План "Д"
                        О том как Ленинград готовили к обороне в середине сентября 1941 года известно мало.
Но до этого оборона города фактически была сломленна.
Наибольшего успеха добились части 16-й армии противника, они стали обходить город с восточной стороны, продвигаясь по левому берегу Невы к Ладожскому озеру. 
Утром 6 сентября 300 немецких бомбардировщиков на узком участке фронта произвели налёт на войска 1-й дивизии НКВД, защищавшие подступы к Шлиссельбургу. Дивизия понесла тяжелые потери в личном составе и материальной части. 
Однако крепость, получившая в свое время название Орешек, отделенная узкой ( 150 метров ) полосой воды от города, не сдалась немцам. 
За полуразрушенными стенами крепости закрепились 300 пехотинцев и моряков во главе с капитаном Н. И. Чугуновым. 
8 сентября Шлиссельбург был взят 42-м пехотным полком 126-й пехотной дивизии и таким образом Ленинград был отрезан от его юго-восточных коммуникаций. К Ленинграду подошли основные силы 18-й армии, левый фланг 16-й армии прикрывал своего левого соседа у Волхова. 
С 8 сентября Ленинград был блокирован с суши, а движение судов с Ладожского озера по Неве парализовано. 
В ночь на 9 сентября противник на участке Пороги - Шереметьевка пытался на плотах переправиться через широкую и полноводную Неву но, понеся большие потери от огня рабочих отрядов, охранявших правый берег, от переправы отказался.
 
Этот естественный рубеж и явился надежным щитом для осажденных, под прикрытием которого они уверенно отбивали атаки противника. Попытки неприятельских войск пробиться к Ленинграду с Юга успеха не имели.
Бои за Слуцко-Колпинский УР начались 30.8.41 и продолжались до 9 сентября. 291-я пехотная дивизия в течении одного дня уничтожила более 150 бетонных дотов. 
Потеснив войска 55А оборонявшей УР, противник овладел Слуцком и Пушкино, отрезал но дальше продвинуться не смог. Фронт в этом направлении (вдоль Московского шоссе) стабилизировался до января 1944.
В результате выхода противника к Красногвардейску с Запада и наступлению немцев через Чудово советские войска, находившиеся в районе Луги, оказались в крайне тяжелом положении и были вынуждены с тяжелыми боями отойти на север. 
12 сентября противник ударом трех дивизий прорвал оборону советских войск в районе Красного Села и стал продвигаться к городу
Новый командующий фронтом Г.К.Жуков был вынужден пойти на крайне рискованный шаг и ввести в сражение свой последний резерв - 1-ю стрелковую дивизию...... 
Атаки с большими потерями были отбиты. 
Немецкие войска были отброшены в исходное положение.Однако парировать новые прорывы было нечем.
 
Сложилась критическая ситуация,несмотря на то что немцы 14 сентября приостановили наступление ясно что это было лишь временное затишье
МЕРЫ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБЬЕКТОВ
Высшее руководство страны считало что остоять город может не получится.
13 сентября в Ленинград прилетел заместитель наркома внутренних дел, бывший недавно наркомом ГБ, В.Н.Меркулов. 
Он имел мандат Государственного Комитета Обороны N 670 на разработку совместно с членом Военного совета Ленинградского фронта, секретарем горкома ВКП(б) Кузнецовым мероприятий на случай вынужденной сдачи города. 
Сам план уничтожения страегических обьектов был разработан ещё в июле 1941 года и назывался план "Д".
 
Но он оставался лишь планом до 13 сентября 1941 года,когда угроза захвата Ленинграда стала очевидной
Лучшим доказательством этого является документ, выданный ГКО В.Н.Меркулову 13 сентября 1941 г.:
Мандат был дан Заместителю НКВД СССР т. Меркулову В.Н. в том, что он является Уполномоченным Государственного Комитета Обороны по специальным делам.
Вот краткий текст:
"Тов. Меркулову поручается совместно с членом Военного Совета Ленинградского фронта тов. Кузнецовым тщательно проверить дело подготовки взрыва и уничтожения предприятий, важных сооружений и мостов в Ленинграде на случай вынужденного отхода наших войск из Ленинградского района. 
