Проведение нелепых исторических аналогий — занятие лёгкое и приятное. Обладая небольшим объёмом знаний, можно вскрывать суть сложных явлений и делать серьёзные прогнозы.
Схема такая: берём современное явление, ищем пару ярких сходств с событиями прошлого, доверяемся интуиции и подставляем развязку из прошлого в современность — вуаля, мы разобрались в ситуации и знаем, чем всё закончится.
По такой схеме возникают множественные «гитлеры» (от Обамы до Путина, избежать гитлеризации не помогает ничто, спросите у Меркель), множественные «перестройки» и даже «падения новых римских империй».
Конечно, кто-то распространяет эти громкие сравнения намеренно, но вот рядовые граждане уже подхватывают без всякого умысла: «А ведь и правда, опять как тогда!».
В беспокойные времена возрастает уровень нелепости сравнений и количество их распространителей. И они имеют успех. Люди хотят разбираться в происходящем, но напрягаться особо не хотят.
Сегодня вот один из самых популярных мем-шаблонов для анализа ситуации —предчувствие новой холодной войны и разделения мира на два лагеря. В него вроде бы без проблем укладываются все основные события: Россия нагло действует на мировой арене наперекор американским интересам, США отвечают угрозами. Сирия, Сноуден, украинский кризис, Крым. Америка вводит какие-то санкции (про которые все слышали, но никто не может понять, в чём они состоят). В ответ Россия договаривается о военном сотрудничестве с Аргентиной и планирует, согласно заявлению Шойгу, вести переговоры с Кубой, Сейшелами, Вьетнамом и Сингапуром. Ключевыми военными партнёрами также могут стать Китай и Индия, полное сотрудничество с которыми сдерживал всё тот же фактор Запада. Изображать лояльность по отношению к его интересам до некоторого времени было залогом безопасности в том или ином регионе и сдерживало потенциальное стратегическое партнёрство.
Ну и как результат — многие ждут и верят, что мир опять поделится на пару полюсов, и у них будет Голливуд, кока-кола и свобода, а у нас дефицит на полках и пионерские галстуки.
Что в этой связи хотелось бы напомнить аналогизаторам: биполярный мир — это совсем не то, что создаётся сейчас.
Отрицать это — означало бы игнорировать факты и ключевые черты современности.
Холодная война была борьбой двух претендентов на мировое господство. Её окончание означало победу одной из них. Но четверть века постбиполярного и постсоветского опыта показали, что победившие претенденты мировое господство просто не потянули. Крах американской гегемонии сегодня констатируют сами американские политики. Бывший шеф Пентагона Рамсфелд и даже главный борец с империалистами из КГБ — Джон Маккейн — констатируют потерю Америкой своего «реноме как мирового лидера».
Поэтому сейчас — никто не претендует на мировое господство. Просто на фоне ослабления единственного «жандарма» возвышаются новые и хорошо забытые старые центры силы. В Азии Китай строит тихоокеанский флот и закупает подлодки и истребители. Даже Европа, на словах всячески демонстрирующая Америке свою послушность и солидарность, — на деле тихо «сливает» противостояние с Россией. Не стоит забывать и про Аравийский полуостров, где нефтяные королевства из сырьевых придатков превращаются в фактор американской политики.
Не могут противостоять друг другу «полюса», составляющие незначительную часть мирового населения и экономики. Если в 1985 году «Большая Семёрка», то есть США и сателлиты, производила 55% мирового ВВП, то сейчас на их долю приходится всего 37%. В то время как остальное — утекло к BRICS и другим странам G20.
Важно понимать, что возвышающиеся сегодня центры силы — не претенденты на мировое господство, но в первую очередь претенденты на суверенитет и субъектность в своём регионе, восстающие против набившего всему миру оскомину западного глобализма и универсализма. Это и есть многополярный мир, который при трезвом и честном взгляде представляет собой наиболее вероятную альтернативу старому миропорядку.
Любители мыслить аналогиями, предсказывать родине тяжёлые времена и ностальгирующие по «холодной войне», обнаружат, что новое глобальное противостояние с изоляциями, блокадами и железными занавесами сегодня невозможно.
В мире, уставшем от претензий на глобальное доминирование, суверенные центры силы в ближайшие годы предпочтут заниматься своими делами.
Комментарии