За 15 лет работы в «КП» я много раз писал о преступлениях против Памяти о Великой Отечественной войне. Против погибших на полях сражений и в плену, и против еще, слава Богу, живых фронтовиков. «Саркома» этих злодеяний неблагодарных потомков разрастается с каждым годом. И мы уже начинаем привыкать к ним, как с сообщениям о погоде или о «мелких бытовых правонарушениях».
Самое страшное, что святотатство становится обыденностью. И не только для юных безмозглых болванов, с конским ржанием писяющих на Вечный огонь, поджаривающих на нем сосиски или нетрезвого бомжа.
Все чаще случается, что и разнокалиберные (обличенные госвластью!) столоначальники показывают нам мерзкие и кощунственные «примеры» невежественного отношения к Победителям и праху павших.
Ведь было же такое, что с ведома районных чинуш одну братскую могилу тайком перенесли подальше от владений местного олигарха (надо было прирезать ему участок), а другую вообще сравняли с землей и проложили по ней асфальтированную дорогу к даче сынка главы управы (я тоже писал об этом). А несколько лет назад ветеранам легендарной танковой армии... за деньги (!!!) выдали из музея Боевое знамя на время проведения традицинной встречи в Бауманском саду.
ПИСЬМО С УРАЛА
А недавно я получил вот такое письмо.
«Обращается к вам житель Урала Карпов Анатолий Михайлович.
В первые дни Великой Отечественной Войны мой дядя, Карпов Павел Иванович, имея бронь (работал в милиции), ушел добровольцем на фронт, следом за ним добровольцем ушел и второй мой дядя, Карпов Василий Иванович, тоже имевший бронь (работал учителем младших классов). Оба погибли. Их имена занесены в Книгу Памяти в г. Златоусте Челябинской области. В 1943 году на войну ушел добровольцем и мой отец, Карпов Михаил Иванович, 1926 года рождения. Нетрудно посчитать, что ему в то время было всего лишь 16 лет. Вечная им Память! Я горжусь ими.
А вот как относятся к памяти погибших за свободу и независимость нашей Родины в городе Аше Челябинской области. Осенью 1967 года в честь 50-летия рождения комсомола на Урале фронтовики во главе с Героями Советского Союза генерал-майором В. Зеленцовым и Г. Поповым в конце улицы Толстого заложили Парк Победы. Были посажены хвойные деревья (лиственницы). На каждый саженец были прикреплены именные таблички с фамилиями погибших на войне. В центре парка был установлен памятник, который позже был заменен на мраморный обелиск. В 2004 году чиновники от местной власти демонтировали этот памятник и установили его около средней школы №1 г. Аши. В каком он сейчас виде, - говорит прилагаемое фото. О чем думают школьники, ежедневно проходящие мимо этого «памятника»? Может быть поэтому молодежь не рвется служить в Армии?
Мало того, в 2009 году местные чиновники из администрации города Аши поделили между собой этот земельный участок на 4 части и начали застройку (см. фото). При этом все архивные документы, связанные с закладкой парка, исчезли».
САРКОМА СОВЕСТИ
Я представляю, как эти самые чиновники Аши в предпраздничные дни (23 февраля или 9 Мая) взбирались на трибуну перед ветеранами Великой Отечесвтенной войны и толкают проникновенные (а по сути - лицемерные) речи о Великом Подвиге, о том, что «никто не забыт и ничто не забыто». А потом направляли рабочих с инструментами в парк, где каждое дерево было именным, живым памятником погибшим на фронтах землякам, - и стальные зубы бензопил грызли, убивали, валили на земь эти живые памятники. А на их месте резво начиналось строительство дач. Дач - на святом, символическом погосте. Так и хочется заорать: «Чинуши, у вас мозги есть?!!!». Власть, которая показывает своими «подопечным» такие примеры покушения на святое, должна мигом оказаться в полицейском «обезъяннике».
КРИК ИЗ БЕРЛИНА
Так сложилась судьба москвички Лидии Бюманн: в молодости вышла замуж за немца, работавшего в Совете эклномической взаимопомщи (СЭВ), уехала с ним жить в Германию. Формально - стала немкой, в душе - осталась русской. И вот - слышу ее взволнованный голос в телефонной трубке. Он тоже - о памяти. Первый разговор у нас получился сбивчивым. «Сейчас к вам в редакцию приедет моя дочка и привезет мое письмо Зюганову, - вы все поймете». Дочка письмо привезла. И я все понял. Поймете его и вы. Читаем:
«Депутату ГД РФ Зюганову Геннадию Андреевичу
От гражданки России
Бюманн Лидии Семеновны,
проживающей в ФРГ с 1980 г.