Военный Совет Ленинградского фронта, а также партийные и советские работники Ленинграда обязаны оказывать т. Меркулову В.Н. всяческую помощь"
Меркулов принялся выполнять данное указание.И вот что из этого вышло.
СТРАТЕГИЯ ПЛАНА
Согласно "плану "Д"", при каждом райкоме ВКП(б) создавались тройки в составе первого секретаря райкома, начальника райотдела НКВД и представителя инженерных частей РККА, назначенного Военным Советом фронта. 
Эти тройки определяли перечень находившихся на территории района предприятий, подлежащих уничтожению в случае отхода наших войск. На каждом предприятии также создавались тройки. В них входили: директор, секретарь партийного комитета и начальник режимно-секретного отдела. 
 Эти тройки составляли детальный план спецмероприятий, включавший очередность уничтожения оборудования и запасов, способы уничтожения (подрыв, механическое уничтожение, поджог, затопление и т. д.), поименный список работников, ответственных за выполнение спецмероприятий. 
В плане указывались необходимое количество взрывчатки, а в случае выведения из строя узлов и агрегатов механическим путем -- кувалд и топоров, расчет времени, способы оповещения исполнителей о начале действий. 
 На УНКВД были возложены функции контроля за выполнением спецмероприятий. С этой целью за всеми предприятиями были закреплены оперативные сотрудники районных отделов. 
 Общее руководство мероприятиями по плану "Д" и работой районных троек возлагалось на секретаря ГК ВКП(б) Кузнецова и начальника УНКВД ЛO Кубаткина. Распоряжение о приведении плана в исполнение должно было даваться Военным Советом Ленинградского фронта. Стоит ли говорить, какая колоссальная ответственность лежала на нем и какой требовался ювелирный расчет ситуации, чтобы не ошибиться ни в ту, ни в другую сторону: 
«не оставить врагу ленинградские заводы и не взорвать их напрасно»
Еще большая ответственность лежала на Меркулове как на контролирующей инстанции -- именно он, обладатель мандата ГКО, должен был сказать последнее слово. 
Получив распоряжение Военного Совета, непосредственный сигнал секретарям райкомов должен был дать Кузнецов - по телефону или письменно. 
Параллельно такой же приказ по своей линии отдавал и Кубаткин. Только в случае получения приказа по обеим линиям план подлежал реализации. 
 Согласно "плану "Д"", следовало подготовить к уничтожению около 380 предприятий, из них к первоочередным было отнесено около 250. 
План был подготовлен под руководством Кузнецова, тщательно проверен Меркуловым и утвержден Военным Советом Ленинградского фронта 15 сентября 1941г. 
Контроль за ходом подготовки к проведению спецмероприятий проводился специальной бригадой НКВД СССР и районными отделами НКВД, которых на тот период насчитывалось 15 (Василеостровский, Володарский, Выборгский, Дзержинский, Кировский, Красногвардейский, Куйбышевский, Ленинский, Московский, Октябрьский, Петроградский, Приморский, Свердловский, Смольнинский, Фрунзенский). 
ПЛАН ПО МИНИРОВАНИЮ И УНИЧТОЖЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБЬЕКТОВ
Вот этот документ.
"СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
П Л А Н
мероприятий по организации и проведению в жизнь специальных мер по выводу из строя важнейших промышленных и иных предприятий города Ленинграда на случай вынужденного отхода наших войск
1. При каждом райкоме ВКП(б) г. Ленинграда создается тройка в составе первого секретаря райкома ВКП(б), начальника РО НКВД и представителя инженерных частей РККА по назначению Военного Совета Фронта.
2. Указанная в пункте 1-м тройка определяет перечень находящихся на территории района предприятий, подлежащих подрыву или уничтожению другими путями на случай вынужденного отхода наших войск.
3. На каждом внесенном в список предприятии для организации проведения специальных мер создается тройка в составе директора предприятия, секретаря партийного комитета и начальника секретного (спец.) отдела (если таковой на предприятии имеется).
