НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА - ЧТО, ГДЕ, КОГДА И КАК??

При историко-этнографическом изучении народной медицины народов мира следует учитывать, что ее истоки уходят в древнейшую историю человечества. Современной этологии хо-рошо известно об умении высших позвоночных заниматься «са-молечением»: раненые особи зализывают кровоточащие раны, в случае ожогов пораженные места доступными способами охла-ждаются и т.д. Исходя из этого, можно предположить, что ре-флекторные навыки и приемы лечебных действий входили в тот арсенал знаний, который сопутствовал человеку уже на самых ранних стадиях антропосоциогенеза. С дальнейшей эволюцией процесса сапиентации лечебные навыки усложнялись и к эпохе верхнего палеолита достигли весьма высокого уровня. Во вся-ком случае, первобытной археологией зафиксированы случаи прижизненного вмешательства с лечебными целями в деятель-ность человеческого организма, вплоть до операций по трепана-ции черепа.
Народный опыт стал основой для зарождения научной ме-дицины. Последняя еще долгое время была тесно связана с тра-диционными представлениями и методами врачевания. Однако постепенная сциентизация эмпирических данных, их последу-ющее накопление, развитие и обобщение способствовали окон-чательному отрыву профессиональной медицины и ее оформле-нию в качестве самостоятельной сферы научного знания и прак-тики. Это ознаменовало величайший рубеж в социально-культурной истории человечества, стало одним из факторов его прогрессивного демографического развития.
Одновременно наметился, и все более углублялся разрыв между социально-культурными сферами функционирования научной медицины и народного врачевательства. Последнее от-теснялось на периферию социальной практики, что порой осу-ществлялось насильственными методами, включавшими в себя административные гонения, уголовное преследование, идеоло-гическую дискредитацию и т.д. Тем не менее народная медици-на продолжала функционировать.
Более того, нельзя не согласиться с мнением Ю.В. Бромлея и
А.А. Воронова о том, что «народная медицина, как и любой дру-гой вид народных знаний, представляет собой неотъемлемую часть культуры каждого народа, в том числе его духовной куль-туры» [Бромлей, Воронов, 1976. С. 3].
Между тем изучение духовной культуры всегда было акту-альной задачей этнографической науки. Столь же актуальным было и изучение народной медицины как важного компонента духовного бытия этноса. Значительный импульс для развития этого направления был дан на состоявшейся в Ленинграде в 1975 г. Всесоюзной научной конференции этнографов и антро-пологов, которая была специально посвящена итогам полевых исследований в области народной медицины. Думается, что ито-говые рекомендации конференции, призвавшей интенсифици-ровать исследования этой сферы духовной культуры, и сегодня не потеряли своей актуальности, хотя следует признать, что уровень разработки проблемы не соответствовал ее научной значимости и практической актуальности.
Это стало очевидным в последние десятилетия, когда прак-тическая значимость научного изучения и объективной оценки традиционной медицины особенно актуализировалась. Данное обстоятельство связано с рядом причин. С одной стороны в настоящее время мы наблюдаем возросший интерес к народным методам врачевания со стороны профессиональной медицины, представители которой не отрицают наличия многих положи-тельных достижений в многовековом опыте народного цели-тельства. Отсюда нынешний период можно охарактеризовать как время сотрудничества двух сфер медицины, которое осу-ществляется в соответствующих пределах реальной врачебной практики.
С другой стороны, к методам народной медицины резко воз-рос и широкий общественный интерес. Это прямое следствие ряда социально-экономических причин, в ряду которых можно назвать подорожание лекарств, общее загрязнение окружающей среды, возросшее число аллергических заболеваний, являющих-ся следствием употребления лекарственных средств химическо-го происхождения и др. Интересен и тот факт, что в экстремаль-ных социальных ситуациях народная медицина может возрож-даться. Пример тому – период абхазо-грузинской войны 1992–
1993 гг., когда в случае отсутствия на фронтах военно-медицинской службы многие прибегали к лечению методами народной медицины.
Важность данной проблемы состоит также и в том, что этно-графическое исследование народной медицины вместе с чисто практическим значением содержит в себе и теоретические ас-пекты. В настоящее время, когда в этнографической науке ши-роко развернулись работы по изучению и анализу понятия этно-са, а также его важнейших и основных признаков, на передний план выдвинуто исследование проблем этнического своеобразия и специфики того или иного народа. Вместе с другими элемен-тами культуры и быта народная медицина оказалась одной из важнейших сфер, в которой широко проявились специфические признаки, отражающие этническое своеобразие народа. В част-ности, имеются в виду накопленные прошлым культурным творчеством народа проверенные и сопоставленные на практике многими поколениями людей позитивные эмпирические знания.
