События в Венесуэле поразительно похожи на киевский путч. Какой вывод?

На модерации Отложенный

Венесуэла потрясена – 12 февраля в Каракасе произошли крупные столкновения между сторонниками оппозиции и правящей партии. Похоже, что волна насилия, захлестнувшего города этой латиноамериканской республики и инспирированная из-за рубежа, еще не схлынула: противники нынешнего президента страны Николаса Мадуро как минимум решили испытать его на прочность. Программа максимум – полная смена власти. Богатая нефтью Венесуэла давно стала одной из главных целей американской политики, и, похоже, в Вашингтоне решили, что пришла пора прибрать венесуэльские нефтяные месторождения к своим рукам.

Дежавю

12 февраля в Венесуэле состоялась одна из крупнейших провокаций, направленных против законно избранной власти: в этот день в Каракасе, а также в городах Мерида и Тачира произошли погромы. Не обошлось без жертв.

Главным требованием погромщиков стала отставка президента Николаса Мадуро, хотя в последние дни манифестанты требуют от властей еще и освободить экстремистов, задержанных в ходе беспорядков: эти люди попали за решетку потому, что штурмовали прокуратуру, совершали нападения на полицию и занимались вандализмом. В приступе ярости «мирные протестующие» повредили даже площадку с детскими аттракционами, расположенную по соседству со зданием прокуратуры.

Демонстранты были хорошо вооружены и подготовлены. Они имели при себе бронежилеты, маски, металлические прутья. Заранее подготовили и партию «коктейлей Молотова» – бутылок с зажигательной смесью, причинивших немало вреда правоохранителям. В ходе беспорядков погромщики применяли и огнестрельное оружие, что привело к гибели нескольких человек. В свою очередь, полиция использовала только слезоточивый газ и резиновые пули.

Показательно, что февральские события в Венесуэле похожи не только на украинский майдан, но и на попытку свержения Уго Чавеса в 2002 году. Тогда страна пострадала от серии погромов, однако военные, сохранив верность президенту, пресекли мятеж. Благодаря решительным действиям вооруженных сил, в следующие 10 лет оппозиция не осмелилась нарушить спокойствие, и предпочитала отсиживаться в парламенте.

12 февраля погромщики координировали свои действия через социальные сети. Выяснилось, что акции насилия были подготовлены заранее организацией «Народная воля». Ее руководителем является Леопольдо Лопес – политик, известный своими призывами к свержению действующей власти. Он имеет два образования – юридическое и экономическое, и некогда активно занимался «парламентской» политикой, не призывая своих сторонников к насильственным действиям.

Лопес принимал участие в президентских выборах 2013 года, однако снял свою кандидатуру в пользу Энрике Каприлеса-Радонски – главного кандидата от оппозиции, проигравшего Николасу Мадуро с небольшим отрывом. Именно после этих выборов ситуация резко изменилась: Леопольдо Лопес поякшался с радикальным крылом оппозиции и стал выразителем его интересов. За резкие высказывания Лопеса в последние месяцы прозвали «лицом фашизма».

Известно, что опальный политик сотрудничает с ЦРУ, и этого даже не скрывает. Сразу после начала беспорядков генеральная прокуратура заинтересовалась Лопесом, и 13 февраля объявила его в розыск. Говорят, что оппозиционер собрался бежать в США – похоже, ему там уготовано тепленькое местечко как одной из «жертв режима».

Также в розыске находится Фернандо Жербаси – отставной вице-адмирал, бывший посол Венесуэлы в Колумбии. Жербаси руководил беспорядками на территориях Венесуэлы, прилегающих к колумбийской границе. Этот факт говорит о том, что Штаты для организации борьбы против Николаса Мадуро готовы использовать и ее соседей. Из Колумбии в Венесуэлу уже прибывают отряды paramilitares – вооруженные группировки, сражавшиеся против партизан ELN и FARC. Боевики концентрируются в венесуэльских штатах Тачира, Сулия, Мерида и Баринас, где недавние погромы приобрели наиболее ожесточенный характер.

