Председатель Духовного Управления мусульман Санкт-Петербурга Равиль Панчеев
На модерации
Отложенный
НЕВСКИЕ НОВОСТИ открывают новую рубрику – «Гость редакции». Теперь в наше информационное агентство будут регулярно приглашаться разные люди, которые играют значительную роль в судьбе нашего города. Цель этих встреч – обменяться новостями и поговорить о дальнейших планах, а тажке подвести итоги совместной деятельности. Первым Гостем редакции стал председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, муфтий Соборной мечети Равиль ПАНЧЕЕВ. Он вручил НЕВСКИМ НОВОСТЯМ благодарственное письмо за информационную поддержку и сотрудничество. После этого сотрудники редакции за чашкой чая пообщались с высокопоставленным гостем.
- Равиль Джафярович, Вы принимали участие в пресс-конференции «Реализация государственной национальной политики в Северо-Западном регионе Российской Федерации», которую информационное агентство НЕВСКИЕ НОВОСТИ проводило осенью прошлого года. В ней принимали участие, в том числе, руководители национально-культурных автономий и объединений Петербурга. Тогда, после очень интересной двухчасовой беседы за круглым столом, стало понятно, что у всех участников встречи накопилось много эмоций и существует масса тем для совместного обсуждения...
- Да, действительно, тогда мы много беседовали. Дело в том, что у каждой народности своя история, свои знаменитые люди, о которых, как правило, широкая общественность не знает. Но о них обязательно нужно говорить.
- На встрече сотрудники информагентства озвучили свое намерение писать о таких людях – о ярких, позитивных личностях, и тем самым создавать в нашем городе обновленное информационное поле. Конечно, сейчас негативные новости привлекают гораздо больше внимания, но нужно что-то менять, стремиться к балансу, хотя бы понемногу начинать двигаться в позитивном направлении.
- Я полностью согласен. Освещать положительные стороны национальных культур, выдающихся людей наций просто необходимо. В обществе сложилось мнение, что преступления совершают люди определенной национальности. Но это не так: у преступника нет национальности или религиозной принадлежности. Преступник он и есть преступник.
- Как Вы считаете, с чем связана несколько напряженная межнациональная ситуация в Петербурге, эта очевидная разрозненность?
- Во-первых, это связано с появившейся после развала СССР у людей замкнутостью, они поставили вокруг себя барьеры. А ведь, например, в советское время этого совершенно не было. Тогда никто не делил людей по национальности и принадлежности к религии. Петербург всегда был многоконфессиональным. Народы дружили друг с другом. Во-вторых, отношение к арабским странам сформировали СМИ – они освещают происходящие там события однобоко. В основе исламской религии лежат слова «салям, салям алейкум» – они изначально позитивные, их значение – «мир вашему дому». Культура ислама в основе своей призывает к миру. И если человек, к которому обращаешься, отвечает тебе тем же, будет и благополучие, и взаимопонимание.
- Вы упомянули о диалоге культур, диалоге конфессий. В связи с этим такой вопрос: о православии мы знаем очень много, а вот информация об исламе, как правило, обрывочная. Существуют ли какие-то семинары, куда заинтересованный человек может прийти и получить информацию об исламе, традициях и культуре исламских народов?
- Для желающих больше узнать об исламе у нас проходят открытые воскресные школы. На выходных, в субботу и воскресенье, люди разных конфессий приходят к нам – изучают арабский, татарский языки и основы ислама. Причем школы эти существуют уже давно. В свое время, в начале 90-х годов я и сам там преподавал. Желающих обучаться было много: работало 9 групп, в каждой по 24-25 человек. Сейчас интерес упал: приходит всего 35–40 человек. Занятия проходят в Соборной мечети, в специальном помещении на третьем этаже.
Прийти сюда может абсолютно любой человек.
Кроме того, у нас работает Фонд возрождения ислама и исламской культуры – на Лиговском проспекте, 56. Там также преподают основы ислама и татарский язык. Но обучение в Фонде, в отличие от мечети, больше ориентировано на изучение татарской культуры. Все занятия проходят бесплатно. Причем человек сам может выбрать, какие уроки и сколько он будет посещать. Здесь никто никого не заставляет. Предварительно записываться тоже не обязательно – просто приходите и слушайте!
