Латвия. Надо ликвидировать неграждан! Эту идею мне подсказал Путин

«Что должна сделать Европа? Бобмить Кремль? Объявить России войну? Я думаю, Европа реагирует медленно не потому, что она такая глупая, а потому, что она пострадала во время двух мировых войн. А тут есть ощущение, что беда надвигается в третий раз…».

«Украина — большая страна и может быть самодостаточной, но экономические инъекции потребуют платы. Эта плата за самостоятельность и есть Крым», — заявила политолог Илзе Островска еще 26 февраля, когда даже в России еще никто не заговаривал всерьез о присоединении полуострова.Вспомнив об этом, мы решили попытать Илзе — может, она еще чего предскажет?

— Недавно вы заявили, что Латвия должна покончить со статусом негражданина…

— Да, эту идею мне подал Путин. На мой взгляд, сегодня ни один из мировых лидеров так последовательно не защищает интересы своего национального государства, как он. Практически во всех своих выступлениях он говорит о том, что все приезжающие в Россию должны знать русский язык, законы, уважать русскую культуру, русские традиции. То есть он все время указывает, что неграждане России должны четко определить свое отношение к России. Отсюда и только две возможности, предложенные в Крыму — или гражданство России, или вид на жительство.

А в Латвии живет несколько сотен тысяч неграждан, причем точное число не знают даже депутаты сейма! Эти люди с 1992 года не смогли определиться — гражданами какой страны они бы хотели быть. Ведь статус гражданина — это и права, и обязанности по отношению к своей стране. А негражданин — это только права, хоть и в урезанном виде. В России такое не допускается. А у нас?

— И вы считаете, что пока не поздно, нужно максимально сократить число наших неграждан?

— Безусловно. Напомню, что когда принималось решение о введении статуса негражданина, предполагалось, что он будет существовать лишь в течение определенного времени. Статус негражданина заменил статус гражданина СССР, жителям страны предоставили возможность стать гражданами Латвии. Но прошло уже более 20 лет, а в Латвии по–прежнему живут сотни тысяч неграждан. При этом, я допускаю, за статусом негражданина скрывается и определенное количество граждан России. Мы просто ничего об этом не знаем, а должны знать.

— То есть вы ратуете за нулевой вариант гражданства?

— Нет. Неграждане должны получать гражданство через процесс натурализации! Но в отношении к латвийским негражданам самым главным должно быть следующее — государству надо сделать так, чтобы человеку было выгоднее стать гражданином Латвии, а не продолжать жить в статусе негражданина. Вот и все.

— То есть такое позитивное принуждение?

— Позитивное до определенного момента. А в случае нежелания изменять свой статус я допускаю и возможность каких–либо санкций. Полагаю, что следует подумать об отдельных группах неграждан — для пожилых людей возможна упрощенная процедура натурализации.

— Наши официальные лица сетуют на низкие темпы натурализации. Но если начистоту — разве латышским партиям выгодно появление новых граждан?

— Нет, конечно. Именно поэтому они и не пытаются решать эту проблему.

Ведь новые избиратели нарушат сложившийся баланс политических сил. Но парадокс состоит в том, что и русским партиям массовое получение негражданами гражданства Латвии невыгодно! Чем больше избирателей, тем больше политических партий и русского спектра. А кому нужна лишняя политическая конкуренция? Как видите, неграждане, в принципе, выгодны власть имущим.

— А вы согласны с экс–президентом Вайрой Вике–Фрейбергой, которая назвала политику Европы по отношению к России трусливой?

— Я бы хотела узнать у уважаемой Вике–Фрейберги, что, по ее мнению, должна сделать Европа? Бобмить Кремль? Объявить России войну? Я думаю, Европа реагирует медленно не потому, что она такая глупая, а потому, что она пострадала во время двух мировых войн. А тут есть ощущение, что беда надвигается в третий раз…

У меня есть свое мнение, почему ситуация неожиданно стала развиваться так резко. Конечно, существуют масштабные геополитические причины происходящего, но мне запал в душу один аспект. Я уверена, что Путин Олимпиадой в Сочи хотел показать Европе и всему миру, что Россия — это современная страна, которой по плечу реализовывать громадные проекты мирового значения. Но еще до открытия Олимпиады начались незаслуженные и несправедливые издевательства, ироничные публикации в западной прессе. Надо знать русский характер — русские могут долго терпеть, но если они чувствуют, что к ним отнеслись несправедливо, то последует реакция на эту несправедливость, и последствия будут самыми серьезными. И так чувствовал себя, я уверена, не один только Путин, а весь народ России в целом. Вот откуда высокие рейтинги президента Путина после событий в Крыму. И в «крымской» речи Путина этот момент был акцентирован: не хотите «по–хорошему», что ж, давайте посмотрим, устроит ли вас «по–плохому». Тут есть о чем подумать.

— Чего в нынешней ситуации Латвии следует опасаться больше всего?

— Латвия больше всего боится военного вторжения — и это обоснованные опасения, но я считаю, что больше всего надо бояться миграционных потоков. Если конфликт будет разрастаться, то в Латвию хлынут мигранты из России, Украины, Белоруссии. Причем не только из точек конфликта, но и из других мест. Ответом на гонения против россиян на Украине станут гонения на украинцев в России, хоть это и уму непостижимо.

Поэтому я еще раз подчеркиваю: надо направить латвийских неграждан по пути натурализации. А тем, кто живет в Латвии, но выбрал для себя гражданство России, я бы напомнила пример из не столь уж далекой истории — о репатриации всех граждан Германии на родину в 1939 году. В свое время я общалась с балтийскими немцами, и они рассказывали, что в Германии их приняли далеко не с распростертыми объятиями.

— Отношение к событиям на Украине еще больше раскололо латвийское общество. И что с этим делать?

— Что делать? Постоянно вести диалог, а то у нас обсуждение важных вопросов происходит только два раза в году — 16 марта и 9 мая. Латвия как никакая другая страна могла бы направить на благо страны консолидированные положительные стороны и латышей, и русских — и стать очень сильным государством. Но для этого надо прекратить тянуть страну в разные стороны.

Ина ОШКАЯ