Гримасы социологии

 

Нет никаких сомнений, что происходящее в Донбассе – дело рук российских спецслужб. Идет война между Россией и Украиной. Немного «странная», но в целом вполне нормальная война. Уже завоеван Крым, следующая цель – Восток Украины. Цели кремлевских стратегов ясны не до конца, но уже понятно, что, впившись в Донбасс, они его не выпустят. Формы захвата – аннексия или насильственная конфедерация с полномочиями регионов много большими, чем в любой известной конфедерации, – пока непонятны, но «Донбасс останется русским».

Все это понятно. Но меня заинтриговал другой вопрос – а как к происходящему относятся сами жители Донбасса? После аннексии Крыма мне казалось, что их отношение к «руке помощи» России должно быть резко отрицательным – как иначе можно относится к государству, захватившему кусок твоей страны?

Однако цифры социологического опроса, опубликованные Илларионовым, заставляют взглянуть на ситуацию другими глазами. Конечно, Илларионов публиковал эти цифры как свидетельство всеобщей поддержки украинцами идеи унитарной Украины. Но говорят-то цифры о другом. Правда, сразу хочу заметить, что само социологическое исследование было спланировано не лучшим образом и не лучшим образом представлены его результаты – слишко много остается неясных вопросов. Но давайте посмотрим на цифры результатов.

В Донбассе идею присоединения к России НЕ поддерживают 56% (51% если судить по ответу на два других таких же по сути вопроса; 5% разницы в ответах на один и тот же по сути, но по-разному сформулированный вопрос – показатель точности метода). Идею создания независимого государства «Восточная Украина» НЕ поддерживают 53% (51% по ответу на другую формулировку того же вопроса).

Казалось бы большинство против обеих идей – и идеи независимого государства, и идеи присоединения России.

Но тут возникает вопрос. А сколько противников присоединения к России поддерживает создание независимого государства? И соотвественно – сколько противников независимой Восточной Украины хотят присоединиться к России. Грамотно спланированное социологическое исследование давало бы на эти вопросы прямые ответы, равно как – и на вопросы о сторонниках конфедеративного и унитарного устройства Украины. В данном случае, данных нет, и нам остается только гадать. Но по приведенным цифрам ясно, что число противников присоединения к России, которые одновременно и возражают против создания независимого государства «Восточная Украина», колеблется в Донбассе между 30-35-ю процентами и 50-55-ю. Если позволить себе взять среднее между этими полюсами, получаем 40-45 процентов. Понятно, что доля сторонников унитарной (не конфедеративной) Украины среди них еще меньше. В общем, поддерживающие идею «украинской Украины» в Донбассе очевидно в меньшинстве.

Это данные 2-4-недельной давности. События последних дней едва ли увеличили число жителей Донбасса, ратующих за единую и неделимую Украину.

В чем причины такого неожиданного (во всяком случае, для меня) общественного мнения? Умелая работа российских спецслужб? Бессилие центральной украинской власти? Апатия Запада? И то, и другое, и третье? Данных, чтобы однозначно ответить на этот вопрос, нет. Но пока можно констатировать, что Путин выигрывает эту войну. Войну, которую для РФ лучше было бы проиграть.