4. Тройка на предприятии определяет перечень объектов, подлежащих уничтожению и устанавливает очередность проведения мероприятий. В первую очередь должны быть уничтожены важнейшие узлы предприятий являющиеся для предприятия жизненными центрами; во вторую очередь — все остальное.
5. Тройка на предприятии составляет, в двух экземплярах, детальный план уничтожения или вывода из строя предприятия, предусмотрев в этом плане: 
а) перечень объектов, подлежащих уничтожению с разбивкой на очереди; 
б) именной список людей (работников предприятия) ответственных за проведение соответствующих мероприятий на каждом отдельном узле или пункте предприятия; 
в) способы, посредством которых тот или иной узел выводится из строя (подрыв взрывчатыми веществами, механическое уничтожение, облитие кислотами, затопление или иные способы специфические для того или иного агрегата), общее количество потребных взрывчатых веществ, кувалд, топоров и других приспособлений; 
г) приблизительный расчет времени потребного для осуществления намеченных мероприятий;
 д) способы оповещения ответственных исполнителей о начале действий.
6. Районные тройки рассматривают планы, составленные тройками предприятий, корректируют их, определяют порядок производства разрушений с учетом путей отхода и возможности взрыва отдельных объектов с тем, чтобы не мешать взрывным работам на других объектах и т.д. 
Районные тройки принимают меры к заблаговременному получению необходимого количества взрывчатых веществ, бикфордова шнура, капсюлей-детонаторов и проч.
7. Районные тройки принимают меры к заблаговременному вывозу с предприятий, по указанию Горкома ВКП(б), цветных металлов, топлива, продовольственных запасов, а также части оборудования.
8. Для организации мероприятий по подрыву должны быть использованы, помимо работников соответствующих предприятий, также инструктора подрывники соответствующих организаций в городе Ленинграде («ОБЛВЗРЫВПРОМ», ЭПРОН, Военно-Транспортная Академия и др.) 
Эти инструктора, по поручению Горкома ВКП (б), организует обеспечение выделенных на предприятии людей и руководят проведением подготовительных мероприятий (закладка шурфов, подготовка камер ниш и проч.).
9. Общее руководство всеми указанными выше специальными мероприятиями и работой райтроек и троек на предприятиях, возлагается на Горком ВКП (б) города Ленинграда (т. КУЗНЕЦОВА) и УНКВД ЛО (т. КУБАТКИНА). К подготовительным мероприятиям, обеспечивающим осуществление их в соответствующий момент, все предприятия города Ленинграда приступают немедленно.
10. Необходимость вывода из строя того или иного предприятия, или группы их, определяется решением Военного Совета Ленинградского фронта. 
Распоряжение о начале уничтожения и вывода из строя предприятий дается Военным Советом Ленинградского фронта с таким расчетом, чтобы эти мероприятия не были бы преждевременными, с одной стороны, а с другой стороны, чтобы с их проведением не опоздали.
11. Сигнал о необходимости приступить к уничтожению дается, по указанию Горкома ВКП(б) (т. КУЗНЕЦОВА) лично секретарями райкомов лично директорам предприятий и секретарям райкомов предприятий по телефону (с обратной проверкой) или письменно.
12. По получении распоряжения о начале уничтожения Нач. УНКВД ЛО т. КУБАТКИН дает соответствующие указания Нач. РО НКВД города, возлагая на последних обязанность взять под контроль процесс вывода из строя предприятий, фактически проверить выведено ли из строя то или иное предприятие и все недоделанное - доделать. 
Для этой цели УНКВД ЛО и РО НКВД города Ленинграда выделяют необходимое количество соответствующим образом проинструктированных оперативных работников НКВД.
13. Балтийский Флот проводит аналогичные мероприятия по отдельно разработанным планам и осуществляет их по указанию Военного Совета Ленинградского фронта.
14. Уничтожение мостов в городе Ленинграде обеспечивается непосредственно соответствующими воинскими частями по указанию Военного Совета Ленинградского фронта.
(КУЗНЕЦОВ)                 (МЕРКУЛОВ)
«14» сентября 1941 г. г. Ленинград"
Архив УФСБ РФ по СПб и ЛО. Коллекция «План Д» Т. 1, л. 1—5. Заверенная копия.
