Путин отправил референдум на бюллетень?

Москва предложила Юго-Востоку Украины отложить окончательный разрыв с Киевом. Послушается ли Донбасс?

Несмотря на ожесточенные бои, которые ведут киевские силовики вокруг городов Донецкой народной республики, главная новость в среду пришла с полей дипломатических сражений. Похоже, российское руководство решило дать майданным властям последний шанс вернуть ситуацию на Украине в переговорное русло. В Москве прошла встреча между Владимиром Путиным и президентом Швейцарии, а также действующим председателем ОБСЕ Дидье Буркхальтером. По итогам которой глава РФ озвучил основные пункты «дорожной карты» по деэскалации ситуации на Юго-Востоке Украине.

В качестве главного условия запуска мирного процесса Владимир Путин назвал «незамедлительное прекращение всех военных и карательных операций на Юго-Востоке Украины». Президент РФ приветствовал освобождение в Киеве из тюрьмы руководителя ДНР Павла Губарева, но при этом отметил, что Москва ждёт освобождения всех политических заключённых.

 В то же время глава РФ обратил внимание, что переговоры невозможны и без встречных шагов со стороны донецких и луганских ополченцев. «Просим представителей Юго-Востока Украины, сторонников федерализации страны перенести намеченный на 11 мая текущего года референдум, с тем чтобы создать необходимые условия для этого диалога», обратился к ополченцам Владимир Путин.

Намеченные на 25 мая президентские выборы в Киеве он назвал «движением в правильном направлении». При этом сами по себе выборы «ничего не решат, если все граждане Украины не будут понимать, как будут гарантированы их права после проведения этих президентских выборов». Из чего следует, что «прямой диалог между киевскими властями и представителями Юго-Востока Украины является ключевым элементом урегулирования».

В свою очередь, швейцарский гость, г-н Буркхальтер представил «дорожную карту», которую по инициативе ОБСЕ следует положить в основу переговорной повестки. Основные четыре пункта - это «прекращение огня, деэскалация напряжённости, налаживание диалога и выборы». 

Как стало известно, ополченцы Донецкой народной республики согласились учесть призыв президента России Владимира Путина перенести референдум. Предложение будет обсуждаться на заседании правительства ДНР в четверг.

 

По словам пресс-секретаря штаба Донецкой народной республики Кирилла Руденко 8 мая созывается Совет ДНР, на котором будет решено, каким образом реагировать на заявление Владимира Путина. На мой взгляд, просьба российского президента связана с тем, что к границам Народной республики – границам бывшей Донецкой области – стягиваются значительные силы украинской армии. Не исключено, что в таких условиях провести референдум 11 мая не будет возможности: вполне вероятен сценарий полномасштабных военных действий…

Олег Царев, депутат Верховной Рады Украины (в эфире радиостанции «Говорит Москва»):

«Мы можем перенести референдум, мы можем это сделать буквально за несколько дней, но для этого мы хотим увидеть встречное предложение действующей власти. Условием начала переговоров должно быть прекращение вооруженных действий, люди должны перестать гибнуть. Если этого не будет сделано, мы не будем считать, что власть готова договариваться.

При всем уважении и симпатии к Владимиру Путину, но решение о референдуме принимали граждане Луганской и Донецкой области.

Это решение принимает не Владимир Путин, это внутреннее дело дончан и луганчан, мы будем обсуждать и принимать решение самостоятельно».

 Как отметил президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, Владимир Путин вполне предсказуемо отреагировал на мирную инициативу, с которой выступила ОБСЕ.

– Отказаться от предложения остановить насилие и вступить в переговоры, было бы достаточно странно. Другое дело, что Владимир Путин озвучил тезисы, которые привез в Москву президент Швейцарской конфедерации. Но на Юго-Востоке Украины воюют не Путин, швейцарцы или ОБСЕ. Гражданская война на Украине вступила в острую стадию. Если трактовать мирные договоренности, как их трактует официальный Киев, ополченцы должны разоружиться, после чего их просто пересажают. Однако гражданскую войну таким образом не прекратишь.

 Первый шаг - это отвести правительственные войска. Потому что именно киевские силовики пришли штурмовать города Юго-Востока, а не наоборот. Только после этого можно начинать переговоры. Собственно говоря, Запад так засуетился с переговорами, поскольку т.н. «антитеррористическая операция» терпит полное фиаско. Все силы, которые смогли мобилизовать майданные власти, уже неделю осаждают один город с населением в 100 тысяч человек. И никакими успехами, кроме собственных потерь в бронетехнике, вертолетах и людях, похвастать не могут.

Если верить заявлениям официального Киева, он уже арестовал на Юго-Востоке две-три сотни «диверсантов» из ФСБ и ГРУ. Тогда пусть покажут, хотя бы одного. Их нет – потому что кроме мирных жителей, которые в условиях развязанной против них гражданской войны взялись за оружие, на Юго-Востоке нет никого.

Путин может договариваться с Обамой или с Меркель, но стороны должны сами захотеть вступить в переговоры. В противном случае придется вводить иностранные войска и всех разоружать, чтобы начать договариваться.

Юго-Восток должен сам решить, каким он видит свое будущее – в составе Украины, или оформив «цивилизованный развод». 

– Все стороны ведут очень сложные игры. Неслучайно это высказывание появилось именно сейчас, когда возникла реальная возможность совместить президентские выборы с опросом. Россию категорически не устраивало ситуация, при которой президент, ориентированный на Запад, побеждает в унитарном государстве. Понятно, что украинская элита не хочет вариант, который изначально предлагала Россия. Слово «федерализация» там практически ругательное, и даже «регионалы» это не поддерживают. Кстати, это слово практически исчезло из лексикона российских дипломатов. То есть никто не занимает однозначную позицию, мол, нельзя отступать, а надо идти только вперед. И неслучайно Путин сказал о выборах и референдуме разговоре с представителем ОБСЕ и именно сейчас. Это такой сигнал Западу: «Уважаемые коллеги, приложите дополнительные усилия. Конечно, украинская элита хочет жить в унитарном государстве и все контролировать, но вы им объясните, что опрос необходим».