Преодоление себя. Часть II

2. Виктор Языков.

"На земле слишком много зла, исходящего от людей.
Природа же бывает жестокой, но никогда не бывает злой.
Она просто проверяет твои способности. Море справедливо".
Виктор Языков

Виктор Аркадьевич родился 29 октября 1948 года в поселке Лазаревском, на берегу Черного моря в семье рыбака. Когда мальчику было четырнадцать лет, пропал без вести в море отец, и Виктор стал главой семьи. В начале 60-х годов ему в руки попал западный журнал о парусном спорте. В одной из статей рассказывалось о покоряющих бурные волны далеких морей яхтсменах-одиночках, участвующих в трансатлантической регате. Нарисованная картина настолько поразила воображение подростка, что он посвятил всю свою жизнь этому прекрасному и трудному увлечению. Виктор начал заниматься парусным спортом, стал членом Лазаревского парусного кружка, особенно полюбил яхты класса "Финн" - небольшие лодки, управляемые одним человеком. Именно тогда, в шестнадцать лет, он решил обойти на яхте вокруг света.

Виктор Языков


Окончив мореходное училище и став в 1976 году яхтенным капитаном, Виктор уехал на Дальний Восток, где работал на рыболовных судах. В Находке он стал одним из организаторов яхт-клуба и руководил им в течение семи лет. Участвовал в парусных гонках, проводимых в Находке и Владивостоке, совершил первое зарубежное плавание на яхте в Японию, ходил в Охотское море, Тихий океан. Сначала выступал на олимпийских катамаранах "Торнадо", затем - на крейсерских яхтах. Языков входил в состав команды, строившей и готовившей "Фазиси" - первую и единственную советскую яхту, принимавшую участие в гонке вокруг света "Whitbread" в 1989-90 годах. Виктор прошел на "Фазиси" первые два этапа регаты, то есть половину всей дистанции, до Фримантла (Австралия).

Есть такая гонка  "Around Alone"(В одиночку вокруг) которая считается Эверестом парусного мира. Участие в ней стало мечтой для Виктора. Двадцать семь тысяч миль вокруг Земли - вот та дистанция, которую преодолевают яхтсмены. Этот путь разбит на четыре этапа, с заходами для ремонта лодок и отдыха в Кейптаун (Южная Африка), Окленд (Новая Зеландия) и Пунта-дель-Эсте (Уругвай). Через 8-9 месяцев после старта яхтсмены финишируют в Чарльстоне.

Яхта Языкова, названная им "Ветер перемен", была построена им самим, с помощью многих - родственников, друзей, любителей парусного спорта. (Для организаторов гонки было удивительно, что такая прекрасно подготовленная лодка была построена не в оснащенных по последнему слову техники мастерских Европы или США, а в России, в небольшом городе на берегу Черного моря.) Основного спонсора, имя которого обычно несет яхта на корпусе и парусах, не было. Поэтому Виктор написал имена всех, кто помогал ему, на борту "Ветра перемен". Мысль, что не один он вложил свои силы, надежды и мечты в эту яхту, в его - Виктора - участие в регате, поддерживала его и помогала справиться с трудностями.

 Языков на своей яхте "Ветер перемен"


Из за финансовых трудностей яхта опоздала к контрольному сроку, установленному для прибытия участников гонки в Чарльстон, на одиннадцать дней, появившись в гавани города только вечером 23 сентября. Штраф, назначенный Виктору организаторами гонки, составил 271 час, добавленный к его ходовому времени еще до старта! Кроме того, Виктор очень устал, лодка требовала осмотра и устранения мелких повреждений. Но русский яхтсмен не мог отказаться от воспоминаний детства и 1 октября в 17 часов по местному времени, через пять дней после ухода всего флота гонки все-таки пересек стартовую линию и вышел на первый этап "Around Alone". Шестнадцать с половиной суток составлял отрыв Языкова от остальных участников, то есть время сверх действительного времени его движения.

Штормы, многочисленные ушибы на руках и ногах. Депрессия от усталости. После Виктор вспоминал, что два дня он просто не мог ни есть, ни пить, ни работать. Только разговоры с женой, которую Языков называет своим самым надежным помощником, помогли ему преодолеть психологические проблемы. Возле экватора он начал обгонять соперников, за кормой оставил и яхту Конюхова. 27 октября пересек экватор и уже в Южной Атлантике отметил свое пятидесятилетие. По электронной почте Виктор в тот день получил много приятных поздравлений. И вот, когда его лодка заняла уверенное пятое место в своем классе, случилась новая беда.

Через два месяца после старта небольшие ссадины на ушибленном еще при переходе в Чарльстон правом локте превратились в огромную, желто-фиолетовую опухоль, боль не давала ничего делать. В конце концов, Виктор посредством электронной почты (он не смог позволить себе приобрести сотовый телефон) связался с Гоночным комитетом и попросил помощи. Комитет обратился к хирургу гонки Дэниелу Карлину.

