путинский тип кризиса

Многие россияне понимают современный кризис неправильно. Они понимают его по-старому, как непосредственное ухудшение жизни населения. Это неверно. Настолько неверно – что смертельно опасно для всей нации.

Прибегну к образному сравнению, чтобы популярно объяснить исходную мысль. Представьте, что ваш противник ничем не вооружен, кроме собственных кулаков, и когда он треснул вас по ребрам, все же есть время осознать кризисность ситуации, нанести ответные удары и победить. А теперь представьте, что противник вооружен револьвером. Абсолютно глупо ждать пулю в те же ребра – то есть кризисная ситуация возникла уже тогда, когда он вытащил оружие (или даже когда потянулся к нему).

Образ более чем прозрачен. Допустим, Россия фактически топчется на месте в смысле развития, в частности, в смысле развития науки и техники и увеличения населения. Год, два, три, десять лет и так далее. При этом не растущее, но постоянное энное количество россиян не голодует, а даже наоборот, чуть ли ни у каждого есть машина, дом, счет в банке и так далее за счет сырьевых доходов в большей части. Кризис в старом понимании слова, когда колоски надо собирать по полям и картофельную шелуху есть, может и отсутствовать. Но Китай или Индия (или еще какая страна или тесный блок стран) в это время развивается без остановки и количественно, и качественно. Или даже только качественно – населения у этой страны и так в разы больше, чем в России. И развивается заметными темпами. В итоге она настолько становится технически развитой и настолько отрывается вперед от России – что, к примеру, в один прекрасный момент создает антиядерный щит. Да, вбухивает много средств – но создает. Итого, мало того, что эта страна уже имеет огромную мощь для ответного ядерного удара – да вдобавок еще и первый удар со стороны может минимизировать. Такое положение сейчас трудно представить, но не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, насколько быстро развивается техника. Что невероятно сейчас, может быть рутиной через десять-двадцать лет.

И в таких условиях, допустим, Китай, вводит свои высокооснащённые и многочисленные войска на территорию Сибири и Дальнего Востока для захвата ресурсов. Эти войска сметают российские части из-за их малочисленности (даже при хорошей вооруженности последних, что не факт из-за сырьевой специфики производства). И что может сделать в таких условиях Москва?.. Да ничего! Абсолютно ничего. Игра сделана. Россия мгновенно превращается в полубанановую республику, так как без ресурсов Сибири и Дальнего Востока и при длящейся до этого, к примеру, двадцать лет стагнации как в науке и технике, так и по росту населения, европейская часть России это именно Верхняя Вольта с ракетами и не более того.

Отсюда вопрос – когда кризис возник в такой ситуации?..

Когда китайские войска пересекли государственную границу России - или когда началась стагнация в стране за двадцать лет до этого?.. Разумеется, кризис возник во втором случае. Хотя внешне все эти годы россияне может быть и не бедствовали. Внешне никакой нищеты - а на самом деле Аннушка уже пролила масло. Если это так, тогда наши дети имеют полное право оторвать голову своим папашкам за такие дела. Тогда кризис существует уже сейчас – и опаснейший кризис, не справившись с которым, мы рискуем исчезнуть как нация.

***

Полный абсурд происходит сейчас в России. Театр абсурда и маразма. Дело в том, что путинский режим является одним из самых бездарных в истории страны. Этот режим накачал столь большой пузырь отложенных проблем – что когда тот лопнет, будет всем карачун. Не использованы столь явные возможности роста и профукано столь много ресурсов – что иных слов объяснить это, кроме ругательных, нет. Но при всем при этом Путин остается – и это надо признать – все же популярным в некоторых слоях населения. И во многом – не во всем, конечно, но во многом - это объясняется именно непониманием массами нового, путинского, скажем так, типа национального кризиса. Когда можно быть сытым и довольным до определенного рубежа – после которого фактически сразу может наступить смерть. Когда отец живет очень хорошо именно в силу того – что его сын будет жить очень бедно.

Это отложенный во времени кризис, когда причины и последствия растянуты во времени. Но тем не менее это абсолютно один и тот же кризис. Разумные люди прекрасно понимают, о чем речь. После тотального кризиса 1998-года и ухода Ельцина, во время неплохих цен на углеводороды в «нулевые» Путин получил карт-бланш. Это несомненно.  И он не воспользовался им, как надо – и это также несомненно. Единственно, что он сейчас делает (и делал) – это загоняет болезни вовнутрь. Ни одна проблема не решена со времени Ельцина – будь то коррупция, слезание с сырьевой иглы, уничтожение олигархии и так далее. Крайние проявления бардака придушены – но не уничтожены. В этом нет никакого сомнения. А раз так – дело кончится еще большим крахом, если ничего не делать. Отложенный кризис взрывается сильнее. Чем сильнее пузырь надувается – тем с большим шумом он лопается. Это классика жанра – и ничего с этим не поделать.

Но пока даже в исходном пункте понимания ситуации Путин еще пудрит мозги. Еще десять лет (меньше или больше, не суть разница) «сладкой жизни» без упорной работы по реиндустриализации и реколлективизации страны – и будет полный карачун. А уж о путях выхода из кризиса – еще большая проблема. Еще больший разнобой. Идеи по этому поводу есть. Но это отдельная история.