Слова Бориса Стругацкого

На модерации Отложенный

Астрологов я полагаю в лучшем случае добросовестно заблуждающимися, в худшем - более или менее ловкими жуликами. Знак зодиака влияет на личность не больше, чем штемпель, который в данный момент поставили на письмо в почтовом отделении города, скажем, Козельска. 

Будущее, на самом деле, не бывает ни хорошее, ни плохое – оно всегда абсолютно чужое. 

В России нет ничего исключительного. Просто мы отстали от передовых стран мира на несколько десятков лет - страна задержавшегося феодализма. 

Все бюрократические системы в мире похожи друг на друг. 

Все попытки буддистов и прочих сторонников подменить позитивную науку "созерцанием стены" - по крайней мере пока - не выглядят убедительными. 

Все советы общего порядка - суть сотрясение воздуха, хотя встречаются среди них и весьма изящно сформулированные и даже глубокомысленные.

Все ученые суть маги.

Всякая сформулированная угроза в значительной степени уже тем самым ослаблена и сведена к минимуму. 

Демократия - это возможность свободных и равных выборов правительства в условиях свободы слова и печати. Все. Больше ничего существенного понятие демократии не содержит. 

До тех пор, пока на земле три четверти населения пребывают в бедности, невежестве и болезнях, тратить деньги на что-либо, кроме борьбы с бедностью-невежеством-болезнями, попросту безнравственно. 

Единственное, что есть в распоряжении каждого человека – это некая программа самосовершенствования. Все прочие способы воздействия на реальную ситуацию - достояние единиц. 

Единственный способ иметь дешевую колбасу – делать ее из человечины.

Если в стране действует тайная полиция, то в этой стране регулярно будут гибнуть ни в чем не повинные несчастные люди, - как бы ни были мягки и демократичны нравы этой страны и какие бы тонкие, интеллигентные, умные, самоотверженные люди ни служили бы в этой полиции". 

Если ради идеи приходится убивать людей и разрушать города, то цена этой идее – дерьмо. Убивать и разрушать можно только в порядке самозащиты, да и то – с большой оглядкой. 

Жизнь сама по себе (даже жизнь безмозглой амебы) есть относительно успешная борьба с энтропией. 

Идеальное соотношение в системе власть - общество – это когда общество нанимает власть и платит ей хорошие деньги за то, что власть (в свою очередь) создает разумные правила общежития, следит за их исполнением и обеспечивает обществу безопасность и комфортность существования.   

История не нуждается в специальных, "искусственных" искажениях себя для того, чтобы выглядеть весьма малодостоверной. Малодостоверность истории есть следствие вполне естественных, а не искусственных причин. "Нэ так все это было, савсэм нэ так", - эти слова из анекдота про товарища Сталина я бы сделам девизом всех историков. 

"Каждый народ имеет то правительство, которого он достоин". Эта формула кажется мне верной только в том случае, если народ имеет возможность свое правительство свободно выбрать. В тоталитарном же государстве народ имеет то правительство, которое сумело его обмануть и одолеть.

Люди уже придумали столько способов уязвления себе подобных, что никакой новый способ ничего радикально уже изменить не способен. 

"Мы должны заниматься политикой, иначе политика займется нами". Я, положим, не уверен, что мы с вами способны изменить что-либо в происходящем, однако понимать происходящее мы, по-моему, просто обязаны, иначе грош нам цена. 

Настоящая литература возникает именно на стыке реализма и фантастики. 

Наука управлять обладает своей спецификой и никакого отношения ни к философии, ни к искусству не имеет. 

Научное любопытство –- объективный и непреложный факт. Преодолеть его можно, только удовлетворив. 

Национализм всегда отвратителен и опасен, ибо в основе его лежит не любовь к своему народу (патриотизм), а пренебрежительная неприязнь и даже ненависть к другим народам. 

Национализм, - это признание всех других наций животными, стоящими на низшей ступени развития, поэтому не аморально на них и поохотиться.

Я лично считаю (и в своей жизни имел примеры), национализм - это болезнь не народа, а его правителей. 

Нет в этом мире такого великого зла, которое не порождало бы великого блага. 

Нет ничего на свете отвратительнее, нежели психическое рабство. 

Никаких преимуществ реального мира перед виртуальным а приори не существует. 

Писатель должен быть терпелив, трудолюбив и самоотвержен. Самое главное: он должен быть талантлив. Все прочее – вторично и несущественно. 

Пока существует тайная полиция, будут погибать невинные люди. 

Понятие прогресса находится вне морали. 

Пришельцами на Земле могут оказаться только существа, находящиеся на очень высоком уровне развития - на порядок выше нас. Поэтому наивероятнейшая модель их отношения к нам - это отношение этнографов-исследователей к туземным племенам "затерянного мира" где-нибудь в джунглях амазонки. 

Продаваться надо легко и дорого – чем честнее твое перо, тем дороже оно обходится власти имущим, так что и продаваясь ты наносишь ущерб противнику, и надо стараться, чтобы ущерб этот  был  максимальным. 

Россия перестала быть религиозной страной и более таковой не станет никогда. Разве что вновь установят диктатуру и примутся вводить религиозность огнем и мечом, что маловероятно. 

Сами факты "преступления закона" не исчезнут никогда общество слишком сложный организм, а уж человек - и того сложнее, а значит, по закону больших чисел, отклонения от нормы будут всегда. 

Свобода не есть цель жизни человека. Свобода есть непременное условие полноценности и осмысленности жизни. 

Спецслужбы (всех времен и народов) порождают насилие над невинными всегда, - какими бы благородными и (субъективно) честными ни были бы "менты" и какие благородные цели они бы ни преследовали в своей деятельности. 

Сталина я считаю величайшим губителем и тираном хх века. Гораздо более опасным и отвратительным, чем даже Гитлер. Ведь Сталин, кроме всего прочего, загубил одну из самых светлых идей человечества: идею справедливого сообщества интеллигентных, бескорыстных, творческих людей. 

Сформулировать проблему - означает наполовину уже ее решить. 

Феодализм является, по-видимому, наиболее стабильной (и соответствующей человеческой натуре) формацией. Поэтому переход к капитализму хотя и неизбежен, но сопровождается воистину всенародными мучениями. Закон непрерывного развития производительных сил работает днем и ночью - это хорошо. Мучения же вечного холопа, жаждущего служить, а не работать, ужасны, и это плохо, ибо кусочек сознания этого холопа сидит в каждом из нас. 

Форма российской жизни во многом переменилась, суть же ее осталась прежней. Да она, эта суть, и сегодня в значительной степени все та же: феодальный менталитет, азиатчина, неприязнь ко всему иностранному, готовность "служить" и нежелание работать – все это и до сих пор осталось в неизменности, будто не и прошло четырех веков. 

Хорошие боевики встречаются в жизни все-таки чаще, чем действительно хорошие "серьезные" фильмы. 

Хороший человек не тот, в ком нет совсем зла; хороший человек тот, в ком добро борется со злом и систематически побеждает его. 

Цель не оправдывает средства. Она, скорее, диктует их. 

Человек слишком сложная система, и все, что связано с его психикой, не может быть простым. 

Что ни добро, ни зло не существуют в природе, они выдуманы человеком. 

Это вообще, видимо, свойство философии. Она либо беспробудно скучна, ни к чему не применима и неудобоварима, либо завлекательна, но легковесна и похожа на фантастический роман. 

Эффективнее всего (при прочих равных условиях) человек работает на себя. 

Я не верю в простоту мира, - ни реального, ни фантастического.