Берлин
03.11.2013
О захоронениях советских военнопленных и гражданских лиц на территории Германии во Второй Мировой войне
Уважаемый Геннадий Андреевич!
В «День окончания Второй мировой войны» - так в ФРГ называют День Победы – 8 мая 2013 года при посещении мною Германо-Российского музея капитуляции в Берлине я узнала шокировавшие меня подробности о состоянии большинства мест погребения наших военнопленных и гражданских лиц, принявших мученическую смерть в скотских условиях их содержания в фашистских концлагерях в 1941-1945 гг.
Ситуация резко отличается от содержания захоронения наших военных, погибших в Германии в составе действующей Советской Армии.
 |
В 2009 году местные чиновники из администрации города Аши поделили между собой этот земельный участок на 4 части и начали застройку |
|
Сами немцы говорят, что Правительство СССР, а теперь России не имеет должного интереса к этим захоронениям. Результатом чего является на сегодня (по статистическим данным на 2008 года) ликвидация только на территории 6-ти восточных земель ФРГ (тогдашней ГДР) 65 мест массовых захоронений при бывших концлагерях и осквернения 24 других таких мест. Это траурная статистика объясняется тем, по-моему, что население у этих печальных мест видит безразличие России к памяти наших соотечественников погибших так по всей Германии.
В Германии действует масса общественных организаций, которые пытаются делать, по существу, нашу работу. Фашисты, по природе немецкого характера, вели учет «поступления в убытия» узников. Эти данные, которые большей частью имеются в российских архивах, постоянно пополняются этими общественными организациями ФРГ. Немцы готовы нам передать их новые наработки. Они также готовы взять на себя инициативу установки памятных панелей с известными именами наших узников концлагерей.
Об этом могу еще много писать – это очень больно.
Теперь по существу. В России (и не только) миллионы семей все еще оплакивают «свою кровинку» - погибших, так жутко принявших свою смерть. Даже узнав место гибели своего любимого – они приезжают в Германию и находят там бурьян.
Как я уже написала выше, немцы готовы взять на себя инициативу установить панели с известными именами захороненных узников.
Но им нужны деньги. Правительство ФРГ по договору с нами имеет обязательство по поддержанию в порядке наших памятников, но не более того. Инициативные группы в Саксонии собирают деньги среди гражданского населения. А Россия молчит…
Миллионы наших семей по-настоящему поверят, что об их любимых Родина помнит и скорбит.
Уважаемый Геннадий Андреевич!
Я долго обдумывала, советовалась с людьми в Москве – кто в России может помочь деньгами на это святое дело. И я прошу Вас употребить свой авторитет и перед Президентом и в Думе и найти эти деньги.
Мои предложения:
1. Обратиться к Президенту и Правительству РФ
2. Обратиться к россиянам (открыть счет)
3 Организовать большую передачу «Жди меня» с привлечением уцелевших узников этих концлагерей.
4. Обратиться к Правительствам и Президентам стран СНГ – ведь их люди также там погибли.
5. Эту работу начать не сразу по всей Германии, а взять 2 земли в Восточной и 2 в западной Германии.
6. Организовать в Москве 1 комитет и хорошо продумать вопрос о сохранности и только по назначению использованию денег.
Очень надеюсь, что мое письмо, написанное эмоционально, но со слезами на глазах, не оставит Вас равнодушным.
С уважением и надеждой,
Л. Бюманн».
На днях она позвонила мне снова. И ее голос в трубке уже не был оптимистичным. Зюганов откликнулся, дал ход ее обращению. И уже появилась надежда, что решение проблемы, наконец-то сдвинется с места. Дай Бог. После телефонного разговора я думал о противоречиях нашей жизни: в родной России, под окнами наших домов, мрази убивают память о погибших на войне или изгаляются над ней. А где-то в далекой Германии живет человек, который денно и нощно бьется за сохранение этой памяти. На земле, где наши деды и отцы поставили последнюю Победную точку. На земле, обильно напитанной прахами Победителей. Но таких, как Лида, на земле много. Они достойно бьтся за то, чтобы не гали Вечные огни, чтобы не ушли в небытие имена тах, кто отдал свою жизнь ради нашей.
Вот вам еще одно доказательство.
ПИСЬМО ИЗ ПРИБАЛТИКИ
«Уважаемый Виктор Николаевич !
Крайняя нужда нужда вынуждает обратиться к Вам .
Я, Кулик Петр, волею судьбы оказался сердцем в октябре 1944 года на Гумбинненском поле в бойне за город Гумбиннен , ныне город Гусев Калининградской области .
