падением объема взаимной торговли и, судя по результатам первых двух месяцев текущего года, довольно существенным.

Наряду с общей экономической конъюнктурой, обусловившей падение спроса на ключевые товары, свою роль в снижении взаимной торговли ТС сыграло членство крупнейшей экономики союза – России в ВТО, вынудившее открыть рынки для зарубежной продукции. Не случайно одним из лидеров по падению оказалась продукция машиностроения и необходимых для ее производства металлов, которая испытывает растущую конкуренцию со стороны зарубежных производителей. В этом году в ВТО, как заявил в начале мая на открытии 47-го ежегодного заседания Азиатского банка развития Н. Назарбаев, рассчитывает вступить и Казахстан, после чего вне организации останется только Белоруссия. Степень открытости внутренних рынков государств ТС для третьих стран еще более возрастет, что вполне может создать дополнительные угрозы экономическому росту союзных экономик.

В развитии союза есть и явно позитивные тенденции. Так, экспорт казахстанской сельскохозяйственной продукции в страны ТС в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом вырос вдвое (на 208%). Мясной продукции, например, из Казахстана за прошлый год было экспортировано 3 тыс. тонн, тогда как в 2012 г. – 1,5 тыс. тонн. Уровень безработицы в странах ТС в марте 2014 г. по сравнению с мартом 2013 г. снизился на 12,8%, составив всего 1,1%. По методологии Международной организации труда это соответствует уровню безработицы в 5,3% экономически активного населения. Для сравнения: в Евросоюзе этот показатель составлял 10,6%, а в США – 6,7%.

Однако для сохранения хотя бы достигнутого уровня взаимной торговли странам ТС в этом году придется приложить большие усилия, связанные как со стимулированием экономического роста, так и защитой внутренних рынков от зарубежных производителей, что все больше входит в противоречие с членством в ВТО.