Г-Э Лессинг "Гамбургская драматургия" отрывок

На модерации Отложенный

Очень любопытный отрывок из большого литературно-критического труда Лессинга "Гамбургская драматургия".
Об особенностях восприятия театрального действия у немцев. Статья написана в 1768 году.
Автор делает выводы о том, зачем люди ходят в театр, которые актуальны для сегодняшнего дня.
Проверьте сами.

...
К чему трудиться над тяжелой обработкой драматической формы; к чему строить театр, переодевать мужчин и женщин, утруждать их память, собирать в одно место целый город, если я моим произведением и представлением его на сцене могу вызвать лишь некоторые из тех душевных волнений, какие может вызвать и хороший рассказ?
А ведь его каждый может прочесть у себя дома.

Только произведением в драматической форме можно возбудить сострадание и страх: по крайней мере никакая другая поэтическая форма не может возбудить этих чувств в столь сильной степени.
Однако скорее хотят возбуждать ею все другие чувства, чем эти, хотят пользоваться ею скорее для всех других целей, а не для той, к которой она главным., образом приспособлена.

Публика довольна тем, что ей дают. Это и хорошо и не-хорошо. Не очень-то манит нас к себе тот стол, за которым приходится довольствоваться тем, что есть.

Известно, как падки были до зрелищ греческий и римский народ, особенно первый до представления трагедий.

Напротив, как равнодушен и холоден к театру наш народ! Отчего происходит эта разница вкусов, если не оттого, что греки при представлениях воодушевлялись столь сильными, столь необычайными чувствами, что не могли дождаться той минуты, когда снова будут испытывать их.
Мы, напротив, выносим из театра такие слабые впечатления, что редко считаем посещение его стоящим траты времени и денег.
Мы почти все и почти всегда идем в театр из любопытства, ради моды, от скуки, ради общества, желаем на других посмотреть и себя показать, и лишь немногие идут с иною целью, да и то редко.

Я говорю: мы, наш народ, наш театр, но в этом случае разумею не одних нас, немцев. Мы, немцы, довольно чистосердечно сознаемся в том, что у нас еще нет театра. Что думают при этом многие из наших критиков, которые согласны с таким признанием и вместе с тем большие поклонники французского театра, этого я, собственно говоря, не знаю.
Зато я знаю хорошо, что сам думаю. А я думаю, что не только у нас, немцев, но и у людей, хвастающихся тем, что у них сто лет существует театр, даже лучший во всей Европе, — именно у французов, — еще нет театра...

1768 год