Сражение под руководством полковника Карягина с персидской армией, превышающей количество русских солдат в 80 раз, напоминает некий эпос, авангард или голливудский боевик. На самом деле это золотая страница истории, в которой рвется наружу ошеломительный русский дух.
Многие военные истории не похожи на реальность, они больше напоминают безумие. Одной из них стал поход русских против персов под руководством полковника Карягина (1805 год). Этот поход стал удивительным сочетанием хитрости, наглости и тактического мастерства. На его фоне было русских 500 человек, персов – 40-тысячная армия, крепости, пушки, штыковые атаки, кровь, погибшие тела, трусливые предатели. Все события стоит изложить в хронологической последовательности.
Идея Баба-хана
В 1805 году Франция входила в состав Третьей коалиции. Ее армейское войско действовало под руководством Наполеона. Как говорится, вот и задумала Российская Империя, имея союзников британцев и австрийцев с никудышней воинской славой, воевать с Францией. Только задумка было неудачной. Российские войска и их союзники не избрали единой воинской тактики, поражения валились на их головы. Даже гениальный Кутузов не смог из британцев и австрийцев сделать нормальную наземную армию.
А тем временем в голове у персидского Баба-хана, тешившегося европейскими поражениями, появилась идея рассчитаться с Россией за поражение 1804 года. Баба-хан в 1805 году собрал персидское войско в 40 000 человек, поручил командование Аббас-Мирзе (наследный принц) и пошел на Российскую Империю.
Персы крайне удачно выбрали время. Пока Россия со своими криворукими союзниками отражала нападения Наполеона, они спокойно приближались к Кавказу. Тогда князь Цицианов из всего кавказского восьмитысячного войска на отражение персов, наступающих на город Шушу, смог выслать героя Карягина и войско при нем из… 493-ех солдат. Главной силой этих солдат был воинский дух.
Отражение атак
Противники, значительно превосходящие в количестве, 24 июля перехватили русских на реке Шах-Булах, не доходя до Шуши. Карягин, обладая высоким тактическим мастерством, выстроил каре. Атаки персидской кавалерии были бесплодны. Ничуть не растерявшиеся «карягинцы» превратили кавалерию в ошметки. Это дало возможность по прохождению еще 14 верст встать вагенбургом – укрепленным лагерем или, как его еще называют, «гуляй-городом».
Стоит отметить, что армия Карягина практически не имела времени на отдых. В перерывах между атаками солдатам и офицерам доводилось по кавказскому бездорожью тащить на себе все запасы.
Немного передохнув, персы начали штурмовать укрепленный лагерь, и были вынуждены сделать перерыв на захоронение персидских тел. К утру они получили мануал – верх русской наглости, с содержанием оставить попытки атаковать русского врага. На это персы кавалерию сменили артиллерией, безустанно бомбардировали вагенбург, делали попытки отрезать русское войско от воды реки Шах-Булах. В ответ русское войско уже в 400 солдат сделало вылазку к батареи врага, взорвало ее, остатки военной артиллерии спустило в реку.
Положение ухудшается
Продержавшись со своим войском еще один день, у Карягина возникло сомнение о победе над персидской армией. Враг занимал позиции вокруг. Становилось неуютно. К тому же в рядах Карягина появились трусливые предатели. Сначала поручик Лисенко встал на сторону персов, за ним последовало еще 19 солдат. Такие потери в один день войско не терпело даже от персидских атак. Помимо этого, солдат угнетали зной и жажда.
Остаться в живых
Тут же Карягиным был собран офицерский совет. На нем обсуждались два варианта выхода из сложившегося положения: остаться в укрепленном городе и умереть; прорвать окружение персов, штурмом взять близлежащую крепость и отсидеться в ней. Первый вариант ни у кого не вызвал энтузиазма, все были склонны ко второму. Единственной проблемой стало то, что Гуляй-город по-прежнему караулили десятки тысяч персов.
Во чтобы то ни было, русские решили остаться в живых.
