Цивилизация долины Инда. Откуда явилась и куда ушла? Часть 1.

На модерации Отложенный

 

Строителями Мохенджо-Даро часто называют племена дравидов. На том основании, что они там, якобы, находились в предшествующие времена, и, на основе каких-то хитроумных компьютерных вычислений, которые соотносят нерасшифрованные (!) письмена хараппской цивилизации с некоторыми фонемами (!) предполагаемого протодравидского языка... Боюсь, что пройдут тысячелетия - и потомки сочтут Сидней с Мельбурном творением австралийских аборигенов! Но поробуем разобраться.

Во-первых, письмена и язык. Всего дравидийских языков свыше двадцати, но из них только четыре имели письменность до 19 века н.э. Самые древние памятники - на тамильском языке - относятся ко 2-1 векам до н.э. Они представляли собой надписи на скалах и металлических пластинах. Все четыре письменности так или иначе происходят от брахми. Сама же письменность брахми возникла в 1 тысячелетии до н.э., и её первыми прочитанными памятниками являются: медная пластинка 4 века до н.э. и "Каменные эдикты" царя Ашоки" - 3 век до н.э. О сходстве отдельных знаков с различными алфавитами, а также со знаками хараппского письма можно долго гадать, но временной промежуток в тысячу лет (от заката цивилизации долины Инда до образования письменности брахми) ставит жирный крест на гипотезе её происхождения от хараппской. Кстати, можно показать пример гораздо большего сходства с хараппским письмом - древнее письмо ронго-ронго с острова Пасхи:

 

 

 

А это хараппские надписи:

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная таблица иероглифов Хараппы (А) и о.Пасхи (В):

 

 

 

Теперь посмотрим на брахми:

 

 

 

И сравним брахми с... тамгами крымских татар:

 

 

Похожие знаки можно увидеть на скалах, на оленных камнях и различных предметах от Монголии до Поднепровья, а также у балканских болгар, у народов Поволжья и коми. Тамгами помечали лошадей. Тамга может быть знаком как отдельного человека, так и всего рода, племени. Украинский символ - трезубец - одна из таких тамг. Впервые он появился на серебряных монетах Владимира Красное Солнышко. На печати его отца, князя Святослава, был двузубец.

Но вернёмся в Индию. Письменность брахми даже по названию своему относит нас к брахманизму - религии, принесённой в Индию племенами ариев, а вовсе не к Хараппской цивилизации.

Дравидийские языки отличаются большой скудостью звукосочетаний, в результате чего множество слов с разным значением произносятся почти одинаково. Кроме того, действие в них выражается не глаголом, а целым рядом существительных. Так, вместо фразы "отец сидит дома" нужно сказать: "отца дома место сидения", а вместо "я вижу, что он идёт" - "моё смотрение его хождения". Насколько это удобно и понятно - судить читателю, но трудно себе представить, чтобы в Мохенджо-Даро объяснялись подобным образом.

Внешность дравидов сегодня разная - в зависимости от степени смешения с другими народами: Ирана и Белуджистана (племя брагуи), и Индии (все остальные), и варьируется от европеоидной до негроидной и австралоидной. Среднестатистический дравидийский тип описывается в литературе так: кожа смуглая, губы сравнительно толстые, лицо слабо прогнатное, волосы прямые или волнистые, чёрные, нос довольно широкий, выступает несильно, переносье вогнутое.Но если учесть, что язык их сродни Уральской и Алтайской языковым семьям, то в древности должно было быть и внешнее сходство, то есть кроме перечисленных признаков - более плоское лицо и маленьнькие глазки. То есть примерно так:

 

 

И так:

 

 

 

Однако, реконструируемый по черепам облик жителей Мохенджо-Даро резко контрастирует с такими портретами:

 

 

 

Статуэтки из Мохенджо-Даро:

 

 

 

 

Вот одно из дравидийских племён с их типичным жилищем (20 век):

 

 

 

А это уже совсем современные:

 

