В обсуждении моего поста о начале Руси одна читательница поставила интересный вопрос: «Почему был призван внук (Рюрик) по матери. То есть, допустим, сыновья этого деда погибли тем или иным образом, а их дети? У них не было сыновей? Есть ли какие-то исторические свидетельства по этому поводу?» Я решила ответить отдельно, потому что тема, уверена, волнует многих. Между делом напомню, что вопросы о наследовании власти уже рассматривались в предыдущих материалах (см.здесь, здесь и здесь).
Кандидатов на опустевший престол всегда полно. Так, наверняка, было и в княженье ильменских словен в IX веке. Оттого и затянулись переговоры и обсуждения, пока все стороны не сошлись во мнении, чтобы в 862 году пригласить Рюрика с братьями. Вот что мы можем отследить в русских летописях.
Согласно ПВЛ Лаврентьевской редакции, события в княженье Словен во времена, предшествовавшие призванию варяжских братьев, разворачивались так: «Изгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, [и] быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву».
Никоновская летопись дополняет эту картину: «И по сем събравъшеся ръша к себъ: «поищем межь себе, да кто бы в нас князь был и владъл нами, поищем и уставим такового или от нас, или от казар, или от полян, или от дунайчев, или от варяг». И бысть о сем молва велиа; овъм сего, овъм другаго хотящем, таже совъщавшася послаша в варяги».
Почему выбор пал на кандидата из варягов, разъясняет Воскресенская летопись, где читаем: «И в то время в Новегороде некой бе старейшина, именем Гостомысль, скончиваеть житие, и созва владалца сущая с ним Новаграда и рече: Совет даю вам, да послете в Прускую землю мудрые мужи и призовёте князя от тамо сущих родов».
Каким образом «тамо сущие роды» были связаны с княженьем Словен, мы узнаём из Новгородской Иоакимовской летописи (НИЛ), в которой рассказывается о том, что «Гостомысл бе муж елико храбр, …Гостомысл имел четыре сына и три дочере. Сынове его ово на войнах избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дочери выданы быша суседним князем в жены…». Вещуны предсказали, что «имать наследовати от своих ему… Единою спясчу ему о полудни виде сон, яко из чрева средние дсчере его Умилы произрасте древо велико плодовито и покры весь град Великий… Востав же от сна, призва весчуны, да изложат ему сон сей. Они же реша: «Oт сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его».. И вси радовахуся о сем, еже не имать наследити сын большие дочере, зане негож бе».
ПВЛ опускает детали обсуждения, приводя только его конечный результат: «…Идаша за море к варягам к руси… реша русь, чудь [и] словени и кривичи вся земля наша велика и обильна, а наряда в неи нет, да поидете княжитъ и володети нами».
Если освободить эту фразу от утвердившегося смыслового искажения (отождествления «наряд» со словом «порядок» вместо «власть»), привнесённого А.Л. Шлёцером, то она логически завершает всю картину: представители княженья Словен отправляются в страну, где находятся намеченные кандидаты на их княжеский престол, и обращаются к ним с приглашением занять этот престол в силу отсутствия у них власти – наряда (или представителя власти – «нарядника») в соответствии с правом и местом в ряду княжеского родословия.
Кроме летописей известен целый ряд других русских источников, посвящённых родословию правителей Руси и характеризуемых в науке как легендарно-политические сказания русской литературы XIV-XVII вв., в которых также сообщается о княжеской родословной Рюрика и его братьев и повторяется, что они приглашались на правление в силу своих наследных прав и по причине отсутствия прямых наследников мужского пола после смерти Гостомысла (Гольдберг А.Л. К истории рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. Л.,1976. Т. 30. С. 209-211; Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. М.-Л., 1955. С. 90-109; Фомин В.В. Варяги и варяжская русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., 2005. С. 424-426; Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. СПб., 1996. C. 4).
