"Осенняя соната" в середине лета.
На модерации
Отложенный
- Маша, я знаю, почему сегодня снова пошел дождь, пасмурно и погода совершенно испортилась.
- Почему?
- Потому что я сегодня иду на спектакль под названием "Осенняя соната"
(из беседы с моей коллегой Машей)
Вот такое совпадение. После чудесного солнечного июньского воскресенья небо снова нахмурилось, и зарядил среди лета совершенно осенний дождик. Как подходит такая погода к сюжету спектакля, который я вчера посмотрела в театре "Современник"!
И это перемежающееся сочетание - дождь- солнце, серые тучи - белые облака и солнце - проходит по всей линии спектакля. Контрасты и смена настроений.
Сценарий Ингмара Бергмана «Осенняя соната», по которому поставлен спектакль в театре "Современник" - про хорошую дочь и плохую мать. Или нет, про зануду, бездарную «серую мышку» дочь и гениальную мать. Или про обиженную дочь и эгоистку мать. Или про глупую дочь и пытающуюся сделать дочь счастливой мать ....или про то, что мы боимся раскрыться до конца перед близкими людьми, что то домысливаем, делаем преждевременные выводы и раним, раним друг друга, и копим, копим этот негатив, а взаимное понимание было так просто, так близко, так возможно.
В маленьком норвежском городке живет немолодой пастор со своей молодой женой. Ведут они тихий, спокойный, затворнический образ жизни в своем доме с видом на море, фьорды вроде бы в полном согласии и любви. Жизнь незамысловата и спокойна в этом провинциальном городке.
Жена Ева пишет статьи в приходскую газету, организовывает вечера музыки и занимается домом, садом. Тихая норвежская семья без затей. После известия о смерти некого Леонардо, Ева, посоветовавшись с мужем и, получив его охотное согласие, решается пригласить в гости свою мать - известную пианистку, Диву, талантливую женщину, человека мира, богатую и экзальтированную женщину, у которой совсем недавно умер муж и муж этот и есть Леонардо – он второй муж артистки.
Дочь и мать не видели друг друга уже семь лет. За это время многое произошло в их жизни. У матери менялись гастроли, страны, поклонники и любовники, машины, наряды и вот скончался второй муж - Леонардо, богач и прожигатель жизни, с которым матери было хорошо и беззаботно порхать по жизни.
. Дочь Ева успела поучиться в колледже, назначить помолвку заболеть туберкулезом, разрушить помолвку из-за своей внезапной болезни, вылечиться, поработать в газете религиозной направленности, познакомится на религиозном же семинаре с мужчиной много старше себя, пастором, и выйти за него замуж без любви после одного дня знакомства, когда он в дороге в его пасторский дом спросил ее не согласилась бы она стать его женой. Подумав один день, посмотрев на дом - она согласилась, предупредив честно, что любви к нему не испытывает. Потом у них родился ребенок, которого они очень хотели и ждали, но в возрасте 4 лет он случайно погибает, упав в колодец возле дома. Трагедия, которая наложила черную печать на всю жизнь этой семьи. Но они не сдаются , жалеют и оберегают друг-друга.
Дочь панически боится встречи с матерью, но ей кажется правильным как-то поддержать мать после смерти ее второго мужа. Мать внезапно соглашается приехать к дочери между двумя своими гастролями на несколько дней.
Дочь - серая мышка, некрасивая, неухоженная, неловкая, закомплексованная женщина, живущая в бедном доме, в глуши встречает после семилетней разлуки мать - эффектную красавицу с вереницей чемоданов с нарядами от модных домов, ворвавшуюся в этот тихий дом, как вихрь, все сметающий на своем пути. Мать, оказывается и не думает переживать из-за смерти мужа или делает все, чтобы не переживать. Дочь встречает мать, не смотря на годы не потерявшую своего очарования, бойкую и энергичную светскую леди, оптимистку, кокетку, вообще запрещающую себе думать о плохом, слишком много говорящую о себе и своих успехах, что, конечно, больно ранит дочь. Когда дочь Ева сообщает матери Шарлотте, что в ее доме - Елена - психически больная сестра Евы - мать чуть было не сбегает из этого дома. Это еще один удар по ее нервам, которые она так сильно бережет. Психически больная дочь должна находиться в пансионе, который оплачивает мать. Но сердобольная Ева взяла сестру к себе в дом, чтобы заботиться о ней. Мать почти в негодовании, что ей не сообщили об этом, и ее еле удается уговорить остаться и повидать больную дочь.