Если б они были причастны к древней цивилизации, то хоть что-то осталось бы от старой культуры. Где ж оно? И где те древние дравидийские поселения, по типу которых они, якобы, пришли и выстроили большие города - с чёткой геометрической планировкой, с водопроводом, с канализацией, да ещё из обожжёного кирпича? Мало того, построили портовые сооружения и корабли, а за городской чертой - ирригационные системы. Вдобавок, завезли рис, скорее всего - из Юго-Восточной Азии. Ни в Междуречье, ни в Египте, с которыми у хараппской цивилизации шла торговля, такого типа городов не было. О дравидах тем более можно забыть, потому что они были теснимы эламитами и прочими ближневосточными народами к югу, на кромку побережья, как самые отсталые и неспособные к самостоятельному развитию. В греческих источниках упоминаются "азиатские эфиопы". Как и современные дравиды, они были темнокожими, жили на территориях Южного Ирана и Пакистана со времён верхнего палеолита - в примитивных жилищах типа полуземлянок-шалашей, имели уже кое-какой скот, сажали какие-то овощи, но в основном занимались охотой и собирательством. Их нельзя ассоциировать с "черноголовыми" месопотамской цивилизации, которые отличались от "белоголовых" тёмными волосами, но не кожей. Есть разница в словах "черноголовый" и "чернож..ый". Говорят, мол, дравидийское слово "ур" - "город" легло в основу названий Ур, Урук. А может, как раз наоборот. Названия этих древнейших в Южном Междуречье городов стали означать само понятие "город" для соседних примитивных племён. Могло ли быть у них это слово раньше? К сожалению, мы не знаем самоназваний дошумерских поселений. Следует учесть, что и шумеры, прибыв с гористого острова Дильмун, не привезли с собой каких-то новых сельскохозяйственных культур, а восприняли те, что уже возделывались на Ближнем Востоке. И вообще ничего нового не привезли. Дильмун, судя по всему, принадлежал к той же группе культур, что и Ближний Восток, но это не Бахрейн, как многие предполагали. Археологические памятники Бахрейна не соответствуют образу крупного и богатого центра морской торговли. К тому же на нём нет гор. Возможно, остров находился при входе в Ормуздский пролив и затонул.

Дохараппские поселения в долине Инда имеют общие черты с земледельческими культурами Афганистана, Ирана, юга Туркмении, Северной Месопотамии и Анатолии. Таковы Кветта и Мерхгарх, Кот-Диджи и Амри. Для них характерна керамика с геометрическим узором, дома и укрепления из сырцового кирпича, культовые сооруженния на платформе из утрамбованной глины, общественные зернохранилища. Везде женские глиняные статуэтки с пышными формами, историей своей уходящие в культуры северных охотников на мамонтов. Вот обворожительная статуэтка из поселения  Мерхгарх (Северо-Вост.Пакистан, 7000-2600 до н.э.):

 

 

 

Статуэтки из Мундигака (Афганистан, 4000-2500 до н.э.:

 

 

 

А это - из Алтын-депе (Южная Туркмения, 2-е тыс/летие до н.э.):

 

 

Конечно, разные эпохи и страны - разный стиль, но родство очевидно. Изображение божеств всегда эволюционирует от реалистичного к абстрактному. Вспомним историю византийских икон: в первые века по рождестве Христовом они сохраняли сходство с обычными портретами, но после периода иконоборчества решено было специально искажать человеческий облик, дабы было ясно: на иконах не обычные люди и не обычные события, а нечто метафизическое.

В отношении градостроительства надо сказать, что на Ближнем Востоке, кроме городов Хараппской цивилизации, возникшей ок. 2600 г. до н.э., в то время не было других, построенных по чёткому плану, с прямыми улицами, с водопроводом и канализацией. Есть сведения, что канализацией был оборудован культовый центр Аркаим в южно-уральских степях, но всё же городом его назвать нельзя. Зато известно, что в 3-м тысячелетии до н.э., в то же время, что и в долине Инда, возникают новые культуры в Китае. Там появляются протогорода, выстроенные из сырцового или высушенного кирпича, с прямолинейной планировкой, возводятся дворцы на утрамбованных глиняных платформах, с мощными колоннадами. Китайцы начинают возделывать пшеницу и ячмень, заводят коров, овец и коз.

Реконструкция одного из ранних дворцовых комплексов (Эрлитоу):

 

 

При этом источник китайской урбанистической революции не найден, ничего похожего на протогорода культур Эрлитоу-Эрлиган-Сяотунь в Китае до тех пор не существовало.

