Уроки украинской смуты.

На модерации Отложенный

События на Украине требуют от российского руководства постоянного ситуативного реагирования. В основе его должны лежать глубокий анализ допущенных за 23 года ошибок, понимание сегодняшних политических процессов и расстановки сил в этом регионе, четкое представление о наших стратегических интересах и о позиции Запада, политический прогноз и, наконец, план действий на случай различных сценариев развития ситуации.
Долгое «олимпийское молчание» российской власти со всей очевидностью показало, что такой основы нет (по крайней мере, не было вплоть до последнего времени), никакой системной целенаправленной работы, необходимой для подготовки решений, не велось и до сих пор не ведется, а сами решения принимаются, как правило, в авральном порядке. Результат – полное фиаско всей постбеловежской политики российской власти на украинском направлении.
В 1991 г. Беловежскими соглашениями был расчленен русский хартлэнд – как исторической Руси, так и современного русского языкового массива -- с превращением нескольких десятков миллионов русскоязычных славян в «иностранцев». Озабоченная исключительно перспективами дележа собственности, предстоящей приватизации и легализации собственной власти команда Ельцина отказалась от исконно русских земель, прав и интересов, хотя в том контексте диапазон контрмер мог быть весьма широким. Достаточно вспомнить, что на референдуме 1 декабря 1991 г. по вопросу о независимости не был четко сформулирован вопрос касательно выхода Украины из состава СССР. Еще грубее были нарушены права Крымской АССР, где не был проведен положенный в таких случаях в соответствии с действовавшим тогда законодательством отдельный референдум, по итогам которого полуостров мог бы самостоятельно решить, оставаться ли ему с выходящей из СССР Украиной или вернуться в состав России (третий вариант – независимость – был бы также приемлем для России, поскольку сохранял возможность сравнительно легкого воссоединения).
В 1997 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, согласно 40-ой статье которого РФ признает Украину в существующих границах и, соответственно, окончательно отказывается от Крыма и Севастополя. Этим договором российское руководство (при одобрении всех думских фракций!) само отрезало себе все пути для пересмотра ситуации с Украиной, подготовив ее со всем ее русскоязычным населением к последующей сдаче национал-радикалам, ЕС и НАТО.
В том же 1997 г. вышла в свет книга З.Бжезинского «Великая шахматная доска», в которой он написал, что «без Украины Россия перестает быть империей», что «новый мировой порядок при гегемонии США создается против России и на обломках России». Его тезис «Украина для нас — это форпост Запада против восстановления Советского Союза» лег в основу реальной политики Запада на все последующие годы.
При этом для российского руководства, несмотря на прочные экономические связи, Украина все это время продолжала оставаться где-то на периферии внешнеполитических интересов. Об этом наглядно свидетельствует и отсутствие целенаправленной информационной работы по формированию позитивного образа России, и выбор кандидатур послов России в Украине.
Ни находившийся восемь лет в почетной ссылке В.Черномырдин, ни сменивший его М.Зурабов не смогли превратить российское посольство в магнит для русскоязычного населения и консолидировать русское общественное движение на Украине. Среди некоторых украинских журналистов даже ходит шутка, что следующим послом, наверное, назначат Сердюкова…
Такое, мягко говоря, невнимание со стороны российских властей к процессам, которые начали происходить на Украине в постбеловежский период, можно объяснить только одним – желанием отгородиться от своего собственного предательства некогда единого государства и «нормально» (т.е. спокойно, сытно и в дружбе с теми странами, где дислоцированы их счета, недвижимость и дети) продолжать рулить государством, проедающим остатки советского наследия.
А процессы строительства дикого капитализма в России и на Украине происходили практически по одному сценарию. В 1991 г. после развала СССР Украина по всем объективным показателям (квалифицированные кадры, современные промышленные предприятия, атомные и космические технологии, черноземы, климат, выход к Черному морю) имела, казалось бы, наилучшие шансы из постсоветских государств на успешное развитие.
Однако подобно России Украина в короткие сроки погрузилась в пучину дикого коррупционного олигархического капитализма. Несправедливая приватизация, вывоз капитала, создание оффшорной аристократии, безжалостная эксплуатация собственного народа, рейдерство – все эти неотъемлемые признаки периферийного капитализма блокировали возможности роста украинской экономики.
Украинские олигархи продолжают «доедать» остатки советского наследия, а также утоляют свои финансовые аппетиты за счет налоговых льгот и льготных цен на российский газ. Большинство олигархов по определению настроено крайне антироссийски, поскольку прекрасно понимают, что в случае интеграции с Россией они окажутся в подчиненном положении по отношению к лучше организованному и технологически более продвинутому российскому бизнесу. Для некоторых (в частности для Фирташа) приход российского бизнеса вообще чреват финансовым крахом.
Отсюда -- многолетнее зомбирование населения украинскими электронными СМИ (уместно вспомнить, что 80% украинской телеаудитории -- это каналы, принадлежащие четырём олигархам – Д. Фирташу, Р.Ахметову, В. Пинчуку и И. Коломойскому) виртуальными прелестями евроинтеграции и старательное превращение РФ в сознании украинского обывателя в "нищую разграбленную страну". Новые власти наконец реализовали давнюю мечту украинских олигархов об ограничении трансляции российских телеканалов.
При этом мощную антироссийскую кампанию украинские олигархи проводят фактически за российские деньги, поскольку все крупнейшие финансово-промышленные группы сильно зависят или от российского рынка, или от российского кредитования. Так, долги группы Д. Фирташа российским компаниям и банкам оцениваются в 3 млрд. долл., в группе Р. Ахметова кредиты российских банков составляют более 1 млрд. долл. Обе ФПГ проводят четко выраженную антироссийскую политику.

