Надолго ли хватит радости от присоединения Крыма?
Иллюстрация: huffingtonpost.com
Только ленивый сегодня не говорит о всеобщем одобрении действий российской власти в Крыму и связанном с этим росте рейтингов одобрения и доверия первых лиц. Вопрос в том, как долго просуществует этот эффект и что будет дальше.
1. Важно понимать, что позитивное восприятие россиянами ситуации с Крымом стало возможно при трех условиях. Во-первых, действия российской власти воспринимаются как благородный шаг спасения русскоязычного населения Украины и в целом как предотвращение полного распада страны, восстановление порядка. Ведь о хаосе и беспределе на улицах украинских городов изо дня в день и из часа в час твердят все российские государственные каналы – главные источники информации о происходящем для 90% населения. Парадоксальным образом «собирание русских земель» выглядит в глазах населения как акт благодеяния в отношении не только крымчан, но и вообще всех украинцев. Во-вторых, важно, что процесс присоединения Крыма прошел относительно спокойно и безболезненно. Возможность военного конфликта между Россией и Украиной до сих пор беспокоит 66% россиян. Наконец, возвращение полуострова в состав России выглядит в глазах населения «восстановлением исторической справедливости».
Хочется подчеркнуть, что заведомо поддержаны будут не всякие действия российской власти на внешнеполитической арене, но лишь те, что позволят простым людям почувствовать себя благородными и справедливыми. Откровенно агрессивная внешняя политика или затяжной военный конфликт поддержки не найдут. Этому должен учить хотя бы и собственный опыт войны в Чечне.
2. Наблюдения за рейтингом Путина позволяют говорить о том, что «маленькая победоносная война» и сопровождающая ее информационная кампания – самый эффективный инструмент встряски рейтинга (после войны с Грузией уровень одобрения Путина достигал 88%). Всего похожих кампаний за последние пятнадцать лет можно насчитать с десяток; мобилизации по поводу различных газовых войн, скандалов с памятниками, угрозы террористических атак и проч. – все идет в ход.
Однако эффект таких мобилизаций краткосрочен. Он обычно иссякает в течение нескольких месяцев после окончания пропагандистской кампании, если внешнеполитические успехи не подкреплены успехами в экономике.
Об этом говорит почти непрерывное снижение рейтингов Путина на протяжении последних 5–6 лет. Конечно, сегодня происходит резкое ограничение независимого информационного пространства, а телевизионные пропагандисты уже несколько месяцев бесперебойно работают в полную силу. Но стоит вспомнить старую пословицу: «Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет».
3. Российские граждане куда глубже интегрированы в Запад, чем это принято думать. Например, количество загранпаспортов устойчиво растет из года в год. Сегодня такой документ есть у 28% населения, более чем у трети граждан среднего возраста, более чем у половины москвичей. Неудивительно, что в начале марта многие испытывали тревогу и беспокойство по поводу возможной изоляции России (66%) и экономических санкций (53%). К концу марта под действием пропаганды эти цифры снизились до 33% и 36% соответственно – не в последнюю очередь потому, что подавляющее большинство россиян (75%) просто не поверили в то, что Запад решится на этот шаг, и никаких последствий еще не ощутили. Но нет уверенности, что настроения не изменятся, когда – и если – санкции станут реальностью.
Стоит вспомнить, что экономические санкции Запада предшествовали переходу к демократии многих авторитарных режимов. Так было, например, в Южной Африке или Чили, о которых часто вспоминали в последнее время в связи с успехом массовых гражданских движений. При этом о роли экономических санкций в процессе демократизации этих режимов говорилось мало. А ведь в длительной перспективе такие санкции снижают возможности режима обеспечивать благополучие своих граждан. И те по мере ухудшения своего положения начинают внимательнее прислушиваться к критике в адрес власти.
Все те проблемы, которые накопились еще до украинского кризиса: снижение экономического роста, нарастающая неуверенность в завтрашнем дне, падение легитимности власти и проч., – и о которых на время забыли, очень скоро вновь дадут о себе знать. С нарастанием внешней изоляции у российской власти, которая до сих пор мастерски справлялась с политическими и экономическими вызовами, остается все меньше места для маневра. Поэтому действия российских властей в Крыму в долгосрочной перспективе могут дать совсем не тот результат, который планировался изначально. К концу года рейтинги могут вернуться на уровень января – февраля и, если не будет прорыва в экономике, пойти дальше вниз.
Комментарии
Путинская пропаганда последнее время часто называет киевские власти "хунтой". Испанское слово "хунта" (junta) означает военную диктатуру. То есть власть военных.
В Российской Федерации президентом служит подполковник КГБ Путин, руководитель Администрации Президента — генерал-полковник КГБ Иванов, глава управления делами Президента сотрудник спецслужб Кожин. Обе палаты парламента (!) находятся под руководством спецслужб: Госдуму возглавляет сотрудник КГБ С.Нарышкин, в Совете Федерации председателем В.Матвиенко (кличка "Валька-стакан"), но аппарат совета Федерации возглавляет офицер ФСБ Сергей Мартынов , Губернатор Санкт-Петербурга — генерал-лейтенант КГБ Полтавченко и даже железные наши дороги контролируют военные (генерал-полковник КГБ Якунин, кличка "Шубников"). И так далее, включая банки, концерны и естественные монополии...
А теперь вопрос: есть ли в современном мире еще страны, находящиеся под тотальным контролем военных? И кто после этого хунта?
Во-первых заголовок.
Радость может быть долгой только у дебилов. У всех остальных нормальных людей она конечна. И чем меньше масштаб явления, тем меньше радость. Фактически радость была у крымчан. А у россиян она кончилась большей частью на второй день.
На что должно хватить этой радости? На рейтинги? Так радость тут ни при чём. Рейтинги радостью не зарабатываются.
1. Да, при трёх условиях. И они все выполнены. Пу заслуженно получил повышение рейтинга. Более того, если бы он просрал Крым, то рейтинг его упал бы в самый низ. А он не только присоединил Крым, а сделал это блестяще. Чего автор старательно не замечает.
2. "Однако эффект таких мобилизаций краткосрочен. Он обычно иссякает в течение нескольких месяцев после окончания пропагандистской кампании, если внешнеполитические успехи не подкреплены успехами в экономике." Банальность.
3. "Российские граждане куда глубже интегрированы в Запад, чем это принято думать." Пустота. Количество загранпаспортов - это вообще ни о чём.
Ну и далее та же пустота.