Приведённые сведения русских источников подкрепляются и дополняются данными из произведений многих западных авторов XV-XVIII вв. (С. Мюнстер, С. Герберштейн, Я. Длугош, М. Стрыйковский, К. Дюре, А. Майерберг и др.). Из них мы, в частности, узнаём не только то, почему и кого призывали, но и откуда призывали: из южнобалтийской Вагрии (части современного Шлезвиг-Гольштейна). Подробнее см.: Герберштейн С. Записки о Московитских делах. СПб., 1908. С. 4; Duret C. Thrésor de l’Histoire des langues de cest Univers. Uverdon, 1619. P. 846; Зерцало историческое государей Российских // Древняя Российская Вифлиотика. СПб., 1891. С. 29; Münster S. Cosmographia. Basel, 1628. Faksimile-Druck nach dem Original von 1628. Lindau, 1978. S. 1420; Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времен; Фомин В.В. Варяго-русский вопрос и некоторые аспекты его историографии // Варяго-русский вопрос в историографии / Серия «Изгнание норманнов из русской истории. Вып. 2. М., 2010. C. 378-379; Marmier X. Letters sur le Nord par X. Marmier. Paris, 1841. Р. 30-31.
Очень важен такой источник, как генеалогии Мекленбургского герцогского дома, прямыми предками которых были правящие роды Вагрии и Ободритского княжества, с отдалённых времён связанные междинастийными узами со многими европейскими домами, в том числе, и на севере Восточной Европы. Среди наиболее известных исследователей генеалогий следует назвать Б. Латома (Genealochronicon Megapolitanum, 1610), чьи изыскания были продолжены его соотечественником И.Ф. Хемницем. Согласно их сведениям, Рюрик был сыном вагрского и ободритского князя Годлиба. Результаты этих исследований получили развитие в работах немецких авторов XVIII века – их принимали знаменитый философ и математик Г.-В. Лейбниц, составители генеалогических таблиц И. Хюбнер, Ф. Томас, историки Г. Клювер, М. фон Бэр, Д. Франк, С. Бухгольц и др.
Мекленбургские генеалогии и княжеское вагрско-ободритское родословие Рюрика были объектами исследования вплоть до середины XVIII в., а затем исчезли из науки (См.: Latomus B.
Genealochronicon Megapolitanum / J.E. de Westphalen, Monumenta inedita. Leipzig, 1739. P. 9-67; Thomas F. Avitae Russorum atqve Meclenburgensium Principum propinqvitatis seu consanquinitatis monstrata ac demonstrata vestigia. Rostok, 1717. S. 7; Меркулов В.И. Немецкие генеалогии как источник по варяго-русской проблеме // Сборник Русского исторического общества. Т. 8 (156). Антинорманизм. М., 2003. С. 136-143; Его же. Откуда родом варяжские гости? Генеалогическая реконструкция по немецким источникам. М., 2005. С. 54-64).
Как видите, даже из лаконичных сведений летописей (а летописи – это не роман, они фиксировали только наиболее существенные моменты, чтобы показать легитимность преемственности власти) можно узнать, что споров по поводу того, на каком из кандидатов остановить выбор, было много: одни кричали «Этого возьмем!», а другие настаивали: «Нет, лучше этого!». И возможности для выбора были богатые: «или от нас», т.е. как и предположила читательница, какое-нибудь сыновнее потомство Гостомысла; «или от казар», куда также отдавали замуж русских княжен, о чем говорит имя хазарского князя Ратмира в Пушкинской поэме «Руслан и Людмила); «или от полян», т.е. из княженья полян в Поднепровье, с которыми тоже обменивались женихами-невестами; «или от дунайчев», т.е. из правящих домов южных или западных славян; «или от варяг», т.е. от южнобалтийских славян.
Выбор пал на последний вариант. Причем то, что это был именно обдуманный выбор, удостоверяется как этими словами летописи: «совъщавшася послаша в варяги», так и этими: «и вси радовахуся о сем, еже не имать наследити сын большие дочере, зане негож бе». То есть было потомство и старшей дочери Гостомысла – сын, который по старшинству в ряде наследования имел право первоочередности перед Рюриком, но он чем-то «негож был», чем-то не устраивал.
Есть и еще одно доказательство того, что выбор Рюрика был результатом серьезных раздумий. И это доказательство – сон Гостомысла, в котором ему привиделся наследник средней дочери как самый достойный кандидат. В силу специфического состояния нашей исторической науки у части исследователей вошло в обыкновение толковать вещий сон Гостомысла из НИЛ как пример «бродячего литературного сюжета» и, соответственно, как дополнительный аргумент позднего происхождения НИЛ в качестве продукта незатейливого сочинительства. На самом деле, рассказ о сне Гостомысла является отражением очень древней ментальной традиции, рассматривающей сон как способ сакрального познания, т.е. высшего познания в сравнении с познанием обыденным, профанным, получаемого непосредственно при общении с божественной субстанцией.
