РУССКИЙ САМУРАЙ ДЕНИС ПИКОВ
Григорий Тельнов
РУССКИЙ САМУРАЙ ДЕНИС ПИКОВ
http://www.presshunter.ru/article?id=15673

В ЛЕГЕНДАРНЫХ МЕЧАХ-КАТАНАХ ЖИВЕТ ДУХ МАСТЕРА, КОТОРЫЙ ИХ ВЫКОВАЛ
Российский кузнец открыл мистическую тайну древних японских оружейников
ДЛЯ ДЕНИСА Пикова любовь к старинному оружию началась с кино - толчком стал фильм "Последний самурай", в котором актер Том Круз вел вооруженных мечами воинов в атаку на пулеметы.
Эту картину видели миллионы: красота доспехов, блеск сверкающих клинков, сила духа и мужество самураев восхищали всех.
Тысячи мальчишек, вдохновленные Томом Крузом, стали мастерить мечи и доспехи. Но лишь один из них стал признанным мастером, постигшим тайны великих японских оружейников. Денис Пиков, кузнец из Кирова, избегает патетики и громких слов. Но то, что "Последний самурай" определил его судьбу, признает:
- Этот фильм стал импульсом, с которого все началось...
Денис решил сделать себе самурайский наряд. На сайте фанатов, занимавшихся исторической реконструкцией, зарегистрировался под ником Ито Мацумото.
- Этот псевдоним возник спонтанно, - объясняет мне Денис. - Получилось, что я сам обозначил себе жизненный путь.
В Японии название Мацумото носит древний самурайский замок, в котором хранится коллекция старинного оружия. Так что Денис взял себе псевдоним, овеянный боевой славой.
Тогда, десять лет назад, Пиков вместе с приятелями занимался военной реконструкцией, делал самурайские доспехи. Фехтовали друг с другом, вооружившись сувенирными мечами-катанами. По сути, вешали на себя побрякушки: любоваться ими можно, фехтовать - нет. Настоящие японские клинки перерубали ствол пулемета, а сувенирные подделки и доморощенные самоделки годились разве только капусту шинковать.
Игры кончились, когда Денис решил выковать себе настоящий клинок. Опыт работы с железом у него имелся - закончил профтехучилище.
- В организации, где я тогда был сварщиком, находилась и кузница, - рассказывает Пиков. - Сначала заходил туда просто посмотреть. Потом взялся за молот сам.
Постижение тайн мастерства было трудным.
МИСТИКА
Денис рылся в Интернете, рассматривая фотографии старинных японских клинков. В музеях стоял возле стендов с холодным оружием. Начал учить японскую азбуку, чтобы понимать иероглифы. Штудировал книги и статьи, в которых рассказывалось о кузнечном мастерстве древней Японии, пытаясь найти ключ к искусству древних оружейников.
Легенд о японских мечах много, и одна из них говорит о том, что клинок несет в себе часть души выковавшего его мастера.
- В средние века жили два великих кузнеца - Мусамуне и Мурамаса, - рассказывает Денис. - Однажды воины решили испытать выкованные ими мечи, воткнув в дно ручья. Клинок Мурамасы разрезал надвое плывшие навстречу ему листья. Меч Мусамуне, такой же острый, не повредил ни одного. Когда мастера спросили почему, он ответил, что его оружие без нужды не причинит вреда...

Исторические хроники подтверждают, что мечи этих мастеров действительно имели разный характер. Клинки Мурамасы словно жаждали крови: делали своих хозяев вспыльчивыми, заставляли часто обнажать их. А мечи Мусамуне наделяли их владельцев мудростью, уводили из сложных ситуаций без поединка. Дошло до того, что самураям было запрещено пользоваться мечами Мурамасы: они приносили несчастья целым поколениям их владельцев. Воины гибли даже от несчастных случаев, порезавшись своими же клинками.
В этой мистике есть глубокий смысл: кузнец Мусамуне был монахом, а Мурамаса - буяном и гулякой.
Великие мастера отдают клинку часть своей души, передают раскаленному железу свой характер и мысли, будто лазером на компьютерный диск записывают информацию. В Японии проводят состязания знатоков оружия - взяв в руки старинный клинок, с завязанными глазами они называют имя выковавшего его мастера.
- За японских экспертов точно не скажу, с закрытыми глазами определить изделие того или иного мастера довольно-таки сложно, - продолжает Денис. - Но, наверное, возможно при наличии определенного опыта и чутья. Да, мистика - порой она и вокруг нас витает, ощущаешь ее... Берешь в руки одно изделие, и его выпускать не хочется, приятно его держать, а от другого то беспокойство в душе, то дрожь по спине....
ПРИЗНАНИЕ
Кузнечное ремесло - мистическая профессия. Только по учебникам и книгам его постичь невозможно. Это всегда озарение - поймать и уловить доли секунды, когда достигается нужный цвет раскаленного металла, когда слои стали в клинке вплетаются друг в друга.
- Такие тонкости кузнец должен почувствовать только сам, иначе их цена будет ничтожна! - говорит Денис.
Пиков впитал в свою душу романтику и поэзию оружия самураев. И это слияние помогло ему познать мистическую тайну японских катан.
- Меч куется не только из железа, мастер дарит ему свое вдохновение и свой характер!
Структура классического японского меча - это пакет разных по своим качествам слоев металла. Как композитор сочиняет из нот симфонию, так и оружейник кует свой меч, даря ему свои чувства.
Когда Денис понял это, у него стали рождаться клинки, не уступавшие японским. Рукояти и ножны он тоже делает сам. А на клинок ставит свое клеймо - написанное иероглифами японское имя русского мастера из города Кирова. Денис Пиков стал членом международного общества кузнецов-оружейников Fire Beard ("Огненная борода"). На выставках знатоки любуются клинками, выкованными Ито Мацумото, часто не ведая, что выкованы они в России 29-летним вятским умельцем. Среди его достижений - реплики исторического оружия разных времен и народов. Кельтские кинжалы, топоры викингов, ножи древних германцев, копья славян, выкованные Денисом, завораживают своей суровой красотой. За римский меч-гладиус Пиков получил 1 место на международной выставке кузнецов.
Но японское оружие навсегда осталось его первой любовью. Денис послал снимок выкованного им японского клинка танто знаменитому мастеру Ёсидо Ёсихара.
- Все правильно, форма хорошая, - похвалил работу Пикова Ёсихара, кузнец в десятом поколении - его род веками делал оружие для императоров Японии.
В древности кузнецы перед тем, как приступить к работе над мечом, молились и держали пост. Денис тоже строг к себе, живет по своему внутреннему нравственному кодексу:
- Определенный настрой перед работой необходим, иначе изделие не получится таким, какое оно должно быть. Мистифицировать изготовление того или иного клинка не самое благодарное дело, заключенные в них духи будут так или иначе преследовать изготовителя если не всю жизнь, то очень долго. А вот заложить определенный характер в изделие можно. Когда берешь в руки изделие - это чувствуется.
В древности за раскрытие чужим тайн кузнечного мастерства японцы отрубали руку. А Пиков щедро делится своими открытиями, выкладывает в Интернет подробное описание всех этапов работы со снимками:
- Пусть путь других будет легче!
Денис кует оружие не для битвы, работает не для славы. И мечтает, чтобы его маленький сын тоже стал кузнецом.
***
Великие мастера отдают клинку часть души, передают железу свой характер!

Комментарии
Комментарий удален модератором