Несколько лет назад этот отставной врач ВМФ США создал в Бостоне медицинскую корпорацию "World Clinic", чтобы оказывать дистанционную срочную медицинскую помощь тем, кто не может иначе обратиться к врачу. Карлин задал Языкову вопросы о его состоянии. Вскоре пришел решительный диагноз врача: абсцесс, грозящий в ближайшие часы прорваться внутрь организма и убить яхтсмена. До ближайшего порта - многие сотни миль, а медлить нельзя. Виктор принял решение самостоятельно оперировать локоть. Карлин послал Виктору инструкцию, как проводить операцию, и напомнил, что на борту яхты должна быть аптечка, которой "World Clinic" снабдила каждого участника гонки.

Языков подготовил штурманский стол, закрепил зеркало, чтобы видеть локоть, на голову надел шахтерскую лампочку, достал инструменты и бинты. Надрезал кожу скальпелем, хлынула кровь, которую Виктор не мог остановить целый час. Наложил два жгута - кровь все лилась. Очень ослаб, с трудом удерживал сознание и думал, вот - по каплям из него уходит жизнь. Не было сил ни двигаться, ни сопротивляться надвигающейся смерти. Впоследствии выяснилось, что Виктор в качестве болеутоляющего принял пять таблеток аспирина, который, как известно, ухудшает свертываемость крови. Через часа два, поняв, что дольше бездействовать невозможно, разрезал жгуты - пальцы не шевелились, рука была как мертвая. Стал восстанавливать руку. Несколько часов пытался согреть ее, разговаривал с ней, баюкал. Когда понял, что рука все-таки жива, выпил красного вина, съел шоколадку и - провалился в глубокий сон. А когда спустя восемь часов очнулся, почувствовал себя значительно лучше. Опухоль на локте почти исчезла, температура спала, кровь остановилась. Виктор послал отчет об операции в Чарльстон. По иронии судьбы "Ветер перемен", поставленный заранее на автопилот, показал в эти сутки лучшую среди яхт второго класса скорость за всю гонку и прошел один, не ведомый своим капитаном, 239 миль.

16 ноября яхта Виктора, наконец, финишировала в кейптаунском порту. По итогам этапа чистое время Языкова соответствовало четвертому месту в своем классе, но из-за штрафа и более позднего старта он занял лишь восьмое, предпоследнее.

Второй этап гонки "Around Alone" стартовал 5 декабря 1998 года. На этом этапе Виктор потерял связь с внешним миром и даже не смог получать прогнозы погоды. Повредил колено. Тем не менее, 10 января "Ветер перемен", уступив только более скоростным пятнадцатиметровым яхтам, пришел в Окленд четвертым в своей группе. Языков моментально оказался в центре внимания мировой прессы, восхищенной его мужеством, отвагой, упорством и стремлением достичь поставленной цели. Ведущие телевизионные компании, такие как CNN, посвятили ему свои репортажи, о Языкове были написаны сотни статей. И хотя поводом их была уникальная операция, главным открытием журналистов стало превосходное мореходное мастерство, мужество и воля к победе российского яхтсмена. Виктор был немного смущен таким повышенным интересом к себе со стороны журналистов, но именно оно помогло ему найти силы, чтобы продолжить соревнование.

И опять вместо отдыха - работа. Группа поддержки Виктора не нашла средств, чтобы прилететь в Австралию. Но он не остался один. Немалую помощь Языкову в Окленде оказала русская диаспора, причем безвозмездно. Эмигранты из России, дети и внуки тех, кто покинул родину более полувека назад, спешили на помощь русскому моряку. Врач-физиотерапевт Оксана Махно осмотрела поврежденную руку, провела несколько сеансов лазерной терапии, завершила курс лечения локтя. Помогли и привести в порядок яхту. На вопрос почему, с какой целью они стремятся помочь человеку, которого видят в первый раз в жизни, один из эмигрантов ответил: "Потому что он - русский. Он смелый и мужественный человек. Он совершил подвиг и показал всему миру, что и сегодня русские люди - образец отваги и мужественности. Наша помощь не бескорыстна, так как он повышает престиж всех русских в мире - а значит, и наш престиж. 

Третий этап. Самый сложный и опасный. Именно на этом этапе гонщики должны обогнуть мыс Горн - это самый трудный проход во всем Мировом океане. Яхты участников "Around Alone" вышли из Окленда 6 февраля 1999 года. Их количество уменьшилось еще на четыре. Выбыл из соревнования российский спортсмен Конюхов, не сумевший до истечения контрольного срока прибыть в Австралию. Третий этап стал труднейшим и для супероснащенных яхт лидеров, и для Виктора Языкова.

Четвертый этап начался 10 апреля 1999 года. Всего девять яхт вышли на старт финального перехода, а менее чем через месяц, 8 мая, в Чарльстоне финишировал победитель пятой кругосветной гонки яхт-одиночек вокруг света "Around Alone" итальянец Джованни Сольдини. Россиянин Виктор Языков пришел к финишу третьим из всех участников, закончивших гонку, и по итогам регаты занял четвертое место в своей группе. Для семьи Виктора и для него самого этот финиш был исполнением тридцатипятилетней мечты. Языков стал первым российским яхтсменом, выступившим наравне с лидерами мирового парусного спорта, показавшим выдающийся результат, несмотря на существенное отставание в начале гонки, серьезнейшую травму, нехватку денег для организации достаточной помощи и малые размеры яхты.


 


Источник: http://www.whoiswho.ru/old_site/russian/Password/journals/51999/yazykov.htm