Янукович объяснил, почему он отказался удерживать власть силой

Президент Украины Виктор Янукович продолжает время от времени появляться на публике с целью напомнить, кто остается действующим главой государства, а кто представляет майданных самозванцев, захвативших власть в результате вооруженного переворота. Правда, с момента первой конференции в Ростове-на-Дону, формат его общения с мировой аудиторией претерпел существенные изменения. Открытой дискуссии с критически настроенными «акулами пера, телекамеры и микрофона» президент в изгнании теперь предпочитает более выигрышный жанр интервью.

 На этот раз он встретился с журналистами американского информагентства Associated Press и российской телекомпании НТВ. 

 Отвечая на обвинения узурпировавших власть представителей бывшей оппозиции в персональной вине за кровопролитие на Майдане, президент заявил, что не причастен к гибели людей.  «Я достаточно часто слышал в мой адрес упрек со стороны наших сторонников в том, что пора принимать решительные действия по отношению к Майдану. Я вам скажу, у меня рука не поднималась это сделать», заявил Виктор Янукович. «Мой принцип — что никакая власть не стоит капли пролитой крови — я исповедовал всегда», заверил он.

Самым примечательным в интервью стало признание Виктора Януковича, что он действительно просил президента РФ о введении войск на территорию Украины, говорит исполнительный директор Российско-украинского информационного центра Олег Бондаренко.

 – Информация об этом прошла в СМИ 22 февраля, но однозначного подтверждения она не получила. В принципе, вполне логично, что это обращение осталось без ответа. Потому что 23 февраля было закрытие Олимпийских игр в Сочи. В такой ситуации вводить войска было не совсем правильно и совсем неэффективно. Вопросом сохранения собственной власти Виктор Янукович должен был заниматься самостоятельно.

 В остальном мы видим, что он совершенно не считает себя списанным «с корабля истории» или «сбитым летчиком». Президент Украины выражает уверенность, что он еще повоюет. Так что, вполне возможно, мы его еще услышим. Обратите внимание, что Виктор Янукович после некоторого затишья постепенно наращивает свою активность. Если раньше он ограничивался разовыми появлениями СМИ, то теперь мы увидели полноценное общение с журналистами.

  Как ни крути, де-юре он остается президентом страны. Нравится это кому-то или нет. Кстати говоря, Запад не может не признавать этого. Просто он отмалчивается и делает вид, что работает только с теми людьми, которые называют себя действующей властью. Но с точки зрения международного права Виктор Янукович остается абсолютно легитимным президентом Украины. Срок его полномочий заканчивается в марте 2015 года. А во внеочередной каденции (согласно договоренностям от 21 февраля) в декабре текущего года, когда должны были состояться досрочные президентские выборы. Я уверен, что фактор легитимности Януковича еще будет использован.

 – Нерешительное поведение Януковича в те дни объясняется не его принципами, а тем, что он слабак.

И всегда был им как политик. А слова про принципы это для самооправдания.

– Вполне возможно, он лично не отдавал приказа стрелять на поражение. ГПУ Украины обвиняет Януковича. Понятно, что на него теперь удобно переводить стрелки. Но для подтверждения предъявленных обвинений придется представить веские доказательства, что приказ был. Если же Янукович не отдавал такого приказа, а последующие действия имели место, это означает, что он не контролировал ситуацию.

  Проблема в том, что когда экстремисты объявляют войну государству, ничего другого не остается, кроме как подавлять их. Это абсурдно, когда глава государства заявляет, что на экстремистов нельзя влиять силовым путем. Если бандиты стреляют в правоохранителей, то последние должны отвечать. Янукович хотел избежать насилия, но в итоге выстрелы все равно прозвучали и силовики были вынуждены ответить. Руководитель страны поставил беркутовцев безоружными сдерживать натиск боевиков, которые закидывали их «коктейлями Молотова».

 В любом случае оправдания Януковича выглядят достаточно странно. Честно говоря, я не могу представить, чтобы в Великобритании или США кто-то смог бы без последствий выстрелить в полицейского или швырнуть в него «коктейль Молотова». Ответ был бы предельно жестким и симметричным. Можно вспомнить, что в США органы правопорядка жестко подавили массовые беспорядки в Лос-Анджелесе в 1992 году. И это не единичный случай. В цивилизованной стране никто не имеет права нападать на полицию.Сегодняшнее заявление Януковича про собственное миролюбие не стоит ломаного гроша. Это попытка оправдаться в ситуации, когда это невозможно сделать. Янукович оказался в нынешнем положении из-за попытки торговаться одновременно с Западом и Россией. Причем преференции он хотел выторговать не для страны, а для себя лично. А когда президент воспринимает свое будущее в отрыве от страны, он рано или поздно вынужден бездарно бежать.

 – Возможно, он сразу понял, что ему придется оставить свой пост. При этом у него были свои коммерческие интересы. Янукович опасался, что его западные счета могут быть заблокированы. Так что он постоянно оглядывался на Запад из тех соображений, чтобы его активы не пострадали. В этом смысле он был несамостоятелен как политик.

 Возможно, его пассивность в период бунта на «Майдане» объясняется тем, что он не мог действовать жестко, даже если бы захотел. То есть его приказы просто не выполнялись бы.

 Что касается фигуры Януковича, то российская власть будет периодически демонстрировать его как «козырь в рукаве». Дескать, на Украине есть легитимный президент, а киевское руководство находится вне закона. Это инструмент воздействия на общественное мнение. Причем не только украинское, но и на западную аудиторию тоже.