Два наброска на тетрадных листках

На модерации Отложенный

   Недавно, перебирая свой архив, я обнаружил пару набросков на тетрадных листках, сделанных так давно, что вспомнить где конкретно, так и не удалось, помню лишь в давней песне были слова: "...там  где речка, речка Бирюса..." Бирюса или Бирюсинка?- сейчас не столь важно, но память выдернула из того времени кое- что, хотя его само зови- не зови.

   Сибирь-матушка, я там работаю в одном из строительных подразделений по мостам старшим инженером-геодезистом. Должность такая, что не слышал кто бы завидовал, но работа есть работа, если не я ее буду делать, то кто?

   Все, как всегда, по обыкновению начиналось:

  -Тебя к начальнику!

   И на этот раз, не мешкая поспешил в кабинет, где уже находилось несколько человек, а когда закрыл за собой дверь, Иван Данилович обвел всех взглядом через очки, спросил:

  -Все в сборе?- И тут же, причмокнув, продолжил: " Вот что, ребятки, нам тут привалило, понимаешь, дельце... и начал объяснять, что в Тайшете лесорубам нужен мост вот так, проведя ладонь по горлу.  Вы поедите туда, разберетесь где его посадить, ну а ты, ткнув в мою сторону пальцем,  закрепишь ось и сделаешь съемку."

   Не задачка, а просто мечта: комаров и мошки нет, зато стоит зима с морозами, и  снег  такой, что саму речку  сподручнее отыскивать разве что археологам. Но, как сказывал у нас один великий, закрываю одну большую говорильню: "Цели поставлены, задачи ясны, за работу, товарищи!" Вот и я, только без оваций и возгласов "Ура!" пошел собирать свой рюкзак.

   Выезд наметили через день. Но, как известно, время не стоит на месте, и, когда бы нам всей гурьбой помчаться выполнять приказ, лично для меня, другой уже начальник довел:

   -Видишь ли, старина, тебе придется ехать одному. Решили, что вы там много водки выпьете, а ребятам нашлась работа поважнее...

     Только и смог возразить: "Я что специалист по посадкам мостов?"

   - А что делать? Не усложняй вопрос, главное -не посади  вдоль реки...

   И вот я уже  на месте. Самолет Ан-2 катится по снежному полю, а когда почти замедлил ход, вижу в иллюминатор, что рядом бежит черная лохматая собака, а потом при выходе приветствовала каждого, сильно виляя хвостом. Досталось внимания и мне, особенно унтам и шубе. 

   Поселок, как это было видно, располагался вдоль пологого берега  неширокой реки, а с  другой стороны подпирала  крутая сопка с почти черным лесом. Искать контору главного лесоруба долго не пришлось. В кабинете у него доложил кто я и что мне надо для работы. И уже на другой день закипела эта работа. 

   Где мост должен бы сидеть, его направление оказалось ясным, как ясный день -второй вариант не придумать.  Все, кто был в моем распоряжении, а это 5 крепких мужиков были заняты каждый своим делом, мое же сводилось к управлению  и инструментальная часть. Мне даже в хозяйстве нашли настоящие охотничьи лыжи, Вот уж  чье достоинство пришлось оценить мгновенно!

Видел такие впервые. Это самодельные лыжи не длинные, достаточно широкие, но не на столько, чтобы ходить на раскоряку, Снизу обтянуты телячьей шкурой ворсом назад. Крепление такое, что одним движением освобождались- лишь дернуть за конец тонкого ремешка, хотя обувь сидела  жестко. Они позволяли подниматься круто в гору без скольжения назад, а при спуске  держать невысокую скорость.

   Работа двигалась без всякой поэзии, если бы не один случай. Вот он-то и  запомнился  надолго.

   Чтобы закрепись ось, мне понадобилось с топором пойти на другой берег реки и разобраться как это лучше сделать. Лес подступал плотной стеной  и я начал прорубать проход, больше оглядываясь назад, чтобы не отклониться от створа. Прошел так метров сорок, и когда сбил с одного дерева сучки и  ступить бы мне  дальше, да остолбенел: в нескольких метрах стоит волк и смотрит на меня, чуть в стороне  еще один, и, как мне показалось, имеет намерение обойти... Сухость во рту появилась мгновенно, сердце забилось так, что, казалось, раздавалось по всему  лесу, даже это не так- все тело стучало. На руках перчатки  хоть и меховые, но позволяли жестко держать топорище. В голове: если что, прижаться к дереву спиной и главное- топор не выронить. Кричать  со страху не сообразил. Сколько мы так стояли и смотрели  друг на  друга, казалось, вечность, но тот, что  обходил, вдруг свернул в сторону и начал удаляться, а за ним последовал и ближний.  Только теперь почувствовал  как по спине стекает пот ручьем туда, где можно было излиться и другим веществом. Побежал к мужикам, кричу: "Тут  волки!"  Все кинулись на это место, но толку от этого?  Следы уходили вглубь леса,  а волков- ищи ветра в поле.

   На другой день у нас сразу прописался другой член команды -двухстволка с большим  комплектом патронов.

   Все имеет свое начало и конец. Не прошло и трех  недель, как все записано, измерено, закреплено  и пора возвращаться. Стою у места, куда ступил  не так давно. Билет в кармане, самолет уже готовый, неподалеку толпятся люди, которым тоже надо лететь. Достал из бокового кармана рюкзака тетрадь и сделал два наброска на память, где вокруг места таежные  и та собака, что в точности наоборот провожала самолет- бежала столько, сколько ей хватило сил, а я в иллюминатор смотрел на нее, и на то, как  открывались дали при наборе высоты.

   Прошло время, я закончил обработку материалов, передал по инстанции.  Не успел как следует потолкаться в курилке, блин, слышу: "Тебя к начальнику!" А тот как всегда: "Вот что, ребятки..."  и  звало тебя вдаль  нужное дело, ибо  работа такая была...