Кто стоит за сепаратизмом в Донбассе?

 

article949.jpg

Милиции нет, власти нет, городами управляют неизвестные люди в камуфляже. Фантастические боевики про постапокалипсис вдруг стали реальностью, и мы оказались в центре событий .

То, что начиналось, как мирные демонстрации и комические, неуклюжие попытки копирования киевских событий на Майдане, постепенно превратилось в полномасштабное восстание. Город Славянск иностранные корреспонденты с большим опытом называют « Чечней » - по их словам все выглядит так, как перед началом первого чеченского конфликта. Перекрытые улицы, грузовики поперек дорог, вооруженные отряды на улицах.

Конфликт зашел слишком далеко, уже есть первые убитые, и останавливаться сепаратисты явно не собираются. На вопрос о целях и задачах все , как один , отвечают - будут стоять до конца. Концом большинство из них называют отделение от Украины.
Политики - регионалы призывают к переговорам с сепаратистами и требуют правительство Яценюка пойти на уступки, но похоже на то, что ситуацию они уже не контролируют. Споры об их роли в сепаратистском восстании ведутся до сих пор, но совершенно точно можно сказать, что если оно и начиналось при их поддержке, то теперь уже сложно сказать, кто руководит процессом. С начала беспорядков в ряды сепаратистов влились массы неуправляемых элементов , людей с криминальным прошлым , откровенно сумасшедших. Позиция их чаще махновская - никаких политиков , все воры , никому не верим. Регионала Добкина едва не разорвал толпу в Луганске. Мэра Славянска одиозную Неля Штепу обвинили в связях с Правым сектором и лишили власти - теперь в городе « народный мэр » , местный ветеран - афганец . Сама Штепа выступила по местному телеканалу , рассказав о том , что в городе неуправляемая ситуация и мародерство - грабят продуктовые магазины.

Пожар, который старательно разжигали члены Партии регионов в Донбассе полыхнул так, что инструментов для того, чтобы потушить ее, у «донецких » теперь все меньше. Сепаратистские силы, очевидно, имеют несколько различных течений, и регионалами управляются далеко не все они. Во всяком случае, теми регионалами, которые все еще ​​живут в Украине.


В основном руководят операцией на местах люди, близкие к Семье, а также инструкторы по России. Во всяком случае, радикальная и хорошо подготовленная часть сепаратистских сил управляется именно людьми Януковича, а значит, не слушается местных, более умеренных политиков из Партии регионов, которые призывают сложить оружие и решить вопрос путем переговоров. Заявления Турчинова о готовности идти на уступки сепаратистам, проводить референдум и децентрализацию власти в Украине, которые казалось бы , должны привести к деэскалации конфликта, ничего не решили. Все участники сепаратистских митингов, с которыми мне довелось пообщаться в разных городах Донбасса были едины в своих убеждениях - Турчинов для них никто. И тех регионалов, призывать их к диалогу , они прогонят тоже. Большинство их уверяет , что хочет федерализации , но в их понимании этого термина в лучшем случае номинальное пребывания в составе Украины - полную политическую независимость от Киева , свой ​​внешнеполитический вектор , только русский язык на территории Донецкой области , свои учебники истории , школьную программу , « как в России »и т.д. Разумеется , эти требования невыполнимы.

Зато такая принципиальная упрямство отлично коррелирует с планами Виктора Януковича, который скорее всего задумал отторгнуть часть Украины и установить над ней контроль. Ему согласительная политика тех « донецких », оставшихся у власти и пытающихся выторговать преференции для своего бизнеса, как раз очень не нравится. Он хочет привычного ему самодержавия хотя бы в лояльных ему регионах. Именно поэтому старательно поддерживает доминирующий на сегодняшний момент в Восточной Украине месседж - « Донбасс не признает хунту ».  Лозунг этот действительно поддерживает большинство участников пророссийских акций. Поэтому политики из ПР находятся в замкнутом круге - признавая легитимность правительства они становятся предателями для тех, кто  устраивает беспорядки в городах Донбасса. Не признавая правительство, они никак не могут участвовать в переговорах.