Ошибкой следует признать и поддержку кандидатуры Януковича на предыдущих президентских выборах. Вместо того чтобы искать и поддержать новых людей, ставка «на безрыбье» была сделана на человека с неоднозначным прошлым и неясными моральными и идеологическими ориентирами, что немало способствовало нынешнему кризису и является серьезным уроком для российских властей.
На момент прихода Януковича к власти между его администрацией и крупным капиталом имелось практически полное взаимопонимание. Но затем, решив, что власть можно и нужно напрямую конвертировать в большие и очень большие деньги, он начал действовать так же, как в свое время никарагуанский диктатор Сомоса, филиппинский Маркос, заирский Мобуту, избранный мексиканский президент Салинас. Все они беззастенчиво грабили свои страны, пользуясь молчаливым одобрением западных покровителей ровно до тех пор, пока четко следовали полученным инструкциям.

Постепенно темпы и методы, которыми расширялся "семейный" бизнес Януковича, вышли за грань минимальных приличий. Но даже тогда, когда он начал абсолютно беспардонно присваивать бюджетные деньги с использованием нечистоплотных схем и использовать таможенную и налоговую службы для личного обогащения, его продолжали принимать на Западе только за то, что он уверенно объяснял нищавшему украинскому народу необходимость подписания соглашения об ассоциации с ЕС.

Это именно его правительство парафировало кабальное для Украины соглашение и организовало травлю тех, кто выступал против его подписания. Запад закрывал глаза на все его финансовые аферы, поскольку он целиком и полностью соответствовал американской схеме «наш сукин сын».

Когда же эксперты доходчиво объяснили Януковичу, что, подписав соглашение об ассоциации в ноябре 2013 г., он не будет иметь никаких шансов переизбраться в 2015 г., и он дал команду своему правительству приостановить подготовку подписания соглашения, на саммите в Вильнюсе президенту-олигарху абсолютно цинично объявили, что тогда соглашение будет подписано другим украинским президентом.