Народная медицина не относится к сферам этнографической действительности, обделенным вниманием специалистов. Одна-ко ее изучение протекает крайне неравномерно, прежде всего, в регионально-этническом аспекте. Если взять пространство бывшего СССР, то по ряду этносов и регионов имеются в целом весьма представительные сводки данных и аналитические раз-работки; в то же время в отношении других этнорегиональных сегментов наши знания крайне бедны и фрагментарны, а порой мы не имеем даже первичного описательного материала, кото-рый мог бы стать базовой основой для дальнейших аналитиче-ских построений.
Сказанное полностью относится к изучению народной меди-цины абхазов. В литературе имеются отдельные упоминания, приведены некоторые фактические данные, краткие описания, из которых невозоможно реконструировать цельную и связную картину. Такое невнимание к теме обусловило существенный пробел в этнографическом абхазоведении, который до послед-него времени не был заполнен. В 1970–1980-х годах советскими и американскими специалистами проводились исследования феномена абхазского долгожительства. Этнографическое направление проекта включало изучение ряда аспектов абхаз-
ского быта, который в той или иной степени влиял на удлинение жизненного цикла: особенности питания, специфика трудовой деятельности и семейного быта, соотношение социальных и возрастных статусов и др. Антропологическим направлением было обеспечено измерение и описание соматических, кранио-логических, психо-физиологических и других показателей, ха-рактерных для популяции. Однако ни тем, ни другим направле-нием не было предпринято исследование этномедицинских ас-пектов народного быта, во всяком случае, итоговые публикации проекта не содержали материалов по этой проблематике.
Между тем было очевидно, что область народного врачева-ния представляет интереснейшую сферу народной культуры аб-хазов. Благоприятные природно-экологические условия Абха-зии, разнообразная и богатая флористическая номенклатура края являются объективной основой для развития фитотерапев-тической практики народной медицины.
Актуальность исследования данной проблемы на абхазском материале определяется также и тем, что в результате социаль-но-экономических и культурных преобразований в Абхазии ме-тоды народной медицины претерпели значительные изменения. Целый ряд традиционных черт, связанных с врачеванием, в ближайшие годы исчезнет и может оказаться потерянным для науки, если их вовремя не зафиксировать. В монографии на ос-нове анализа огромного полевого материала и данных источни-ков автором реконструируется система народной медицины – материала, фрагментарно сохранившегося в памяти старшего поколения и в современных условиях постепенно исчезающего.
При работе над книгой автором были поставлены следую-щие задачи:
– выявить основные черты народной медицины абхазского народа;
– охарактеризовать особенности медицинской культуры аб-хазов;
– дать описание врачебных средств и приемов, используе-мых при лечении различных болезней;
– выявить взаимосвязь абхазской народной медицины с дру-гими компонентами традиционно-бытовой и духовной культу-ры;
– провести сравнительные параллели между врачебной практикой абхазов и некоторых народов Кавказа.
Народные медицинские знания абхазов и многих кавказских народов имеют сходные черты в области применения тех или иных средств лечения. Вместе с тем порой встречаются как су-щественные, так и незначительные различия в специфике их употребления. Все это дает возможность для сравнительного изучения этих материалов, выявления в общем виде некоторых направлений этнокультурных связей абхазов и других народов Кавказа.
В настоящей монографии проблема народной медицины впервые в абхазоведении рассматривается как целостное явле-ние культуры. В работе опровергнуто бытовавшее мнение о практически полном исчезновении народной врачебной практи-ки среди абхазов. Впервые обращено внимание на ряд аспектов (религиозных, нормативных, социальных) традиционного и со-временного быта абхазов, связанных с практикой народной ме-дицины.
В работе по возможности подробно и детально описаны средства и методы лечения, применяемые в абхазской народной медицине.
Изучение народной медицины в историко-этнографическом плане имеет важное теоретическое и практическое значение. Углубленное знание народных традиций врачевания позволяет использовать их в наше время, так как накопленный богатый опыт народной медицины продолжает развиваться.
Результаты применения традиционных народных методов лечения в ряде случаев свидетельствуют о большой их эффективности.
Поскольку опыт традиционной медицины может служить источником полезной информации для медицинской науки, то материалы данного исследования также могут иметь соответ-ствующее практическое значение.
Методические приемы, использованные автором, являются традиционными для отечественной школы этнологии. Автором были использованы метод историзма, метод кросскультурного анализа материала. Были привлечены и сопоставительно рас-смотрены данные по народно-медицинской практике у регио-нальных соседей абхазов – грузин, абазин, адыгов, осетин, вай-
нахов, народов Дагестана, а также извлеченные из литературных источников материалы по ряду других народов мира.
