Квинтэссенция Русской Философии
На модерации
Отложенный
Теория триединства всеединства гармонии в русской философии.
(на основе метода триединства от идеалистического начала).
Вначале о современном толковании этого направления в мировой философии.
Как понять принципы русской философии триединства всеединства гармонии на обыденном уровне в доступной форме или для простого человека и верующего и атеиста и ученого?
Да все совершенно не страшно, просто надо раскрепоститься от старых шаблонов в понимании правил процесса жизни и, причем в самых обыденных понятиях правил ее организации. При этом, не следует вовсе отбрасывая всего накопленного опыта, а просто настроить или систематизировать старый опыт новыми знаниями.
Вы сейчас смотрите на мир через призму реальных жизненных процессов или видите только материальный мир и правила его работы. А их в процессе жизни человека три триединых мира - это материальный процесс, социальный, духовный. И работают они в параллельно - последовательно - взаимоувязанной форме связей.
В чем суть есть построения процесса жизни человека? Есть три триединых совокупности компонентов у человека - это тело (это физические качества, химические, биологические); социальность человека или в русском языке это перисприт (это его экономические, политические, правовые способности); это духовные качества (или это визуальное, вербальное, виртуальное мышление).
Вот и вся сложность.
Все три триединых метода верны и работают в жизни, но каждый на своем месте.
Работают три триединых монистических метода - или метафизики при господстве материального, экзистенциального, идеалистического.
Работают три триединых метода диалектики: это идеалистическая - основоположник Гегель; это экзистенциальная - основоположник датчанин Кьеркегор; это материалистическая основоположник К. Маркс.
Работают три триединых метода триединства всеединства гармонии - это триединство от материалистического начала; это триединство от экзистенциального начала; это триединство от идеалистического начала (этот метод и есть метод русской философии).
Чем обосновано такое толкование современной русской философии?
А тем, что в ходе исторического процесса происходило постепенная смена господства метафизики или монистической технологии на основании принципа господства, на противоречие двух противоположностей материальной и идеалистической, а затем система методологий и пришла к гармонии трех триединых совокупностей компонентов. Идет тенденция развития от элементарного существования процесса – монистического, к простому - диалектическому, и далее к сложному триединому всеединому гармоничному.
Преамбула закончена.
Всеединство или целостность и гармония мира.
Всеединство является центральной идеей такого направления врусской философиикак метафизика всеединства. Это философия является идея всеединства, или мировой целостности и гармонии (все существует во всем). Эта идея имеет космическое значение, поскольку охватывает все сферы и проявления мироздания и выступает как идеал бытия. Окружающий человека мир иерархичен, в нем низшие, средние и высшие миры взаимосвязаны в единую параллельно – последовательно – взаимоувязанную систему. В основе этого метода лежит божественное начало и предстает в действительности как творение трех триединых сил – объективной, субъективной, коммуникативной.
Основателем этого философского течения стал русский философВладимир Сергеевич Соловьёв. Продолжателями его идей стали Сергей ТрубецкойиЕвгений Трубецкой,Сергей Булгаков,Павел Флоренский, Лев Карсавин,Семён Франки некоторые другие.
Идея всеединства, выражает процессуальное единство мирового бытия, наличие взаимопроникновения составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности. В онтологическом аспекте всеединство представляет нерасторжимое единение Творца и твари через творение; в гносеологическом отношении всеединство выступает как «цельное знание», представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания, достигаемого не только и не столько в результате познавательной деятельности, сколько верой и интуицией. Ваксиологиивсеединства центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, которые соответствуют трём Ипостасям (ипостась это три триединых основания первоосновы) Божественной Троицы. Весь мир, как система, обусловлен всеединством, то есть Богом. Владимир Соловьёв определяет всеединство следующим образом: «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В. С. Соловьёв «Оправдание Добра»).
В. С. Соловьёв «Оправдание Добра», «Чтения о Богочеловечестве», «Критика отвлечённых начал», «Теоретическая философия», «Основы цельного знания», «Смысл любви», «Три разговора»
С. Н.
Трубецкой «Учение о Логосе в его истории», «Основания идеализма»
Е. Н Трубецкой «Миросозерцание Владимира Соловьёва», «Смысл жизни»;
С. Н. Булгаков «Философия хозяйства», «Свет невечерний», «Агнец Божий», «Невеста Агнца», «Утешитель»;
П. А. Флоренский «Столп и утверждение истины»;
Л. П. Карсавин «Поэма о смерти», «О личности»;
С. Н. Франк «Непостижимое», «Предмет знания».
Сущность современного светского, научного толкования всеединства в том, что всякий процесс работает в трех триединых основаниях – три триединых предметности; три триединых метода их организации; три триединых тенденции их качественных преобразований. И причем от бесконечно малого к среднему и к бесконечно большому, как процессу жизни и мира и людей в нем имеющих свою статику, динамику, логику. Всеединство это процесс, соединяющий всякое многообразие в систему реального течения процесса жизни, моделированного, отраженного.
Триединство всякого сущего.