Эта встреча роскошной матери артистки и ее дочерей-бедняжек - шокирует. Тучи и голубое небо.
Унылый серый дождь и яркое солнце….
Вот такая предстает картинка….
А дальше… дальше эта мать-эгоистка, бросившая ради своего благополучия и любви к музыке, искусству - родных людей – двух дочерей и первого мужа, оказывается сама в роли пострадавшей от недостатка любви своих родителей. Родители не замечали ее, маленькую Шарлотту. Так увлечены они были наукой, что не дали маленькой девочке и капли родительской любви, в которой она так нуждалась и нуждается до сих пор. В свою очередь, не смогла и она, Шарлотта, дать свою любовь своим близким и превратилась в глазах своей дочки в чудовище, беспардонно растоптавшую жизнь Евы, ее больной сестры и их отца.
Но это раскрывается по ходу спектакля, когда в пылу выяснения отношений, слез, нервов, криков на пределе нервного напряжения мать и дочь исповедуются друг другу , и все , оказывается, можно объяснить, и можно понять, и можно простить ошибки другого, и связаны мать и дочь все равно одной пуповиной всю жизнь, какими бы они не были разными.
И вот уже из непримиримой ненависти чувства перерастают в жалость и понимание, но, увы, не в любовь.
Шарлотта в итоге все равно проявляет присущий ей эгоизм, хоть и пытается в начале сделать приятное дочке и ее семье - натура берет свое.
А дочь чувствует свое полное ничтожество и опустошение, что готова спокойно распрощаться с жизнью.
Дочь Еву играет Алена Бабенко. Актриса, играет вечную девочку - обиженную, инфантильную, замкнувшуюся, закомплексованную - такую, какой она останется до конца своей тихой жизни-страдании. Но разве все зависит в ее жизни от матери? И эта первая беременность от любимого мужчины, который не соответствовал идеалам матери, а был разгильдяем и пьяницей, и этот разрыв с ним, и этот аборт, на который она пошла под давлением матери- разве не ее собственный выбор? А дочь продолжает обвинять во всех своих бедах мать, ее эгоизм и бездушие.
Мать Шарлотту играет Марина Неелова. В начале, мне показалось, она играет актрису-актрисулю, избалованную и смешную в своем несоответствии предлагаемым обстоятельствам. Зато по ходу действия уже видишь талантливую цельную личность, которая смотрит и на жизнь сквозь призму музыки. Вдумчивый музыкант, как она интересно рассказывает о сонате Шопена, которую бездарно играет ее дочь. Оказывается, 45 лет она думает о том, как нужно играть сонаты Шопена. Она рассказывает дочери о том, как нужно воспринимать и играть сонаты Шопена – это не сладенькая музыка, а музыка сильных, но сдержанных чувств. И тут уже видишь в роли Марины Нееловой - талантливого музыканта, профессионала, человека совершенно другого мира, и эту актрисулю по жизни, уже назовешь Дивой. Я даже представила образ Елены Образцовой, так похожи были интонации и манеры Марины Нееловой в роли Шарлотты.
Потрясают с самого начала декорации спектакля - актеры, как будто присутствуют в сюрреалистической картине, а порой в черно-белой гравюре. По дощатой сцене раскиданы засохшие осенние листья, которые шуршат под ногами, летят на головы действующих лиц, создавая атмосферу осени жизни, когда подводят итоги. На заднем фоне стоит лодка и угадывается холодный туман от фьорда. Дом из редких старых досок по диагонали сцены - как рояль с натянутыми струнами или как орган и, в то же время , как вход в тоннель, ведущий к свету.
Сценарий Ингмара Бергмана и спектакль театра "Современник" показывает нам нас самих – с нашими слабостями, которые другие люди воспринимают, как что-то ужасное, но не видят в себе подобного.. Его сложно смотреть, порой, так как накал страстей зашкаливает. Но это нужно сделать для того, чтобы понять в какой-то момент себя и своих близких.
Комментарии
http://tfilm.tv/7298-osennyaya-sonata.html