Ввиду ограниченности литературы и письменных источни-ков, основой для написания данной работы послужили полевые материалы, собранные автором в Абхазии в период с 2001 по 2003 гг., а также архивные, литературные и фольклорные дан-ные. Полевые исследования проводились в пяти районах: Очам-чирском, Ткуарчалском, Сухумском, Гудаутском, Гагрском и затрагивали как сельское, так и городское население. Сбор ма-териала проводился главным образом путем опроса пожилых женщин и мужчин, хорошо знающих приемы народного враче-вания. Опрос велся в форме индивидуальных бесед.
Этнографический материал собирался по специально разра-ботанному вопроснику. Причем, при его составлении автором была использована программа по сбору сведений о народной медицине, составленная Г.Ф. Чурсиным [Чурсин, 1929]. Не-смотря на значительный период времени, прошедший с момента опубликования программы, она не потеряла своего операцио-нального значения, благодаря полноте, детализированности и широте охвата возможных направлений получения информации. В ходе полевых работ программа дополнялась вопросами авто-ра, отразившими абхазскую специфику собираемого материала.
Также были учтены предоставленные автору полевые мате-риалы из личного архива А.А. Аншба, собранные им в 1960–1980-х годах. Привлечение более ранних полевых данных поз-волило реконструировать некоторые элементы народной меди-цины утраченные сегодня.
С этой точки зрения важными оказались материалы, найден-ные в архивных и рукописных фондах институтов Академии наук Абхазии. Так, в архиве Института гуманитарных исследо-ваний были использованы фольклорно-этнографические мате-риалы, собранные Ш.Д. Инал-ипа; материалы комплексной экс-педиции в Гагрском, Гудаутском и Сухумском районах, собран-ные Г.В. Смыр; его же фольклорно-этнографические материалы, собранные в 1972 г.; а также неопубликованные работы И.А. Аджинджал.
Часть неопубликованных работ И.А. Аджинджал была изу-чена в рукописном отделе Абхазского государственного музея.
В архиве Института ботаники были выявлены работы А.А. Колаковского и В.С. Ябровой, которые долгие годы плодо-творно занимались изучением лекарственной флоры Абхазии. Научные материалы этих двух видных ученых-ботаников яви-лись серьезным пополнением сведений, полученных при поле-вых сборах.
К исследованию были привлечены материалы периодиче-ской печати: годовые подшивки газет «Голос трудовой Абха-зии», «Заря Востока» и «Советская Абхазия» за время их суще-ствования. В ряде статей, заметок, корреспонденций содержа-лась интересная информация, которая была проанализирована и нашла отражение в работе, в частности данные о конкретных формах функционирования народно-медицинской практики, ее социальных аспектах, взаимоотношении с официальной вла-стью, которые зачастую принимали формы «борьбы со знахар-ством», идеологической дискредитации и т.д.
Как уже отмечалось, специальных работ монографического характера по указанной теме нет. Однако некоторые вопросы, связанные с отдельными сторонами врачевания у абхазов, нашли освещение в абхазоведческой литературе.
Одним из первых исследователей, обратившихся к изучению нашей темы, был К.И. Шабловский. Составив большой список лекарственных веществ, употреблявшихся в Абхазии и Самур-закани, он подробно описывал признаки и свойства каждого растительного средства, принадлежность их к тому или иному семейству, приводил большей частью абхазские и мегрельские их названия, а для некоторых и картвельские. Вторая глава его работы посвящена описанию способов лечения разных болез-ней. За свою работу доктор К.И. Шабловский получил Мирима-новскую премию за разработку проблемы на тему: «Обозрение употребительнейших народных средств и лечений в какой-либо местности или среди какой-либо народности на Кавказе» [Шаб-ловский, 1886].
Дореволюционные сообщения по интересующей нас теме встречаются в этнографических работах Н.С. Джанашия: «Рели-гиозные верования абхазов», «Абхазский культ и быт», «Статьи по этнографии Абхазии» [Джанашия, 1915; 1916; 1960]. Для нас интерес представляет статья «Религиозные верования абхазов»,
где имеется описание обряда, связанного с лечением оспы, запи-санного автором еще в 1914 г. в с. Джгерда.
Заслуживает внимания труд известного этнографа-кавказоведа Г.Ф. Чурсина «Материалы по этнографии Абхазии», где освещаются и вопросы народной медицины абхазов. Неко-торые сведения о народной медицине абхазов даются им в не-большом разделе: «Знахарство и народное врачевание». В этом разделе Г.Ф. Чурсин в частности сообщает о магическом приеме протаскивания больного под выступающими над землею корня-ми орехового дерева, применявшегося при коклюше и кори; о молении «царице земли» при некоторых заболеваниях; о зажи-гании огня во время эпидемий и т.д. [Чурсин, 1957].