Триединство (прошу не путать со всякими направлениями троичности, тринитаризмом и т.д.) и Троица центральные понятия богословско-философского учения Флоренского. Эти понятия триединства, кроме того широко распространенные и рассматриваются в христианской православной философии. Есть ли особенность анализа понятия триединства у Флоренского? Триединство и троица становятся синонимами истины – притом, что Флоренский иначе, чем это принято было в европейской философии нового времени, понимает соотношение истины и существования. «Наше русское слово "истина" лингвистами сближается с глаголом "есть" (истина—естина)", - пишет Флоренский. Так что "истина", согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности.
Основная идея учения о троице заключается в понятии триединства Бога, т. е. существовании трёх Лиц, обладающих одной природой, идеалистической. Бог един, но в трёх Лицах.Каждое Лицо всегда было и есть Богом во всей полноте. Каждое отдельное Лицо во всей своей полноте равно двум другим Лицам и все они причастны единосущному Божеству. Ни одно Лицо не является большим или меньшим, чем два других Лица. Три лица Бога – это Его идеалистическое тело, Его перисприт или экзистенс, Его душа или господство собственно божественного в человеке.
Человеческим разумом с обыденным сознанием Бог не постижим, но из любви к своему творению, Бог открывается и являет Себя человеку в трёх Лицах – всеобщую, отдельную, единичную. И открывает свою истину через эмпирику общественного сознания, через систему опыта мировых религий. Три божественных Лица это – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Эти три Лица имеют единую Божественную природу. Но в то же время это три триединых совокупности компонентов бытия Бога имеют особую собственную индивидуальность. Учение о Троице, что Бог един, но в трёх лицах, в Священном Писании конкретно не излагается. В Библии вообще мы не находим слово ”Троица“. Тем не менее, для Христианства это является одним из важнейших учений и оно основано на свидетельствах из Священного Писания.
Учение о Троице позволяет ярче раскрыть и понять сущность Бога, взаимоотношения, какими они могут быть и какими должны быть между Богом и человеком. Учение о Троице, это вообще отличительный признак Христианства. Ни одна мировая религия, кроме Христианства, не учит, что Бог един, но в трёх лицах и каждое лицо Божественно. Это весьма важная составляющая нашей христианской веры. Учение о Троице помогает лучше раскрыть сущность Бога; кто есть Бог, каков Он, каково Его отношение к человеку, как человек может приближаться к Богу?
Гармо́ния многообразия всякой реальности.
В древней греческой терминологии – это ἁρμονία —связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность – комплекс понятий наиболее, детально, понятно рассмотрен в теории музыки. Гармоничной называется (в том числе и в обиходной речи) постигаемая чувствами, разумом слаженность звуков (музыкально - эстетическое понятие). В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому понятию гармонии как объединения звуков (совокупности компонентов какой либо системы) в созвучии их закономерного последования в процессе.
Изменим предметность с музыки на три триединых совокупности материальная, экзистенциальная идеалистическая и экстраполируем на построение этой предметности и получаем прекрасную теорию построения жизненного процесса людей и работы мира.
Начальная история гармонии в музыке — развёртывание свойств консонанса—диссонанса и форм лада в монодико - ладовых системах (Древнего Китая, Индии, стран Ближнего Востока, Древней Греции и Рима и др. культур). Предформы гармонии (сонорно окрашенная гетерофония и др.) закрепляют в слуховом восприятии человека сам феномен вертикального созвучия, которое, однако, ещё не становится осознанным фактором музыкального мышления. В ранних формах многоголосия (органум X—XII вв.; более ранней формой, возможно, является парафония VII века) выдвигается новый элемент музыки — автономное созвучие, аккорд.
Предысторию гармонии в русской музыке составляют ладовые системы древних церковных распевов. С XVII века известны многоголосные записи «троестрочного пения». С XVII века в русской музыке утверждается тональная система гармонии (партесное пение), типологически родственная западно-европейской. Если в русской гармонии XVIII века (М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский) национальный характер был несколько нивелирован, то в XIX веке выступает мощная тенденция к национальному своеобразию гармонии (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский и др.). В целом использующая общеевропейскую гармоническую систему, гармония русской музыки имеет характерные черты. Среди них — широкое использование плагальности (оборотов с субдоминантой), частое применение гармоний побочных ступеней, тенденция к свободе гармонической структуры. Эти и другие свойства русской гармонии в сочетании с оригинальной мелодикой и ритмикой во многом обусловливают своеобразный облик русской музыкальной культуры.
Общие законы гармонии XX века: свобода в применении диссонанса и связанная с ней новая аккордика (гармоническая вертикаль; например, «Весна священная» Стравинского) автономность хроматики, то есть 12-ступенность тональной гармонии (заключительный каданс «Ромео и Джульетты» Прокофьева) свободная 12-тоновость (Багатели, ор. 9 Веберна); множественность гармонико-функциональных систем: диатоническая модальная гармония («Курские песни» Свиридова), хроматическая тональность (2-й виолончельный концерт Шостаковича), полимодальность (пьеса «Неосязаемые звуки грёз» Мессиана), техника центрального созвучия (4-я картина 3-го действия «Воццека» Берга), серийная гармония (Вариации для фортепиано, ор. 27 Веберна), сонорная гармония разных типов и гармония микрохроматики («Группы» для 3 оркестров Штокхаузена; «Pianissimo» Шнитке; «Звоны» Щедрина; фортепианное трио Денисова) и т. д.
Такова история и роль развития русской философской и религиозной и народной культуры в мировом процессе развития культуры.
Комментарии