Вот постановление военного совета фронта:
"СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Военного Совета Ленинградского Фронта от « » сентября 1941 года 1 №________
1.
 Представленный тов. МЕРКУЛОВЫМ и тов. КУЗНЕЦОВЫМ план организации специальных мероприятий по городу Ленинграду УТВЕРДИТЬ.
2. Поручить т. КУЗНЕЦОВУ проинструктировать секретарей Гор.райкомов города Ленинграда по существу плана.
3. Поручить т. КУБАТКИНУ дать соответствующие указания Нач. РО НКВД города Ленинграда по существу плана, а также выделить необходимое количество оперативных работников для контроля за подготовкой и осуществлением в должный момент утвержденного плана спец. мероприятий.
4. Обязать т. КУБАТКИНА в помощь тройкам на крупнейших предприятиях города Ленинграда (Ижорский завод, Кировский завод, завод имени Жданова) прикрепить по 3-5 оперативных работников.
5. Контроль за подготовкой и осуществлением спец. мероприятий по Краснознаменному Балтийскому Флоту возложить на 3-й отдел КБФ (т. ЛЕБЕДЕВА).
6. Обязать тройки на всех предприятиях в суточный срок письменно доложить районным тройкам о готовности своих предприятий к проведению специальных мероприятий.
Архив УФСБ РФ по СПб и АО. Коллекция «План Д». Т. 1, л. 6—7. Черновик.
СПИСОК СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБЬЕКТОВ
А вот неполный список всех ликвидируемых в случае необходимости предприятий:
"СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
П Е Р Е Ч Е Н Ь
предприятий города Ленинграда, обследованных бригадой НКВД СССР с точки зрения их готовности к проведению специальных мероприятий
1.         Ижорский завод      — гор.Колпино
2.         Завод им.Кирова     — Кировский район
3.         Завод им.Жданова  — -//-
4.         Завод «Большевик» № 232           — Володарский район
5.         Завод им.Ленина     — -//-
6.         Комбинат «Рабочий»         — -//-
7.         Невский химкомбинат        — -//-
8.         Пятая ГЭС      — -//-
9.         Мелькомбинат им.Ленина            — -//-
10.       Первая ГЭС    — Московский район
11.       Завод «Электросила»         — -//-
12.       Фабрика «Скороход»         — -//-
13.       Вагоностроительный завод им.Егорова— -//-
14.       Фабрика «Пролетарская победа» № 2   — -//-
15.       Завод резинотехнических изделий         — Ленинский район
16.       Завод «Металлист»— -//-
17.       Завод «Красный Треугольник»     — -//-
18.       Регенераторный завод       — -//-
19.       Шинный завод         — -//-
20.       Завод «Станкопринадлежность»— -//-
21.       Красноармейская АТС        — -//-
22.       Завод им.Андре Марти      — Октябрьский район
23.       Ленинградский торговый порт     — -//-
24.       Центральный Телеграф      — -//-
25.       Хлебозавод № 14    — Дзержинский район
26.       Некрасовская АТС    — -//-
27.       Центральная водопроводная станция    — Смольнинский район
28.       Завод № 5    — Красногвардейский район
29.       Завод № 7    — -//-
30.       Завод им.Лепсе       — -//-
31.       Завод «Красный Выборжец»        — -//-
32.       Завод № 522— -//-
33.       Завод им.Сталина   — -//-
34.       Ленинградский узел Октябрьской железной дороги."
После утверждения плана работа по нему неукоснительно продолжалась, и 23-25 сентября 1941г. все начальники райотделов УНКВД представили Меркулову специальные сообщения о ходе ее выполнения. 
Тем не менее он потребовал к 30 сентября дать в письменной форме ответы на ряд вопросов касательно подробностей реализации плана
О степени готовности отдельных мероприятий, в частности, о выделении инструкторов и проведении с ними инструктажей по использованию взрывчатых веществ, о наличии взрывчатки, готовности связных и т. д. 
Особое внимание уделялось необходимости налаживания взаимодействия с предприятиями энергетического блока, связи и водопровода.
