Быть русским
Каждый раз, как случается очередной скандал с участием России, меня спрашивают, что я думаю по этому поводу. Я не люблю говорить о политике и придумала однотипный ответ: «Мне стыдно». Худо-бедно этот ответ обозначает мою идейную принадлежность и не способствует развитию дискуссии. На самом деле мне вовсе не стыдно. Бедолаге, что, собираясь на работу, взял портфель, повязал галстук, а штаны надеть забыл, стыдно будет первые пару раз, но он станет относиться к этому гораздо легче, если такое будет происходить с ним каждую пятницу.
Конечно, если вдруг при мне иностранец начинает презирать отечество мое с головы до ног, мне досадно и хочется крикнуть: «На себя погляди! Рожа!», но с подобным идиотизмом я встречаюсь крайне редко, и обычно мне удается сдержаться. Горжусь ли я своей страной? Как-то не особенно. И не потому, что нечем гордиться, а просто не знаю, какой в этом смысл. Я с удовольствием пользуюсь изобретениями как наших, так и иностранных гениев, и не вижу особенной радости в том, что нам достался именно Достоевский. А у них зато Шекспиры, Боттичелли и Картье-Брессоны. Все они хорошие. Какая разница, какой из них — наш?
Когда там и сям начали появляться ребята в майках с надписью «Я — русский», я еще жила в России, и смотреть на эти майки было очень странно. Это как если бы в женской бане одна из посетительниц начала другим сообщать, что она — женщина. Как на такое реагировать? «Ну молодец, поздравляю», «Вот же ж дура!», «Ой, это, наверное, психически больная». Так и с майками. Может, выпячивать свою русскость и не признак безумия, но глупость уж точно. И странная глупость.
Что именно вкладывают в это утверждение? Что значит — быть русским? Раньше я могла ответить на этот вопрос только самыми общими фразами, обозначить самые очевидные моменты, что, мол, русский — это тот, кто, во-первых, сам себя таковым считает, ну и, естественно, родной (один из родных) язык его — русский. Неплохо было бы еще родиться и вырасти в русской среде. Не обязательно на территории РФ, русское гетто в Антарктиде подойдет. Семья тоже важна, так что русские родители помогут делу.
Тут ушлый читатель может сделать вывод, что существуют какие-то градации русскости, что мол, у кого родители русские, но вырос он в другой культуре, тот как бы не совсем русский, как и тот, что вырос в русской культуре, но в иностранной семье. Это не совсем так. Практика показывает, что человек спокойно вмещает несколько культур, так что полиязычный и поликультурный человек не является наполовину, допустим, финном, а наполовину англичанином, но является в полной мере и тем и другим. При условии, естественно, что у человека был полный доступ и к той, и к другой культуре, что он свободно говорит на обоих языках, жил и в той, и в другой среде. Но, как показывает практика, человек, у которого к одной из культур полного доступа не было, не скажет с уверенностью о себе — я китаец и американец. Он скажет либо «Я — американец китайского происхождения», либо «Я — китаец, но живу в США». И тут мы возвращаемся к исходному пункту: чтобы быть русским, человек в первую очередь должен так себя определять. Внутреннее ощущение русскости быть должно.
За ребят с майками не скажу, а у меня, когда я жила в России, ощущения русскости не было. Если бы спросили, я бы безусловно определила себя как русскую, но сообщать об этом мне как-то в голову не приходило. Не саднила как-то русскость внутри. И так бы я и не узнала, что это за чувство такое, если бы мне не довелось переехать жить за границу.
Начинается все с того, что меня постоянно спрашивают, откуда я, и, отвечая, я утверждаю свою национальную принадлежность не только для собеседника, но и для себя. Повторенье — мать ученья. Потом моя русскость начинает впереди меня входить в двери. Меня представляют и запоминают как русскую. Дальше моя русскость начинает повсюду гоняться за мной. Друзья мне непременно сообщают обо всем, что услышат или узнают о России. Бесполезно объяснять, что новости из родной страны я узнаю быстрее них и что источники у меня лучше. Все равно, случись что, тут же: «Ой, а ты слыхала, что у вас там...» Слыхала, слыхала... У вас наверняка в телефоне есть номера «Катя инженер», «Таня большие сиськи». А меня зовут Ира, и я — русская
Круглый год, семь дней в неделю, с утра до вечера я чувствую себя русской. Ну хорошо, чувство появилось, но в чем конкретно проявляется моя русскость? Что я — не такая, как иностранцы? Да в том-то и дело, что такая же. Культурные различия, конечно, есть, но все это такие глупости. Вы никогда не удивлялись в детстве, зайдя к соседям, что у них планировка квартиры такая же, а мебель по-другому стоит? Похожее чувство настигает в эмиграции. Потом привыкаешь. И окружение в свою очередь привыкает к моим культурным особенностям и видит в первую очередь мою личность. Даже у тех, кто никогда русских кроме меня в глаза не видел, хватает ума понять, что переобуваться дома в тапочки — моя культурная особенность, настроение по утрам — склад характера, а музыка в моем плейлисте — отражение индивидуальности.
