К братьям моим харедим
Год назад, в день памяти жертв Холокоста я случайно оказалась в Яффо. Когда настал час сирены, я вышла из машины вместе со всеми, кто был вокруг меня, и встала рядом. Я уединилась внутри себя с уничтоженным европейским еврейством, среди которых и многие члены моей семьи. Впервые в жизни я стояла во время сирены на публике и плакала.
Пока я стояла, погруженная внутрь себя и наедине со своей болью, несколько человек демонстративно прошли вдоль улицы. Я почувствовала жгучее оскорбление и увидела в этом своего рода вызов.
Вдруг я почувствовала то, что всегда лишь понимала: когда мы, харедим, не объединяемся в общенациональной боли в момент звучания сирены, стоя смирно в память о павших — мы говорим, так сказать — нас это не волнует.
Действительно, в наших Книгах Законов и в мире наших традиционных представлений нет ничего о смиренном стоянии во время сирены, и действительно, мы считаем, что чтение псалмов и изучение Мишны (свода законов иудаизма), более значимы, чем ничего не значащее стояние смирно.
Однако не менее, чем на писаных законах (галахи), мы были воспитаны на постулате "и делай прямое и доброе в глазах Господа", когда понимание хорошего и чуткость к ближним являются основными законами жизни. Попробуйте постоять шестьдесят секунд и соединиться с трагедией нашего народа в день Катастрофы, вспомните павших в День памяти — и почувствуйте, что вы часть одного народа, делящего единую судьбу.
Помимо национального единения, мы должны уважать жизнь; семьи павших, тех, кто отдал своих лучших сыновей и дочерей ради нашей безопасности. Мы должны быть благодарны павшим и их семьям за каждый и каждый наш уверенный шаг по нашей Земле Израиля.
Если они просят нас — почтить память их дорогих минутой молчания, имеем ли мы право отказать? Если они видят в этом нежелании народного единения пренебрежение к их близкими, примем ли мы на свою совесть боль, причиненную им?
Братья мои и сестры, я росла в ортодоксальных школах, мои дети получают образование в них, и я плоть от плоти ортодоксальной общины, дорогой моему сердцу. И я тоже росла на мифах, говоривших мне о бессмысленности стояния смирно во время сирены.
Мне очень жаль, что пришлось испытать личную боль в День Катастрофы на улицах Старого Яффо, чтобы понять всю глубину чувства боли от отсутствия уважения к ценностям другого.
Давайте попробуем открыть наши сердца, чтобы справиться с этой задачей, и разделить вместе важные национальные моменты. Если не за вознесение душ погибших, то по крайней мере сказать им тихо спасибо.
Оригинал публикации (иврит)
Комментарии
----------------------------------
Да туристы из России торопились к своему автобусу. Не иначе.
Русские однажды замерли под сирену, когда И.Сталина хоронили
Ну что тут поделать...
---------------------------
Значит вы не умеете располагать к себе и не вызываете доверие у незнакомцев.
Какое отношение имеют к этому дню поминовения христиане и исход из Египта? Откуда столько злости. Почему всегда при любой критики кого-то, ссылаются на грехи других?
Комментарий удален модератором
Это правда, и тут нечего возразить, даже когда кому-то очень нужно их оправдать. Их это не волнует.
Комментарий удален модератором
Теперь о позиции харедим. Ок, они правы на сто процентов, что такой вариант поминовения ушедших, не соответствует принципам Торы. И по тем же принципам евреям нельзя в них участвовать.
Это с одной стороны, с другой - раз уж такая церемония проводится, не стоит столь демонстративно выражать свой протест. Поскольку это то же нарушения закона Торы. И скорее всего стоит поступать так - прежде всего стоит усиленно учить Тору в эти дни. А потом дни и часы, в которые звучит сирена известны заранее - можно ведт на это время прийти в то место где твое поведение не вызовет протеста окружающих.
И еще что очень удивляет, поведение харедим в ряде случаев у многих вызывает негативную реакции. Но почему то ни какие СМИ, не разу не предоставили возможность харедим объяснить народу - откуда все это берется, почему евреи должны вести себя так, а иначе. Не уверен, что кого-то это с ходу убедило, но вот понять харедим скорее всего смогли. М.б. тогда и по спокойней относились ко всему происходящему.