Традиция эта восходит к очень глубокой древности. Фараоны Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.) апеллировали к сновидениям как к непосредственному волеизъявлению богов для обоснования наиболее важных решений (Монтэ 1989, 43). Вера в сновидение как одно из средств общения божества с человеком была широко распространена в древности у многих народов и была частью мифопоэтической идеологии эпохи первобытности, чему имеется достаточно примеров. Так, в Библии – это сон Навуходоносора, видение Авраама, сон Иакова и др. Фрэзер напоминал, что вера в то, «что боги являются человеку в сновидениях и объявляют ему свою волю, была широко распространена в древности» (См.: Фрэзер Д.Д. Явление бога во сне // Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985. С. 248-252).
Он приводил в качестве примера святилище прорицателя Амфиария в Аттике, куда люди приходили и после жертвоприношения ложились спать на шкуре жертвенного животного, ожидая откровения во сне. Подобный же обычай существовал в великом храме Асклепия (Эскулапа). Сюда приходили страждущие и спали в храме, ожидая исцеления благодаря явившимся им во сне откровениям. Высшие должностные лица Спарты посещали с наступлением ночи святилище богини Ино (по другой версии, Пасифаи) с целью получить во сне совет божества. В древнерусской традиции (которая, как теперь известно, отличается не меньшей архаичностью, чем названные) подобный феномен отразился в былинах, в частности, в новгородской былине о Садко, в том эпизоде, где его по жребию должны были принести в жертву Морскому царю и спустили на доске в бушующее море.
А и как со страху великого
А заснул Садко на той доске на дубовыи.
А как ведь проснулся Садко, купец богатый новгородский
А и в Окиян-мори да на самом дни…
Древняя идея сна как формы непосредственного общения избранника с богом была воспринята и христианством, но восходит она к древнейшему язычеству. Рассказ НИЛ о сне Гостомысла не содержит никаких христианских наслоений и, следовательно, являет собой произведение языческого миросозерцания, созданное дохристианским менталитетом. Это дает основание полагать, что рассказ о сне относится как минимум ко времени, близкому к описываемым событиям IX в. и является еще одним подтверждением правоты известного эпосоведа С.Н. Азбелева, доказывающего древность устных источников НИЛ. Изучение Иоакимовской летописи должно быть продолжено с позиций комплексного подхода, включая и древнерусские традиции сакрального мировоззрения.
Теперь можем порассуждать, чем Рюрик так прельщал своих выборщиков. Средневековые источники не отличаются многословием, но обратимся к логике. Выбор может остановиться на самом сильном кандидате в правители, который, как сейчас бы сказали, может привлечь инвестиции, поскольку экономический интерес существовал всегда, только форма «инвестиций» могла меняться. Выбор мог остановиться и на кандидате, привлекшем своей слабостью: слабый правитель тоже может быть интересен, если есть лица/группы, желающие проводить свою политику от имени нового правителя. Но кандидат может привлекать и своей способностью объединить разрозненные земли. Такой кандидат должен обладать объединяющей идеей, мировоззрением, которое понятно всем и привлекательно всем.
Думаю, что так и было в случае с Рюриком. И говорит об этом ещё и тот факт, что призывали трех братьев. Традиция «три брата» также расценивается современной исторической наукой как сказочный сюжет, как «развлекаловка», тогда как в нем отражается очень древняя сакральная традиция, связанная с русской историей. Но об этом я еще не писала. Это – дело будущего.
Лидия Грот,кандидат исторических наук
Комментарии
Статья отличная.
)))
(""в княженье ильменских словен в IX веке"")
Означение сие "СЛОВЕН" Что это значит - и От какого корня пошло?
(Хотелось бы уточнить - Иначе один Мусульманин - доказывал мне такую быль, что я готов был ему много нагрубить - Ограничился двумя строчками).
Тут в Статье Это сочетание не менее 3х раз прошло - Мне Знать важно! и хорошо если суть в личку - Сообщения приходят только туда -Макс Парк пока еще не опомнился от смены программы.