Судя по всему, источник этот был где-то далеко - за горами, на северо-западе. Надо сказать, что среди найденных археологами протогородов с храмами на платформе, с домами из сырцового кирпича и первыми системами дренажа и ирригации, самые древние относятся к Эль-Обеидской культуре Междуречья (конец 6-го - первая половина 4-го тысячелетий), и в конце этого периода там появляются строения из обожжёного кирпича. В целом эта культура имела местные корни, уходящие к предшествующим культурам, и впервые распространила своё влияние на огромные по тем меркам территории: на Северное Междуречье и Закавказье, Малую Азию и Ливан, Среднюю Азию и Северо-Западный Иран. С Обеидом долину Инда связывает и тип женских статуэток - стройных и длинноногих, в противоположность ближневосточным "свиноматкам". Однако, между ними был промежуток в тысячу лет...

Теперь подумаем, какие трудозатраты понадобились для единовременного строительства города Мохенджо-Даро или Хараппы, каждый примерно по 260 га? Почти целиком они выложены из обожжёного кирпича, плит и т.п. изделий - дома, мостовые, бассейны, каналы... Кирпич кто-то должен обжигать, делалось это примитивным способом - в открытых ящиках. Для этого требовалось огромное количество древесины, и кто-то её добывал, благо долина Инда сплошь была покрыта джунглями. Кто-то её возил, а другие копали глину и лепили кирпичи... Их кто-то кормил, для чего на освободившейся от деревьев земле корчевали пни и выращивали урожай (вероятно, по два раза в год), содержали кур, кошек и собак, крупный и мелкий рогатый скот и даже слонов! Пряли, ткали, плавили медь и бронзу... И нас уверяют, что это совершили жители какого-то маленького городишки на холме, внезапно озарённые грандиозным планом по переустройству всенй долины Инда. Потому что всего городов и поселений Хараппской культуры насчитывается до 800, а территория всей цивилизации - обширнейшая в древности - от 1,2 до 1, 3 миллионов км2.

А кроме того, они озаботились речным и морским судоходством. Близ городов возводились верфи и доки. В Лотхале, например, доки занимавшие площадь 7740 м2.

Раскопки города Мохенджо-Даро:

 

 

 

Раскопки поселения Мерхгарх:

 

 

 

А такой была низменная часть страны, где построили новый город:

 

 

 

Могли ли жители поселения типа Мерхгарх, или Амри, или Кот-Диджи, или ещё меньших, взять да и спуститься со своих холмов в джунгли, и построить Мохенджо-Даро? Учитывая тот факт, что государственности в долине Инда не существовало, и собрать всё имеющееся население ради этой цели было некому - вряд ли. Напротив того, имеются свидельства, что достижения хараппской цивилизации не сразу усваивались аборигенами. Рядом с городом Калибанганом, например, ещё столетия спустя существовало поселение дохараппской культуры. В Амри происходила постепенная инфильтрация до полного замещения. Культура Кот-Диджи имела сходство с хараппской, и он долго держался, но на рубеже 3-2 тысячелетий был разрушен, и на его месте явилось чисто хараппское поселение. Поэтому, говорить о причастности местных жителей к созданию новой цивилизации не приходится. Ну, разве что они пригласили Ханумана с его летающими обезьянами:

 

Однако, индийский эпос сохранил память о неких великих архитекторах: Майе Данаве и Вишвакармане. Особенно отличился в строительстве сказочных городов Майя Данава:

 

 

 

Города у него получались золотыми, серебряными и железными, летающими по небу, погружающимися под землю и под воду. Руины подводных городов, по своей типологии почти идентичных большим хараппским городам, были найдены вблизи индийского полуострова Катхиявар, в Камбейском заливе и заливе Кач:

 

 

С разных слоёв донных отложений было собрано множество экспонатов: человеческие кости и зубы, обломки кирпича и керамики из местной глины, каменные орудия палеолита и мезолита, бусины из драгоценных и полудрагоценных камней. Интересно, что материалом для некоторых изделий служил корунд - второй по твёрдости камень после алмаза. Встречаются два драгоценных вида корунда - сапфиры и рубины. На керамике заметны изображения крестов - мода на них распространялась широкой полосой от Китая до Европы в 5-3 тысячелетиях до н.э. Были найдены и следы плавки металлов - материалы, похожие на шлаки. Образцы обожжёной глиняной посуды датируются 17-13 тысячелетиями до н.э., а самые ранние, высушенные на солнце - достигают возраста 31000 лет.