Что тогда? Может, мне чего-то не хватает за границей? Да вроде, всего хватает. С нынешними технологиями российские друзья от меня не дальше, чем раньше, всю культуру, какую смогла, я перевезла с собой в черепной коробке, а дураков и дорог везде полно.
Бывает, люди жалуются, что за границей им не хватает (прощу прощения) духовности. Мне кажется, они просто попали не в свою среду. Видела на днях паренька — наш соотечественник, живет во Франции 15 лет. По-французски говорит свободно, с гопническими интонациями, гопническим лексиконом. Ну и по-русски так же — типичный гопник. Вот этот паренек — пример того, как можно удачно везде найти своих. Но сложно. И не только за границей. Своих вообще сложно найти.
Иной раз мне бывает обидно, что я не могу разделить какое-то русское воспоминание с новыми друзьями, не могу рассказать какой-то анекдот, объяснить ситуацию, но это со мной и в России бывало, и с вами бывает тоже: не станете же вы рассказывать другу- филологу математическую шутку. Всякий, у кого друзья достаточно разнообразны, жалеет иногда, что нельзя чем-то поделиться с некоторыми из них. В мое окружение просто добавилась еще одна подгруппа — те, кто не говорит по-русски. Между прочим, я и с российскими друзьями очень часто не могу обсудить вещи, понятные только французам. Делает ли это меня чужой в моей стране? Нет. Заставляет ли почувствовать себя французом? Никогда. Ну а чувство русскости-то? Почему возникает?
Не знаю. Только оно неприятное, и мне хочется от него избавиться. Именно от чувства, не от самой национальной принадлежности. Можете дразнить меня патриотом, но я люблю свою страну и в нашей культуре меня все устраивает. Отказаться от нее — вот уж дудки. Но я предпочитаю, чтобы все это спокойно лежало на дне моей личности, как и положено нормальному фундаменту. А когда русскость внутри свербит и возмущается, ничего приятного в этом нет. И хоть майку носи, хоть на лбу себе это вытатуируй — никакого облегчения.
Комментарии
Чтобы русские, читая их, постепенно стали ненавидеть русских.
Россия в них - всегда подлая, страшная, ужасная и вообще лучше чтоб застрелилась.
https://www.youtube.com/watch?v=G6sS_TogcCo
Всё остальное у русских совершенно такое же, как и у других народов.
То есть, я имею в виду "- это Гражданин России". А великоросс он, немец, белорус или татарин, - это уже второй вопрос.
А если говорить о менталитете народов, то даже в родственных народах, таких как русские и украинцы, он немного разный. Я в этом убедился, когда купил свой первый Жигуль в Пскове и гнал его в Грузию через Белоруссию, Западную Украину, в восточную Украину, затем в Россию и в Грузию. В Белоруссии в советские времена , как и в России, стояли бедненьки черные полуразрушенные деревянные дома, вокруг все заброшенное, унылое. Как только въехал в Украину, сразу стали попадаться ухоженные огороды, приличные дома.
- Это я упомянул только родственные народы. А если сравнивать другие, то там такая разница, что "небо и земля"
Быть подданным двух империй нельзя.
Это тот, кто присягнул на верность Императору и чьё подданство Император принял.
Всё остальное - очень индивидуально для каждого конкретного человека. Как и у других народов. И то, что ближе к границе СССР целенаправленно создавалась "витрина", ничего не говорит о разности менталитета. Витрина создавалась специально для таких туристов как Вы, чтобы произвести впечатление. Вы увидели благоустроенную территорию. Всё логично.
Человек может быть подданным только одной империи.
