Российский подводный флот получит преимущество в дуэлях

Известия в публикации http://izvestia.ru/news/569783 пишет, что отечественные подлодки научатся запускать торпеды во время уклонения от торпед противника.

Российские подлодки должны получить технологию безопасного запуска торпед при маневре уклонения от вражеского оружия. Согласно документации по развитию ВМФ (есть у «Известий»), к соответствующим исследованиям приступил санкт-петербургский Крыловский государственный научный центр. Как отмечают подводники, сейчас ни одна страна не имеет подлодок с такими возможностями. Чтобы запустить торпеду, подводный корабль должен остановиться или двигаться прямым курсом — что повышает его уязвимость.

Согласно техзаданию проекта, планируются «комплексные исследования динамики различных образцов оружия и средств самообороны при выпуске с маневрирующей подводной лодки и разработаны общие рекомендации по обеспечению безаварийного выпуска». Отмечается, что технология «должна быть применима для типовых образцов оружия, стоящих на вооружении». Она «обеспечит повышение боевой эффективности подводной лодки, особенно в дуэльной ситуации».

Как сообщили «Известиям» в Крыловском государственном научном центре, результаты работы будут применяться и для модернизации существующего подводного флота, и при создании новых образцов вооружений — торпед и подлодок.

— Работа будет вестись для обеспечения перспективных образцов техники, а также для обновления военно-морского флота, — сказал представитель центра.

Эксперт в области боевого применения торпедного оружия, профессор Военно-морской академии Владимир Поленин пояснил, что по существующим правилам огонь с подводного корабля ведется только когда он неподвижен, либо идет прямым курсом. Лодка прекращает маневр перед командой на запуск торпеды.

— При маневрировании системы отслеживания курса могут войти в конфликт с системой наведения торпед. Кроме того, при вращении лодки сильный боковой поток может привести к излому корпуса торпеды. Она вылетает не мгновенно, и тонкий корпус сломает водой — такое бывало неоднократно. Стрельбу при маневрировании раз и навсегда запретили — это изучается уже на первом курсе училищ и институтов, — отметил Поленин. — Пока что для нашего флота эта проблема не решена, на американском флоте тоже.

В техническом задании также отмечается, что «существующие инструкции запрещают стрельбу... при маневрировании подводной лодки... В связи с наличием таких запретов вопросы безопасности стрельбы при маневрировании до настоящего времени не обследовались». Там же указано, что «внедрение технологии... должно обеспечить снятие запретов».

Советник-референт гендиректора Крыловского государственного научного центра Валерий Половинкин отметил, что при интенсивном движении системы наведения могут выбрать неправильное направление для торпеды, которая самостоятельно наводится после запуска.

— На определенном расстоянии от цели торпеда сама выбирает цель, при этом, если не найдет цель, она может вернуться в борт лодки, — пояснил эксперт.

Запуск торпеды при маневрировании опасен поражением своего же корабля, подтверждает капитан третьего ранга в запасе Андрей Николаев.

— При маневре торпеда может перехватить цель.

Только лихие командиры могут нарушать правило статичной стрельбы, — подчеркнул он.

При этом разработка является весьма актуальной для дуэльной ситуации. Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров подчеркнул, что при уходе от противника у подводного корабля часто нет возможности остановиться, чтобы выпустить торпеду.

В техзадании указано, что результаты будут использоваться «при разработке инструкций по выпуску торпед, ракетоторпед и средств самообороны». Исследовательская работа должна завершиться в 2016 году. На эту разработку выделено 165 млн рублей.

Как известно, ракетоторпеды не имеют возможности изменения траектории своего движения и самонаведения, поэтому стрельба ими возможна только прямо по курсу. И никаких дополнительных инструкций по их пуску при этом не требуется.

Стрельба обычными торпедами более разнообразна, особенно с учетом того, что современные торпеды имеют системы дистанционного управления или системы самонаведения (акустические, магнитометрические, по кильватерному следу и др). Рассматривать особенности их применения мы не будем, только следует отметить, что обычно стрельба торпедами ведется на дальности в несколько десятков километров и никакой дуэли при этом не бывает. Учитывая достаточно высокий уровень гидроакустических средств обнаружения подлодок, ближе им просто опасно подходить без риска быть обнаруженными и уничтоженными.

Но иногда возникают ситуации, когда подлодки сторон сближаются на достаточно малое расстояние, и в этом случае возможны дуэльные ситуации. Здесь действительно не обойтись без активного маневрирования и необходимости отстреливать при этом ложные цели или вести стрельбу боевыми ракетами. Правда если возникают конфликты систем отслеживания курса и наведения торпед, то это больше свидетельствует о недостатках соответствующего программного обеспечения, что, на мой взгляд, не так сложно устранить при таких скоростях движения.

Проблемы механической прочности корпуса торпеды при пуске на маневре в принципе решаются применением более прочного металла или обычным утолщением стенок. Но при этом возрастет вес торпеды и уменьшиться дельность ее действия. Можно это компенсировать уменьшением боезаряда, но при этом ухудшиться поражающее действие торпеды. Ни с одним из этих вариантов военные не согласятся. Так что пуск торпед при маневрах действительно является непростой задачей.

А может на отечественных ПЛ для таких случаев иметь несколько маленьких «тактических» противоторпед с дальностью всего в несколько километров и с не очень большим боезарядом, но с прочным корпусом, позволяющим производить пуск при любых маневрах. И такие системы на зарубежных ПЛ уже используются.

Так, например, германской фирмой Atlas Elektronik GmbH широко рекламируется система ПТЗ ПЛ «Seaspider». Система предназначена для обеспечения ПТЗ ПЛ в случае торпедной атаки с небольших дистанций и обеспечивает обнаружение торпедной угрозы, принятие решения на противодействие торпеде и пуск антиторпед в автоматическом режиме. Эта антиторпеда оснащена активно-пассивной системой самонаведения, реактивным двигателем, позволяющим развивать значительную скорость на траектории, и имеет следующие габариты: длина1940 мм, калибр210 мм, масса107 кг.

А вообще-то эта тематика интересна сама по себе и требует более подробного рассмотрения, чем мы немного позднее и займемся. И как потом можно будет видеть, что многие из указанных в статье проблем зарубежными фирмами уже решены и можно было бы воспользоваться накопленным опытом. Вот только средств при этом потребуется заметно меньше, чем 165 млн., а кому же это понравится.