- Возможность для изучения татарской культуры для русского населения сейчас актуальна. Ведь в стране появился новый регион – Крым. НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали о Вашей поездке туда накануне проведения референдума. Собираетесь ли Вы совершить туда еще один визит?
- Планирую. 18 мая на полуострове отмечают траурную дату – День памяти жертв депортации народов Крыма. Ведь тогда, в 1944 году, из Крыма в Среднюю Азию были отправлены крымские татары, немцы и некоторые другие народы... В этом году встреча, посвященная годовщине, пройдет в Симферополе.
- Действительно, Правительство РФ включило этот день в список памятных дат. Кроме того, в Конституции закреплено три государственных языка для Крыма.
Равиль Джафярович, в одном из прошлогодних интервью НЕВСКИМ НОВОСТЯМ Вы озвучивали планы о создании исламского института. Как сейчас обстоят дела с реализацией задуманного?
- В настоящее время основная проблема заключается в поиске подходящего помещения. Оно должно соответствовать всем санитарным нормам. На примете есть два объекта. С учебной программой и преподавательским составом мы определились. Учреждение будет называться Санкт-Петербургская Восточная академия.
- Откуда возникла идея создать такую академию именно в Петербурге?
- Это моя инициатива. Я сам закончил в свое время Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета и знаю профессиональный уровень и большой опыт петербургских преподавателей. Это очень важно, чтобы кадры для религиозных организаций готовили профессионалы.
- Равиль Джафярович, в следующем вопросе хотелось бы коснуться достаточно щепетильной темы – брака между людьми разных конфессий. В одном из интервью, данных НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, Вы говорили, что к исламу нужно прийти умом и сердцем. Но представим такую ситуацию: мужчина, исповедующий ислам, встретил женщину, которая от ислама далека. Могут ли они пожениться?
- В Коране Всевышний говорит нам, что мужчина может жениться на «людях из Писания». А кто упомянут в Писании? Это иудеи, христиане, мусульмане. Поэтому такой брак, как вы описали, не запрещается, но есть одна сложность: ведь у пары обязательно будет ребенок – и важно, как его будут воспитывать. Допустим, если в пятницу родители ведут ребенка в мечеть, а в воскресенье – в православную церковь, в юном сознании как минимум рождается недопонимание. А это, в свою очередь, может привести к конфликту между родителями.
- И последний вопрос, которым в первую очередь задаются люди, имеющие в кругу своего общения мусульман. Как правильно себя вести, например, в мусульманском доме, чтобы не обидеть хозяев и не выглядеть при этом глупо?
- С удовольствием отвечу. Но здесь важно понять, в какую семью вы пришли – глубоко религиозную или лишь посещающую мечеть и соблюдающую общий подход. Если все-таки говорить о глубоко религиозной семье, то в первую очередь подготовиться к такому визиту нужно женщине: обязательны покрыты должны быть голова, шея, руки и ноги до щиколоток. Кстати, покрытая голова, платок являются необходимыми как для ислама, так и для православной традиции. Всё потому, что эти две культуры всегда сосуществовали, ислам в течение тысячелетий взаимодействовал с русской православной церковью. И сегодня мы возрождаем эти многовековые традиции.
Комментарии
Правильно, потому что в СССР религии практически не было. Сейчас мусульмане уже мертвых, наверное, достали со своими вечными претензиями и обидами. Даже далеко не умный человек понимает что религия, в первую очередь, это оружие раздора, для чего, собственно, их и создавали. Про религии надо вообще забыть так как у нас светское государство.
1.Уважаемый Председатель Духовного Управления мусульман Санкт-Петербурга Равиль Панчеев говорит " А кто упомянут в Писании? Это иудеи, христиане, мусульмане." , перечисленные люди. т.е. иудеи, христиане, мусульмане - это люди Писания?
2. И ещё, уважаемые, знатоки Ислама. Как надо понимать слова "Допустим, если в пятницу родители ведут ребенка в мечеть, а в воскресенье – в православную церковь, в юном сознании как минимум рождается недопонимание. А это, в свою очередь, может привести к конфликту между родителями". Как надо разрешить упомянутый конфликт?