В тех боях , которые сейчас почти нигде не упоминаются и ратный подвиг наших отцов и дедов скупо вспоминается как Голдапо -Гумбинненская фронтовая операция.
Только за три дня боев на Гумбинненском направлении четыре человека были удостоены звания Героя Советского Союза .
Теперь к сути вопроса .
В ходе этой операции были понесены огромные потери знаменитым Тацинским гвардейским танковым корпусом - из 210 танков 40 самоходок было подбито и сгорело более половины боевых машин .
По воспоминаниям генерала Галицкого горели целые танковые роты но в плен не один танкист не сдался.
21 октября 1944 года в неравном бою с немецкими Пантерами с. Аугштупеннен сгорел и взорвался вместе с боевой машиной экипаж танка Т -34 в составе гв. мл. лейтенант Малахов Юрий Николаевич , гв. сержант Федоров Дмитрий Григорьевич - механик водитель , гв. мл. сержант Репин Иван Алексеевич - командир орудия , гв.мл.сержант Гордеев Иван Степанович - заряжающий .
На месте гибели Героев в 1968 году был установлен школьниками 1 Гусевской школы обелиск мл. лейтенанту Малахову Ю. Н. как Герою Советского Союза .
Сейчас на том месте нами установлен памятник с именами ребят всего экипажа .
Проделана огромная работа по розыску родных Героев - найдены родные и возвращена память о Репине И.А. и Гордееве И.С. Большая проблема возникла с розыском родных сержанта Федорова Дмитрия Григорьевича .
С большим трудом нашлась информация в Перми ,откуда он призывался что его вдова Федорова Татьяна Степановна скончалась в 1991 году , скончался и сын -данных о нем не дали .
Но дали сведения о втором сыне - Федоров Юрий Дмитриевич 1. 11. 1936 года рождения . Адрес прживания Томск 22 ул. Крупской 11 кв.21. Запросили - ответ отрицательный ,сказали что даже в архивах не значится . Пермь снова подтвердила этот адрес - в общем тупик .
Виктор Николаевич, помогите нам в поисках родных Героя гв. сержанта Федорова Дмитрия Григорьевича - найти хотя бы его фотографию ,чтобы высечь на памятнике .
Фото других ребят уже есть. Вот такое в общем дело . Информация на всякий случай - Гвардии сержант Федоров Дмитрий Григорьевич 1912 года рождения ,уроженец Татарская АССР , Набережно -Челнинский район ,с. Афанасово .Был призван в 1943 году Кировским РВК г.Молотова . Жена Федорова Татьяна Степановна проживала в Кировском районе города Молотова . Должность- механик водитель 26 гв. танковой бригады 2 Тацинского гв. танкового корпуса . Погиб смертью храбрых 21 октября 1944 года при штурме г. Гумбиннена Восточная Пруссия . Всего доброго Виктор Николаевич , жду любой ответ . С уважением Кулик Петр г. Гусев -Гумбиннен Калининградская область».
Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ЭТО ПИСЬМО ПРОЧЛИ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ, - МЫ ВСЕМ МИРОМ ОБЯЗАНЫ ПОМОЧЬ СВЯТОМУ ДЕЛУ.
СКОЛЬКО СТОИТ СОВЕСТЬ?
А вот еще одно письмо на ту же тему.
«Здравствуйте, Виктор Николаевич. Несколько лет мы совместно с поисковым отрядом «Стальное пламя" из Волгоградской области по крупицам устанавливаем историю участия Дальневосточных дивизий в Сталинградской битве. В начале августа 1942 г. с Дальнего Востока прибыло несколько стрелковых дивизий, которые в течение месяца не подпускали немца к Сталинграду. Бои были джестокие. К концу августа дивизии как боевые части перестали существовать, 99 % л/с числятся пропавшими без вести. Дивизия по тем штатам примерно 12 000 штыков. Поисковый отряд (ПО) работает в Октябрьском районе, по тем местам, где были августовские бои, поднимает бойцов. Ну и соответственно занимается поисковой работой, которая заключается в установлении имен павших, мест их захоронения и доведения до сведения родственников.
Я к работе отряда примкнул несколько лет назад, когда узнал, что мой дед воевал в составе одной из вышеупомянутых дивизий. Узнав особенности работы поисковиков изнутри, был неприятно удивлен тем, что заявления некоторых руководителей с высоких трибун расходятся с делом ( 0% финансирования!). И приятно удивлен наличием людей , которые на голом энтузиазме проводят Вахты Памяти со школьниками ( т.е. разворачивают в степи лагерь и ведут работы с детьми - очень интересная история). Одной из важнейших составляющих Поисковой Работы является работа с архивными материалами - с картами, штабными документами, донесениями и сводками, учетными картами л/с. и прочей документацией.