Цивилизация названа по имени залива, в котором была впервые обнаружена - Камбейской. Уже в 11000 году до н.э. там были хорошо спланированные города, отвечающие условиям санитарии и гигиены. Полуостров Катхиявар находится в зоне повышенной сейсмической активности. Там случаются землетрясения 8 баллов и выше, образуются впадины и возвышения с амплитудой 30 м. По мнению исследователей, область Камбейского залива пережила сильные землетрясения в середине 6-го, в самом начале 2-го и первой половине 1-го тысячелетий до н.э. Первой начала тонуть т.н. Южная столица (~5600-4900 гг до н.э.). С 5506 г начался расцвет Северной столицы. Землетрясение, происшедшее ок.2000 г до н.э., затронуло и её, а в 780 году до н.э. она была разрушена и затоплена.

Отсюда видно, что Камбейская и Хараппская цивилизации долгое время существовали по соседству, не враждуя, и были похожи. Есть предположение, что в обеих практиковалось сожжение трупов. Но более молодая, Хараппская, оказалась и более активной: свыше 250-ти её поселений обнаружено в периферийных областях Камбейской, в т.ч. и на полуострове Катхиявар. Причём хараппанцы двигались туда постепенно, со стороны долины Инда, где уже были построены их первые города. Могли ли эти две страны называться Мелухха и Маккан? Несомненно, могли. Из месопотамских источников известно, что Мелухха поставляла слоновую кость, дерево и медь. Слоновая кость и дерево были и там, и там. На дне Камбейского залива нашли остатки тропических деревьев, в том числе розовых и красных. В горах северной части долины Инда в изобилии рос кедр. Медь из Раджастхана могла поступать и туда, и туда. Перевалочной базой служил некий Дилмун (Телмун). Так вот, известно, что в период, приходящийся на падение династии месопотамского города Ларсы и ослабления династии Хаммурапи Дилмун утратил связь с Макканом... Династия Ларсы пала в 1763 году, когда ещё правил сам Хаммурапи, а его династия перестала существовать в 1595 г до н.э. На этот период приходится общий упадок хараппской цивилизации во всём - в строительстве, в производстве товаров, так что затихает торговля, нарушаются связи между долиной Инда и городами побережья Аравийского моря. На этот период приходится строительство городских укреплений - видимо, от наступавших из Ирана и Белуджистана племён, но главным образом - от проживавших поблизости от городских центров, уже перенявших многое из культуры хараппанцев, но не ассимилированных ими и копивших злобу на "старшего брата". Ситуация напоминает Россию. Правда, причины упадка разные. Климат долины Инда стал более засушливым, река не могла уже разливаться настолько, чтобы удобрять аллювием большие поля. Под жарким солнцем они высыхали и засолялись. Большие урожаи по два раза в год отошли в прошлое. Соответственно, не чем стало кормить скот. Истребление лесов сказалось на качестве и количестве кирпича - единственного строительного материала, и на выплавке металла. Вместе с лесами исчез корм для слонов, а значит и слоны с дорогой слоновой костью. Сократилось городское население - люди уезжали в другие земли. С понижением уровня жизни участились распри, началась борьба за выживание... И на тот же период приходится чудовищной силы взрыв, уничтоживший город Мохенджо-Даро. Учитывая, что кости погибших до сих пор ещё радиоактивны, масштабы бедствия должны были затронуть огромные территории. К середине 2-го тысячелетия до н.э. хараппская цивилизация в долине Инда сменяется новыми культурами. Таким образом, именно эта страна могла с наибольшей вероятностью называться Макканом (Маганом), а та, что включала в себя камбейские и хараппские города в районе Катхиявара - Мелуххой (Мелуккой).

Но были ли строители Мохенджо-Даро выходцами с Западного побережья Индостана? Кое-что заставляет серьёзно сомневаться в этом. Городское хранилище и одна из башен возле юго-восточной части цитадели - наиболее ранние постройки в городе. Они были выполнены из обожжёного кирпича, но внутри укреплены деревянными деталями. Во влажном климате деревянные детали скоро пришли в негодность, и сооружения снова укрепили - но уже кирпичом. Впоследствии строили только из кирпича. Этот факт говорит о том, что первые строители получили свои навыки где-то в более сухом климате. А значит, не в городах Камбейской цивилизации.

Во второй части статьи рассмотрим культурные связи Хараппской цивилизации с другими ближними и дальними странами.