 
НЕМЦЫ БЫЛИ В КУРСЕ
 Как всегда в подобного рода случаях, остро стоял вопрос конспирации, а также готовности органов внутренних дел к пресечению любых попыток сопротивления со стороны рабочих и персонала предприятий. 
Это было связано с работой вражеской пропаганды: немцы в своих листовках призывали население города не допустить уничтожения ленинградских заводов, подчеркивая, что тем самым уничтожаются "средства, необходимые для восстановления вашей родины". 
В одной из листовок немецкие пропагандисты призывали ленинградцев 
"собраться с силами и занимать свои фабрики и заводы" и сопротивляться "преступным поджигателям и взрывателям". 
В докладных записках начальников райотделов УНКВД указывалось, что подготовку к проведению спецмероприятий удалось в целом провести скрытно от населения, хотя очень маловероятно, что такую масштабную операцию удалось полностью законспирировать. 
По крайней мере партийный актив и специалисты наверняка о ней не просто догадывались, но и знали. 
Материалы немецкой разведки свидетельствуют о том, что и противник был осведомлен о проводившихся в городе мероприятиях, о чем свидетельствуют, например, уже упоминавшиеся листовки. 
Тем более что речь шла об уничтожении не только важных оборонных и промышленных предприятий, но и соединяющих районы города мостов - эта часть плана обеспечивалась воинскими частями по указанию Военного Совета Ленинградского фронта. 
Так, в донесении военной разведки штаба 18-й армии о положении в городе в период с 25 сентября по 3 октября 1941г. говорилось о том, что 
"предприятия, мосты, а также, по-видимому, водопровод заминированы и подготовлены к взрыву представителями центральных органов".
Впрочем, никаких разведданных в данном случае не требовалось: едва ли хотя бы один военный мог сомневаться в том, что в случае оставления города мосты будут взорваны. 
Кстати, немецкая разведка в 1942 году, направляя своих разведчиков в Ленинград, ставила перед ними задачу выяснить, какие объекты продолжают оставаться заминированными. 
По "плану "Д"" во избежание возможного сопротивления со стороны персонала предприятий при реализации спецмероприятий предполагалось обеспечить постоянную охрану объектов силами особо проверенных и надежных рабочих или же до введения в действие плана вывести оттуда всех рабочих и служащих. 
Кроме того, районные отделы УНКВД проводили дополнительные оперативные проверки исполнителей. 
 Улучшение положения на фронте к началу октября 1941 года привело к изменению настроения некоторых руководителей предприятий, которые не спешили выполнять все рекомендации бригады НКВД СССР. 
Обращаясь к Кузнецову, Меркулов напоминал, что 
"в соответствии с данным нам заданием... вне зависимости от обстановки на фронте, все предприятия должны быть полностью готовы к проведению специальных мероприятий". 
Уполномоченный ГКО просил "принять соответствующие меры в отношении секретарей горрайкомов, обязав их в кратчайший срок закончить осуществление разработанных планов". 
 Выявленные бригадой НКВД СССР и районными отделами УНКВД Ленинграда недочеты были обобщены и доведены до сведения Кузнецова 3 октября 1941 года. 
В частности, указывалось, что на ряде предприятий по-прежнему не разработаны и не утверждены районными тройками соответствующие планы, на объектах не хватает взрывчатки и детонирующего шнура, исполнители далеко не везде переведены на казарменное положение и проинструктированы.
 Почти во всех районах нет взаимодействия между предприятиями и районными комитетами ВКП(б), с одной стороны, и системами Ленэнерго, телефонной сети и водопровода - с другой. 
Подводя итог проделанной по "плану "Д"" работы, можно констатировать, что горкомом ВКП(б) и Военным Советом Ленинградского фронта была выдержана установка ГКО о недопущении как преждевременности проведения мероприятий, так и опоздания с их осуществлением. 
В конечном счете, благодаря стабилизации Ленинградского фронта не состоялись ни первое, ни второе. 
Оценивая значимость "плана "Д"", можно добавить и то, что он сыграл важную роль в повышении эффективности работы предприятий и улучшении дисциплины в рабочих коллективах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом необходимые меры в случае захвата немцами Ленинграда были приняты.
                        
                     
                    
                    
Комментарии