Подданный Российской империи не может быть подданным криминальной империи, мафии (а именно это означает принадлежность к криминальным слоям).
«Ютясь» в салоне своего «порше»,
Сказал: "Мне стыдно называться русским.
Мы – нация бездарных алкашей."
Солидный вид, манера поведенья –
Всё дьяволом продумано хитро.
Но беспощадный вирус вырожденья
Сточил бесславно всё его нутро.
Его душа не стоит и полушки,
Как жёлтый лист с обломанных ветвей.
А вот потомок эфиопов Пушкин
Не тяготился русскостью своей.
То душу лечит, то разит, как сталь.
Способны ль мы ценить его безмерно
И знать его, как знал датчанин Даль?
Да что там Даль! А в наше время много ль
Владеющих Великим языком
Не хуже, чем хохол Мыкола Гоголь,
Что был когда-то с Пушкиным знаком?
И в бешенстве слюною брызгать зря!
"Мы - русские!" - так говорил Шевченко.
Внимательней читайте кобзаря.
Тот - русский, чья душа живёт в России,
Чьи помыслы - о матушке, о ней.
Патриотизм не продают в нагрузку
К беретам, сапогам или пальто.
И коль вам стыдно называться русским,
Вы, батенька, не русский. Вы – никто...
Константин Фролов-Крымский,
Комментарий удален модератором
Быть русским.
Быть русским — не заслуга, но обуза.
Когда под гул набата, на бегу,
Возжами подпоясавшись кургузо,
Хватаем мы оглоблю и слегу.
О собственной забыть беде и боли,
Не поумнев нисколько до седин…
Быть русским — значит, воином быть в поле,
Пусть даже в этом поле ты один.
Быть русским — не награда, а расплата.
За то, что миру душу нараспласт,
За чужака встаешь ты, как за брата,
А он потом тебя же и продаст…
Быть русским — это стыдно и позорно,
Когда мы за колючею межой
Нелишние свои сбирали зерна
Для детворы не русской, а чужой.
Мы русские. дуркуем и балуем,
Когда, хватая снег похмельным ртом,
К любому черту лезем с поцелуем,
Отхаркиваясь кровушкой потом…
Живет народ, ведом судьбою хмурой,
За отческий уклад и образ свой
Доверчиво расплачиваясь шкурой,
Хотя, гораздо чаще — головой.
Мы русские. Мы с нехристью любою
Ломаем братски скудный каравай,
И в благодарность слышим над собою
Всего два слова: «надо!» и «давай!»
Быть русским — не отрада, но отрава,
С неизводимой грустью на челе
Платя издревле — щедро и кроваво -
За то, что на своей живешь земле.
Что топчут нашу землю сапогом.
Быть русским — это значит быть убитым
Собратом чаще, нежели врагом.
Быть русским — это значит встать у стенки,
И пусть в тебя стреляет сволочь вся,
Но перед ней не падать на коленки,
Пощады, ухватив сапог, прося.
Быть русским — это должность, долг и доля
Оберегать святую честь земли
От пришлецов, что свой Талмуд мусоля,
Две тыщи лет нас к пропасти вели.
Мы русские. Ступаем мы на плаху,
Окинув оком отчий окоем,
Но нищему последнюю рубаху,
Не мешкая, привычно отдаем.
Быть русским — провидение и право,
Не устрашась ни пули, ни ножа,
Топыриться упрямо и шершаво,
Не уступая татям рубежа.
Быть русским — значит хлеб растить в ненастье.
А нет дождя — хоть кровью ороси.
Но все-таки какое это счастье —
Быть русским! Среди русских! На Руси!
Я русское ращу и нежу семя
Не потому, что род чужой поган,
Но пусть вот так свое опишет племя
Какой-нибудь еврей или цыган.
Быть русским — значит быть в надежной силе.
И презирать родной землею торг.
Не зря ж Суворов рек при Измаиле:
— Мы русские! Ура! Какой восторг!..
Горжусь я древним прозвищем моим.
Не дай мне хоть на миг, хоть в чем-то, Боже,
Не русским стать, а кем-нибудь другим!.
********************************************
Вот это про русскость,а то -сопли,пена...сдуло и забыли.
Видимо, прожив в России, так и не поняли русской тайны.
Про майки "Я - русская" - блеф. Это удел слабых народов.
Комментарий удален модератором