Хотя многие источники указывают на самостоятельное происхождение ильменских Словен, но я считаю, что они одного рода с веннедами, в состав которых и входили лютичи, ободриты( варги) и русы( руяне)
Поэтому первый город Ильменских Слове звался Словенск, по имени князя - родоначальника... Напротив Словенска, позднее Рюрик построил город, который был назван Новоград ( Новгород). Со временем Словенск и Новгород объедитнились в один град, центр Североо-Восточной Руси.
Вот небольшая цитата:
"Лета 3113 (2578 до н.э.) великий князь Словен поставиша град и именоваша ею по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новград, от устие великою езера Ильмера по реце Волхову полтретья поприща. И от тою времени новопришельцы скифы начаша имено- ватисясловяня Итак, древнейший град Словенск, судя по этой легенде, был основан еще в IIIтысячелетии до н э. Он современник протоиндийской цивилизации Хараппы в Индии."
Вот еще цитата:
"В связи с современными данными интерес вызывают более сотни списков летописного Сказания о Словене и Русе и городе Словенске, где — в частности — говорится, следующее:
Правнуки Афетовы Скиф и Зардан ушли с Запада на Север, и послелились в Евксинопонте (Черное море), и родились у них сыновья и внуки, и прозвались скифами. Родоночальники же у них тогда княжили, одного отца сыновья имена же их: Словен, Рус, Болгар, Коман и Истер.
Князья скифские Словен и Рус мудростью и храбростью в Роде своем всех превзошли. И отлучились они от Евксинопонта , и ходили по странам Вселенной. 14 лет пустые страны обходили, пока не дошли до озера великого, названного Словеном Ильмер по имени сестры их Ильмеры.
Старший же словен князь с родом своим, сел на реке, названной Волхов, по имени старшего сына Словена названного Волховом. И поставили град и назвали его по имени князя своего - Словенск Великий (Ныне Великий Новгород). И от того времени стали они именоватся словенами.
И иные города многие Словен и Рус поставили, и от того времени именами князей своих начали зваться люди эти словянами и русами.
Так же сыновья их и внуки по коленам своим, обладали северными странами и по всему Поморью и за высокими горами в стране Скир (Сибирь), по великой реке Оби до устья Беловодной реки, вода которой бела, как молоко...
Округа Словенска Великого (система селений Северного Приильменья) неоднократно запускалась, окончательно возрождена при Гостомысле."
ссылка на rusich.moy.su
Многие путают выражения из английского slave - раб и slav - славянин. Возможно слово slave и появилось в романских языках, когда Рим завоевывал Балканы. Там в это время уже жили славянские племена, те же даки, фракийцы... И римляне обращали их в рабство и называли издевательски ВСЕХ рабов slave( я не специалист в латыни). Отсюда и пошла путаница , если это конечно путаница...
Так что это тоже аргумент против него... Кстати, как таковых тюрских племен в те времена еще не было. . Они пришли позже.Хотя Гумилев считает их аборигенами степи, но я с ним не согласен. Теми степями тогда владели сарматы, скифы, но самоназвание их была русь, словене...
"СловЕн" От имени, а не от действия ("""слОвлен" и стал рабом"")
_ - - - - - - _
Никогда даже во время Великой Орды - Русские не были рабами!
Но даже потомки поработителей - не оставили в Генотипе Русских заметного следа - Пришлые гены вымылись в последующих поколениях!
А чтобы находиться в теме все-таки рекомендую обращение к работам именно источниковедов, а не просто историков как Грот. За два года до фильма в ЖЗЛ вышла, практически незамеченной, замечательная книга В. Пчелова "Рюрик". Автор, молодой ученый-источниковед. Книга написана понятным литературным языком. Так пишет пожалуй еще только Игорь Данилевский, из историков.
И есть еще небольшая критическая статья Пчелова, касательно самого фильма и научных изысканий Лидии Грот. Думаю, не лишней, будет ее публикация в сообе.
Может несколько резковатая критика, но аргументирована. Считаю, что будет интересна всем, интересующимся историей древней Руси.
а мне ответ по (""СЛОВЕН"") в природе существует?
Теперь вроде наладили - со вчерашнего днИ!
)))
++++