«Революционеры» на самообеспечении

Перейдя границу, члены колумбийских группировок могут свободно перемещаться по всей территории Венесуэлы, так как практически ничем не отличаются от местного населения.

Не факт, что на улицы венесуэльских городов вышли именно венесуэльцы. Впрочем, идеи боевиков разделяют некоторые студенты, которые выступают, скорее, в качестве живого щита, чем в роли полноценных «борцов с режимом».

Интересно, что о возможном проведении подрывных операций в Венесуэле еще в 2013 году предупреждал Хосе Висенте Ранхель – венесуэльский политолог и телеведущий. В своей телевизионной программе «Доверительно» Ранхель рассказал об иностранных боевиках, которых американские спецслужбы подготавливают к вторжению на территорию Венесуэлы.

Стало известным, что Леопольдо Лопес – главарь экстремистов – во время последнего визита в США побывал в Майами и общался с боевиками, которые проходят подготовку в специальном учебном лагере Лос-Кайос. Руководителями этого лагеря являются кубинские мигранты. Также в Майами располагается координационный центр, связующий венесуэльских заговорщиков с их американскими патронами.

«Работу» мятежников облегчают контрабандисты: разгул преступности на протяженной колумбийско-венесуэльской границе позволяет без проблем переправлять людей, оружие и технику из Колумбии в Венесуэлу. Кроме того, мафиозные группировки своей деятельностью подрывают венесуэльскую экономику. Так, контрабандисты массово вывозят из Венесуэлы доступные здесь товары народного потребления: в бедной Колумбии их можно продать по заоблачным ценам. Отдельно следует упомянуть о контрабанде топлива, ГСМ и автомобильных запчастей: очень часто бензин попросту не довозят до приграничных венесуэльских автозаправочных станций, а сразу же переливают в канистры и отправляют в Колумбию.

Колумбийские paramilitares помогают преступникам. Боевики устраивают расправы над таможенниками и пограничниками, обеспечивают охрану грузов. Конечно, их услуги стоят денег, так что вооруженные отряды получают часть доходов от реализации контрабандных товаров. Контрабанда – один из важнейших источников финансирования массовых выступлений наравне с грантами, поступающими из-за рубежа.

Перспективы бунта

Но, похоже, у мятежников нет шансов свергнуть Николаса Мадуро: президент публично заявил, что не собирается отказываться «ни от одного миллиметра власти». Значит, Мадуро чувствует поддержку со стороны народа и армии. Если военнослужащие встанут на защиту государства, как произошло в 2002 году, боевики будут вынуждены вернуться в горы Колумбии.

Умеренная оппозиция тоже осуждает радикалов. Энрике Каприлес-Радонски, бывший соперник Николаса Мадуро, открещивается от экстремистов. Единственное, чего хочет главный оппозиционер – готовности президента ответить за свои действия. По мнению Каприлеса, венесуэльцы ни за что не будут убивать друг друга, и смуту в стране посеять не удастся.

Мадуро готов прислушаться к критике со стороны умеренной оппозиции: он намерен разоружить население, включая дружины добровольцев, вставших на защиту государства. Венесуэльские политические эксперты считают такое решение разумным, поскольку дружинами невероятно сложно руководить, и они по случайной ошибке могут выйти из-под контроля: где гарантии, что неподготовленные активисты не откроют огонь по своим же, если два патруля столкнутся нос к носу на темной улице? Не зря спикер парламента Кабельо предупредил дружинников, что в любой ситуации надо сохранять спокойствие и здравый смысл.

В то же время, Николас Мадуро делает ставку на полицию. Об армии пока речь не идет: по мнению президента, угроза еще не достигла такого уровня, когда нужно использовать военную силу. Впрочем, если армия скажет свое слово, мятеж быстро сойдет на нет, и превратится в затяжную диверсионную войну – и то при условии, что США и Колумбия не откажутся от поддержки боевиков. Если же экстремисты останутся без иностранной помощи, повторится ситуация 2002 года, и Мадуро, как минимум, на 10 лет забудет о проблемах с оппозицией.

Источник

Источник: http://topwar.ru/39920-ispytanie-na-prochnost.html