Вопросы народной медицины изучал Ш.Д. Инал-ипа, кото-рый посвятил им специальный раздел в своем монографическом исследовании об абхазах [Инал-ипа, 1960]. Не давая четкой классификации, автор, тем не менее, впервые разделил рацио-нальные и магические приемы врачевания, описав в последнем случае ряд заговоров, молений, обрядовых жертвоприношений, хотя и в данном случае без детализированного анализа и клас-сификации, что, впрочем, и не входило в задачу автора. Касаясь рациональных методов врачевания, Ш.Д. Инал-ипа сообщает об употреблении в народной медицине абхазами значительного числа лекарственных растений; об успешном лечении многих заболеваний, в частности вывихов, переломов костей, чесотки, укусов собаки, «сибирской язвы»; об использовании крови для прекращения кровотечения.
Особо следует выделить работу С.А. Дбар «Обычаи и обря-ды детского цикла у абхазов» [Дбар, 2000]. Основу этого иссле-дования составляют этнографические материалы, собранные автором в 1982–1985-х гг. в Гудаутском, Очамчирском и Гагр-ском районах Абхазии. В этой работе на основе полевых мате-риалов автор рассматривает некоторые вопросы интересующей нас проблемы. В частности, С.А. Дбар описывает обычаи и об-ряды, связанные с охраной здоровья детей и лечением детских болезней, что, в свою очередь, является составной частью народной медицины абхазов.
В данном исследовании автором были использованы также отрывочные сведения по народной ветеринарии абхазов, опуб-
ликованные в статьях Ц.Н. Бжания «Из истории хозяйства и культуры абхазов» [Бжания, 1973] и В.Е. Кварчия «Животно-водческая (пастушеская) лексика в абхазском языке» [Кварчия, 1981].
Ряд публикаций посвящен использованию абхазами лекар-ственных растений для лечения различных заболеваний: М.Т. Бгажба «Растительные ресурсы Абхазии и их использова-ние»; М.Т. Бгажба «Местные лекарственные растения»; Д.К. Гицба «Некоторые лекарственные растения народной ме-дицины Абхазии»; С.М. Читанава «Об абхазских названиях рас-тений»; З.И. Адзинба, Т.Г. Алания «Лекарственные растения флоры Абхазии» [Бгажба, 1964; Гицба, 1966; Читанава, 1989; Адзинба, Алания, 2001].
Кросс-культурные аспекты темы обусловили необходимость обращения прежде всего к обширной кавказоведческой литера-туре. В работах Л.Т. Соловьевой, Н.Р. Миндадзе, Б.Х. Рачвели-швили, А.О. Яшвили, Л.В. Беселия обобщен значительный ма-териал по народной медицине грузин, и это позволило выявить важные историко-культурные параллели между абхазами и их ближайшими восточными соседями (мегрелами, сванами, карт-велами). Важные параллели были отмечены между абхазами и абазинами (работы Л.З. Кунижевой), адыгами (Г.Г. Тхагапсова, Н. Жардецкая, И.Х. Калмыков, Х.А. Хабекирова), карачаевцами (М.Дж. Каракетов, Л.Х. Боташева), азербайджанцами (И.А. Геджиев, И.И. Эфендиев) и некоторых других регионов (Л.И. Минько, Л.В. Огудин, П.И. Попов, М.Д. Торэн, Я.В. Чес-нов).
Как было сказано, народная медицина является одной из важнейших сфер, в которой широко проявились специфические признаки, отражающие этническую индивидуальность народа. Будучи частью традиционной культуры, народная медицина охватывает ее гуманитарные сферы, являя собой яркий пример, с одной стороны, рационального знания, с другой – религиозно-магических практик, сформированных специфическими особен-ностями традиционных элементов духовной культуры конкрет-ного социума.
В соответствии с этим наш материал по народной медицине абхазов сгруппирован по главам, в которых последовательно
рассмотрены рациональные приемы врачевания; их религиозно-магическое содержание, а также место изучаемого феномена народной культуры в социальной системе абхазского этноса.
Автор благодарит за научное консультирование своего от-ветственного редактора Ю.Д. Анчабадзе и помощь в издании книги А.И. Аршба.
Комментарии
ДАВАЙ СОБЕРЁМ, ТЕХ, КОМУ ЭТО ИНТЕРЕСНО, ВКУСНО, ПОЛЕЗНО НУЖНО И НЕОБХОДИМО. Это и есть самая действенная помощь.
- http://maxpark.com/community/352