Что касается участия российского правительства в организации массовых беспорядков и вооруженных атак на милицейские райотделы в городах Донецкой области, то оно пока не столь велико.

Судя по всему, Россия предоставляет людям Януковича инструкторов с боевым опытом и отдельных военных специалистов, которые помогают организовывать вооруженные налеты. Скорее всего, в Донецкой области действуют небольшие диверсионные группы россиян, но основной ударной силой являются местные боевики.

В частности , «русский полковник» из Горловки, который выступал перед сотрудниками местного МВД, оказался на самом деле жителем города и украинским гражданином, подполковником спецназа ГРУ в отставке по имени Игорь Безлер. Ранее он возглавлял ритуальную службу КП "Простор" . Затем работал начальником службы безопасности кандидатов в народные депутаты Украины от команды Шахова , в частности Артура Герасимова , который баллотировался по мажоритораному округа в Горловке , но в совет не прошел. После выборов 2012 года Безлер работал в службе безопасности ЧАО " Горловский машиностроитель", а именно в команде Игоря Крыжановского, которого избрали депутатом Донецкого облсовета от Партии регионов.

Кстати, мэр Горловки Евгений Клеп, которого сепаратисты заставляли написать заявление об отставке, рассказал, что давил на него известный в городе бизнесмен Руслан Шулика, близкий к криминальному авторитету Армена Саркисяна. Именно Саркисян занимался организацией нападения титушек на донецких евромайданивцив, а затем привозил боевиков в Киев. СМИ сообщали, что его люди в столице убили нескольких демонстрантов. Саркисяна называют смотрящим от Семьи в городе Горловка.

Таким образом, Россия вряд ли хочет отторгнуть Донбасс за крымским сценарием. Сказки о невероятных богатства донецкого региона могут звучать убедительно для люмпенов из полуразрушенных шахтерских поселков, но не для российского правительства, которое вряд ли желает обременять свою и без того проблемную экономику убыточными советскими производствами, которые требуют дотаций. А вот устроить здесь вечное Приднестровье, которое застопорите евроинтеграцию Украины и втянет страну в затяжное болото кризиса - другое дело!

Не исключено, что некоторые группировки, орудующих в области, вообще не контролируются никем, кроме их лидеров. Объединяет их разве что ненависть к Украине и ее нынешнего правительства. И не факт , что кому-то удастся заставить их сдаться и сложить оружие даже в том случае, если политики договорятся между собой. На днях в Донецке какие-то ребята даже придумали брать налог с евреев, которым было предложено явиться в Донецкую ОГА и заплатить 50 долларов налога. Такие объявления появились в городе. Лидеры сепаратистов от этой затеи открестились, но в среде повстанцев немало людей, которые такую ​​идею приветствуют. Поэтому , продолжение следует.

Джин выпущен из бутылки. И загнать его обратно теперь будет весьма непросто. Попробуй убедить запуганного человека, чтобы он успокоился и жил дальше, будто ничего не произошло. Партия регионов больше десятка лет накручивала местное население байками о жестоких фашистов из Западной Украины, которые только и ждут случая , чтобы приехать в Донбасс и расправиться с местным населением. В итоге истерия наконец достигла такого градуса, что крышку наконец сорвало. И в этом водовороте первой утонула сама Партия регионов. После гражданского конфликта ее рейтинг упал ниже плинтуса, в том числе и на востоке Украины, где регионалам не простили нерешительной поведения и поражения в борьбе против проевропейских сил.

Пытаясь создать некую восточно - украинскую идентичность, а по сути просто импортируя российскую пропаганду через нехватки своей, ПР воспитала многотысячную массу украинофобов, и создала в своем базовом регионе не « донецкую республику » , а маленькую и злую Россию , яростно отгородилась баррикадами от всего мира . И боевые действия , которые могут вот-вот начаться в регионе , или покончат с ней , или позволят ему окончательно отделиться и оформиться в новое Приднестровье.

Денис Казанский. 21. 04. 2014