Выше я упоминал, что не взирая на громогласные заявления чиновнико всех рангов, до людей, которые конкретно работают на этом важнейшем для общесвта и государства участке, финансирование не доходит. Поэтому "экспедиции" в Центарльный архив Минобороны (ЦАМО) мы начали организовывать на свои деньги - проезд, проживание, питание и пр.
Так я впервые попал в читальный зал ЦАМО в г. Подольске и столкнулся с...не знаю как охарактеризовать царящую там атмосферу...
Я бывший кадровый офицер, служил и в Советской и в Российской армиях, слово дисциплина для меня понятно и свято. В Штатах есть национальный архив НАРА, где исследователю предоставляется набор самых современных средств для сканирования и фотографирования документов.
В нашем же архиве цифровая сьемка документов запрещена. Т.е. она когда то была разрешена, но как со мной поделилась по секрету начальник читального зала, денег за нее собирали с исследователей недостаточное количество и потому запретили.
Зато разрешили ксерокопирование документов - т.е. в нужном деле ты оставляешь закладки, количество листов считают, умножают на 18 рублей и ты идешь оплачивать их в кассу. Ну или за 50 рублей этот лист могут сфотографировать и тебе прислать на диске. Теперь внимание! Мы приехали работать в архив (из Волгограда, из Сантк-Петребурга, нашли гостиницу поближе, решили вопрос с питанием). Наша задача за максимально короткий срок ( рабочая неделя) найти в архиве максимум информации по личному составу и ведению боевых действий "нашего " подразделения.
Нам приносят коробки с прошитыми толстыми папками, - как сразу разобраться насколько важен документ, который перед тобой лежит ? Попробуем его переписать - через какое - то время рука устает и КПД стремится к нулю. Попробуй-ка попереписывай, а почерк разобрать сначала того, кто писал 70 лет назад. Потом того, кто переписывал это ...
Установление имен павших - архитрудная задача, и не менее важная. Где их искать ? Заказываем финансовые документы (ведомости выдачи денежного довольствия) приносят часть из заказанного, один полк - это 3 600 фамилий имен и отчеств, причем указанных с должностью и званием. Кладезь искомой информации. Переписывать в «рукопашную»?
Это же сколько времени мы здесь просидим? Заказать ксерокопию ? ОК! Сшитая книга содержит 200 страниц, умножаем на 18 и получаем... Страшно сказать! Леха Бабичев, до недавнего времени командир поискового отряда, в своем колхозе получает зарплату 5 000 (пять тысяч рублей 00 коп в месяц). А таких толстенных книг за рабочий день нужно просмотреть не менее 10 - 15 . Все заказать не сможем - коммерсанты от военной истории выпьют всю кровь, кормить ребят будет не на что.
Делаем выборочный заказ. По истечении какого-то там срока получаем ксерокопии - и ба!... Виктор Николаевич, положите открытую книгу на стол обложкой вверх, стол - это рабочая поверхность ксерокса (копира). Понятно, что начало (левая часть) страницы не копируется, потому как книга прошита, расшивать ее ради нас никто не будет, вот так вот "домиком" и снимают. Если интересно будет, образец творчества этих коммерсантов я Вам пришлю. Получается - желание в тупую срубить копейку с исследователя наносит непоправимый вред делу, вы бы видели лица ребят когда они получили "результат" своего труда.
Кто то из наших бойцов из за этого остался "без вести пропавшим".
Не знаю насколько внятно я осветил проблему. Если с Вашей помощью исследователям разрешат фотосьемку документов в читальном зале ЦАМО, это будет победа здравого смысла и дань памяти нашим бойцам. Нам не нужно денег, доступа к каким то секретным документам, помощи от власть придержащих и особых условий для работы с документами. Кто то из исследователей живет рядом с Подольском и имеет возможность на автобусе приезжать туда из дома как на работу, кто-то состоит в особых отношениях с руководителями архива, кто-то по звонку, но таких очень мало и работают они над коммерческими проектами, и таких как мы с Бабичевым - тоже мало, нам никто не помогает, да мы и не просим помощи, проекты наши не коммерческие и потому мало кому интересные, кроме родственников тех, кого мы нашли.
С уважением. Замотаев Алексей».
Уважаеимый Алексей!
ВАШЕ ПИСЬМО Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕДАМ МИНИСТРУ ОБОРОНЫ РОССИИ.
Комментарии