Ночью, стараясь не дышать, они практически разорвали кольцо окружения, но их настигла погоня, сопровождающаяся перестрелкой. С огромным усилием русским удалось скрыться в кавказском лесу, а потом выйти к крепости Шах-Булах. Участники безумных боев беспрерывно сражались четыре дня подряд. Вылазки, прятки в лесу, бои на штыках увенчались успехом. Пушечным ядром Карягин разбил ворота крепости. Персидский гарнизон трусливо разбежался. Едва силами русских ворота крепости были водворены на прежнее место, персидские силы вновь начали окружать.
Казалось, это был конец тяжелых испытаний. Но, как выяснилось дальше, это было только начало. Имущество крепости было скудное. Да не то, что скудное, для солдат, вообще, не было еды. А свой обоз с запасами пришлось оставить, прорываясь из кольца окружения и покидая укрепленный лагерь. Ситуация не из лучших: обоза нет, еды в крепости тоже нет, патроны и пушечные ядра на исходе, войско из 400 солдат уменьшилось до 175, при этом все находятся в предельной степени усталости, на грани истощения и обезвоживания. Кроме этого Аббас-Мирза делает неоднократные попытки взять крепость штурмом и ждет, когда последние русские солдаты упокоятся от голода.
Полковник Карягин опять обращается к своему войску с призывом «остаться в живых» и запретом «умирать». Этой же ночью войско совершило еще одну наглость – выставило часовых для создания видимости, что крепость населена, а основная масса покинула ее стены, как только стемнело.
Шел 13-ый день невероятного похода. 7 июля Карягин, как ночной призрак, ускользнул из крепости и выступил на штурм другой. Его людей, находящихся в предельной отчаянности, вела вперед лишь сила духа и злость на врага. Это безумие, казалось, невозможно остановить – тяжёлое движение с подводой раненых и пушками оберегала неведомая аура. К тому же часовые, обреченные на абсолютную смерть, ушли от врагов и догнали своих солдат.
Голодных и раненных солдат, пробирающихся сквозь мрак, на пути ждал ров. Через него невозможно было переправить пушки, а без них штурм следующей крепости был бессмысленным. Рубить деревья, чтобы переправить пушки, не было времени. Да и персы в любую минуту могли настигнуть оставшихся в живых русских вояк. Следующее событие достигло апогея. Гаврило Сидоров и еще трое солдат без лишних вступлений, бравады и разговоров легли в ров, как бревна. После переправы тяжеленых пушек встало только двое. Молчание разрезало темноту.
Взятие крепости Мухрат 9 июля окрасилось цветом крови. Персидская кровь заливала ружья, мундиры, лафеты, сабли. В панике персы так и не смогли сломать сотню русских солдат, а Карягин рапортовал князю Цицианову, что солдаты остались в живых и разгромили половину вражеского войска. 15 июля 2300 солдат князя Цицианова окончательно прогнали персов и соединились с отрядов Карягина, вернее с тем, что осталось от отряда.
За этот поход Карягину была вручена золотая шпага, солдатам и офицерам – жалование и награды, а погибшим возвели памятник.
Страничка биографии
Неоднократно говорилось, что этот поход прославился нереальными сражениями, восхитительной хитростью и знанием военного мастерства Карягиным. Великую тайну управлять военными делами он начал постигать в Бутырском полку. Тогда еще рядовой пехотинец участвовал в турецкой войне 1773 года, где Румянцев-Задунайских разворачивал великолепные тактические бои. Под впечатлением победы Карягин научился воспитывать в себе и в других силу русского духа, нравственность.
При выдвижении Бутырского полка на Кубань нашего героя полностью поглотила суровая обстановка войны. Огонь неприятеля всюду окружал Карягина. Штурмуя Анапу, он получил ранение. После смерти Лазарева в 1803 году он возглавил 17-й полк, был награжден орденом за успешное взятие Ганжи. Персидская компания 1805 года возвела имя Карягина на пьедестал бессмертных.
Таких героев история не забывает никогда. Ему бы еще вершить и вершить судьбу Российской Империи, но в 1806 году железное здоровье полководца было окончательно подорвано. Постоянные походы, сражения, болезненные раны, чрезмерное переутомление, особенно во время зимних походов, вызвали лихорадку. В 1807 году горячка забрала жизнь героя. Незадолго до кончины к его ордену св. Георгия IV ст. прибавился орден св. Владимира III ст.
Комментарии