Тимоти Снайдер: свобода по-русски существует только в Украине

Михаил Ходорковский, самый знаменитый из российских политических заключенных, выступил на прошлой неделе перед десятками тысяч украинцев на главной площади в Киеве - Майдане. Ходорковский сказал им то, что они уже знали: что украинские граждане из всех слоев населения, всех национальностей, пострадали и добились своей свободы во время революции ради достоинства и порядочности.

На каком языке говорил Ходорковский в Киеве? На русском, конечно же, своем родном языке, и на языке, на котором говорит большинство украинцев. Большинство украинцев являются двуязычными, и многие украинцы в Киеве говорят на русском, а не на украинском, дома. Украинцы космополитичны так, как это недоступно многим из нас. К сожалению, мы вознаграждаем их за это тем, что не замечаем, что они двуязычны, разделяя их на группы русскоговорящих и украинскоговорящих, делая вывод, что есть две нации вместо одной - и тем самым готовим себя к военной пропаганде Путина.

Путин утверждает, что он защищает права русскоговорящих на Украине. Он использовал этот аргумент для своего вторжения в Крым и электорального театра вчера, на "референдуме", на котором не было возможности проголосовать против объединения с Россией.

Среди русскоговорящих в Крыму есть крымские татары, в исторической памяти которых доминирует жестокая депортация Сталиным в сороковые годы, и которые бойкотировали "референдум". В нем не было никакого упоминания их прав как меньшинства, ни права на собрания - Меджлис, который был разрешен украинскими законами. Крымские татары теперь бегут с полуострова на территорию основной Украины. Русскоязычные украинские евреи также дали ясно понять Путину, что они не хотят российской интервенции.

Если бы русскоговорящие страдали от дискриминации, это бы вызвало беспокойство, но не являлось бы обоснованием для вторжения.

На самом деле русский язык является совершенно нормальным языком общения на Украине. Там десятки миллионов русскоязычных читают свободную прессу, смотрят бесконтрольно телевидение и узнают информацию из нецензурируемого интернета - на украинском или на русском, как им нравится.

В России же основные соцсети приведены под контроль государства, телевидение было почти полностью подчинено, а несколько оставшихся свободомыслящих блогов и новостных интернет-сайтов были либо закрыты, либо на них оказывалось давление. Это делает Украину островом свободы слова для людей, говорящих на русском.

Есть страна, где миллионы русскоговорящих не имеют базовых прав. Эта страна - Российская Федерация. Есть соседняя страна, где десятки миллионов русскоговорящих пользуются базовыми правами - несмотря на дезорганизацию революции и российское вторжение. Эта страна - Украина. Как говорится в одной шутке, Украина - это страна, где люди говорят по-русски, а Россия - это страна, где люди молчат по-русски.

Во время своей речи Ходорковский был прерван массами Майдана. Украинцы скандировали снова и снова: "Слава России! Слава России! Слава России!" и "Спасибо, спасибо, спасибо". Они произносили эти слова уважения к своему российскому гостю на русском языке. Такие украинцы представляют собой настоящую украинскую проблему Путина: свободные люди, которые свободно говорят на русском и могут стать однажды примером для самих россиян.

Тимоти Снайдер является приглашенным профессором истории в Лондонской школе экономики. Он является автором "Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным".