Послание Лукашенко к народу: анализ тезисов
![]()
Президент Белоруссии Александр Лукашенко обратился с ежегодным посланием к Национальному Собранию. В присущей главе белорусского государства манере — с афоризмами, шуточками и подколками — говорил долго, но по существу. И если раньше подобные послания носили скорее формальный характер, то сегодня, когда противостояние между Европой и Евразией становится всё острее, каждое слово руководителя республики имеет большое значение.
Такие послания отражают настроения и устремления элиты в условиях, когда каждое союзное государство формирует собственную внешнюю политику, хотя и следует при этом в общем русле. Особенно, когда внутрибелорусские проблемы временно уходят на второй план. Что мы, собственно, и слышали во время обращения Лукашенко к законодательному органу.
Украина
«Они понимают, что сегодня Беларусь — это не Украина», — упоминает в своём выступлении Лукашенко, намекая, что Майдан в Белоруссии невозможен, потому что «мы держим под контролем эти НПО и «пятую колонну».
Цитата: «Как бы мы ни костыляли Украину, НАТО, Запад… Они там, конечно же, заварили заварушку, не подумав о перспективах…», но «основа всех украинских и прочих событий, в том числе «арабской весны», состоит в том, что в результате страшной коррупции и поборов до нищеты довели людей и положили экономику».
Лукашенко как бы подчёркивает: кризис на Украине только начинается и закончиться он может гораздо большими последствиями, нежели просто смена власти и даже смена внешнеполитического курса.
Вполне возможно, что как раз этим объясняется его позиция по Украине: встречи с самопровозглашённой украинской властью с одной стороны, и поддержка России по крымскому вопросу с другой. Да, Лукашенко поддерживает контакт с Киевом, но каждый раз подчёркивает, что делает это для поддержки украинского народа, украинской экономики (хотя бы в нынешнем полуразваленном виде). Многим ли лучше оставить украинцев с хунтой один на один?
Русский язык
Поскольку русский язык сегодня стал краеугольным камнем восстания на Юго-Востоке, Лукашенко не обошёл стороной и этот вопрос.
Цитата: «Русский язык — это общее достояние прежде всего трёх братских народов: украинцев, белорусов, россиян, да и других народов, которые жили среди нас, с которыми мы жили в одной стране. Этим самым хочу ещё раз подчеркнуть для тех, кто пытается «приватизировать» русский язык: он наш, он ни российский, ни украинский — он наш. Это живое достояние, в том числе и белорусов.
Как разделить, например, между нами и Россией гениального Достоевского, чей род происходит из Беларуси? Как определить, кому — Украине или России — принадлежит Николай Васильевич Гоголь? Думаю, что сама постановка вопроса абсурдна.
Три наших народа объединены общей исторической памятью, общими великими победами, общей православной духовной традицией. Нашей колыбелью была Киевская Русь — могучее и гордое европейское государство со столицей на Днепре».
В этом ответ на украинский кризис. Русский язык — основа идентичности, культурное и ментальное достояние общей цивилизации. Тогда как (теперь уже и государственная) политика его неприятия на Украине опирается на трактовку русского языка как средства коммуникации, не вдаваясь в глубинный смысл. Русский язык такой же родной для украинцев и белорусов, как и для россиян.
К сожалению, в Киеве этого не поняли до сих пор, а вот Минск оказался первой столицей, где русский получил официальный статус.
Придя к власти в 1995 году, Лукашенко сразу же организовал референдум по данному вопросу. Народ ответил утвердительно: за официальный статус проголосовало 95 процентов жителей республики.
К слову, тогда Лукашенко столкнулся с многотысячными акциями протеста националистов из Белорусского народного фронта. Но ему хватило политической воли принять это судьбоносное для Белоруссии, да и для всего постсоветского пространства решение.
Именно поэтому в Белоруссии и удаётся соблюдать такой «языковый порядок». В самом деле, слышали ли вы хоть раз, чтобы, скажем, в белорусскоязычном Гродно были конфликты с русскоговорящими, а в русскоязычном Могилёве — с белорусскоязычными?
Россия
«Российская Федерация всегда была и остаётся нашим стратегическим союзником, нашими братьями, там живут не только русские, россияне, а это наши братья, которые к нам прекрасно относятся. И потерять эту данность белорусам было бы непростительно. Сохранение и укрепление стратегического партнёрства с нашим историческим союзником Россией — приоритетная задача нашей внешней политики. Такой подход закономерен и вытекает из самой сути интеграции…»
И это будет ответом недоброжелателям, пытающимся играть на противоречиях России и Белоруссии. Конечно, разногласия есть, их не избежать. Это и постоянно всплывающие торговые споры (в последнее время, впрочем, они уже выглядят как атавизм), и несовпадение мнений относительно формирования экономического союза в Евразии. Однако их суть в том, что они носят тактический, а не стратегический характер. В российско-белорусских отношениях не ставится под сомнение главное — курс на интеграцию. Даже если Минск или Москва заигрывают с Западом или Китаем, проводя собственную внешнеполитическую линию, основной курс остаётся неизменным.
Запад
А вот Европейский союз и США Лукашенко в своём обращении проигнорировал. Нет, он обвинил Запад во вмешательстве во внутренние дела и в Белоруссии, и на Украине. Однако впервые за долгое время белорусский президент не настаивал, что отношения между Минском и Вашингтоном, Минском и Брюсселем должны быть возобновлены.
Наверное, устал. За почти 4 года, прошедших после президентских выборов, Запад ни на шаг не продвинулся навстречу к Минску. Последний, казалось, выполнил целый ряд условий: освободил всех «политзаключённых» — кандидатов в президенты, которые были арестованы после массовых беспорядков во время белорусского Майдана (Плошчи); согласился на постепенную реформу избирательного законодательства. Но Западу этого мало, Западу нужен максимум — отстранение Лукашенко от власти.
После последних украинских событий белорусский президент, видимо, убедился в этом окончательно. И если в роли субъекта Белоруссия Запад не интересует, зачем пытаться инициировать политический диалог?
***
Итого имеем три кита, на которых будет строиться внутренняя и внешняя политика Белоруссии: евразийская интеграция, языковая политика, Украина.
Интеграция — для окончательного утверждения Белоруссии как республики-основателя нового Союза.
Языковая политика — для утверждения русского языка как языка наднациональной идентичности евразийского пространства, при уважении и всестороннем развитии национального языка белорусского народа.
Украина — как братское государство, за которое Евразия в целом и Белоруссия в частности ещё поборется.
На том и закончим.
Артём Бузила
Комментарии
Комментарий удален модератором
"Нет, мы правильно поступаем, что так сурово караем националистов всех мастей и расцветок. Они лучшие помощники наших врагов и злейшие враги собственных народов. Ведь заветная мечта националистов – раздробить Советский Союз на отдельные “национальные” государства, и тогда он станет легкой добычей врагов." Сталин.
Так вот эти, которым не хватает русского языка, объективно работают на врагов. Через педалирование своей русскости на обострение национальных чувств (понимают они это или нет, другой вопрос) и межнациональных отношений и развал сотрудничества РФ и РБ.
Комментарий удален модератором