За период с 21 ноября 2013 г. по 21 февраля 2014 г. Запад провел блицкриг против Януковича, который за три месяца превратился из всенародно избранного всесильного президента крупной европейской страны в политический труп. Он стал не нужен ни украинскому народу, ни крупному украинскому бизнесу (который теперь наказывает «семью» за откровенное рейдерство и пытается произвести передел собственности), ни Западу, у которого загодя был заготовлен запасной подписант для соглашения об ассоциации с ЕС.

Что касается позиции Запада в целом и ЕС в частности, то 45-миллионная преддефолтная Украина нужна им вовсе не для того, чтобы субсидировать ее тяжело больную экономику (евроинтеграция сразу поставит на ней большой и жирный крест), а исключительно для того, чтобы «дружить с ней против» России.

Русско-православная цивилизация, неотъемлемой частью которой всегда была Украина, на протяжении веков противостояла цивилизации Запада. По главным вопросам бытия она постоянно предлагала человечеству иные, чем Запад, решения и стала не просто его конкурентом, но и экзистенциальным, бытийным оппонентом.

Если лицо западной цивилизации определяет индивидуализм и культ мамоны, а мера счастья людей оценивается по материальному богатству, то русско-православная цивилизация воспринимает мир как единый космос, а общество как единую семью. Русская цивилизация основана на принципах разумной достаточности, на стремлении не к материальному, а к социальному прогрессу, не к свободе, а к гармонии. Мерой оценки людей является не материальное богатство, а богатство души.

Эти кардинальные различия породили русскую поговорку “Что немцу в радость, то русскому смерть!”.


Какие силы приведены сегодня в движение на Украине? В рамках свершившегося переворота мы наблюдаем три тренда, три главных тяги:

(1) общенародный (или почти общенародный) протест против коррупционного олигархического режима

(2) протест национал-радикалов против «клятых москалей»

(3) протест юго-востока против необандеровского фашизма .

Первый тренд - со стороны этнической Украины -- это почти в чистом виде пролетарская революция, поскольку совершили ее в буквальном смысле слова пролетарии. В то же время это еще и национал-социалистическая революция – пожалуй, даже в большей степени, чем гитлеровский переворот 1933 года (немецкие нацисты лишь прикрывались «социализмом», а на самом деле были ставленниками крупного олигархического капитала).

Украинские неонацисты были сознательно и последовательно «выращены в пробирке» в ходе потерянных для нас 23 лет. Необандеровцы (по крайней мере их руководители) отлично понимают, что «эксклюзивный продукт», который они могут предложить Европе, Америке и миру, это бесноватое безумие. Их узкая ниша – держать в напряжении «москалей», поэтому все силы они бросили на завоевание конкурентного преимущества в рамках этого узкого коридора. Очевидно, что они будут продолжать раскручивать противостояние всеми возможными способами, а любая уступка лишь послужит предлогом и основанием для новых провокаций.

Те, кому еще вчера отказывали в праве на политическую субъектность, ныне возводят идеи Бандеры и практику Махно в рамки государственного устройства. Объявивший войну России «Правый сектор» etc. на глазах превращаются из слабо вооруженных маргинальных групп в небольшую партизанскую армию, уже сопоставимую по силе с регулярной украинской армией и готовую перенести боевые действия российскую территорию. Радикалы уже угрожают губернаторам приграничных областей и собирают сведения о российских силовиках и членах их семей в приграничных областях.

Украинский парламент устроен так, что представительство регионов в нем никак не коррелирует с «весом» и численностью их населения. После того как страна переформатируется и выберет президента (который, разумеется, будет представлять интересы этнократии), русских можно будет всячески ущемлять в правах на вполне законных основаниях и уже при прямой поддержке и/или просто попустительстве Запада. 

Новая власть не собирается тянуть ни с евроинтеграцией (если, конечно, в ЕС не побоятся ассоциироваться с новой «легитимной» властью), ни со вступлением в НАТО. Это значит, что скоро русских и примкнувших к ним украинцев можно будет безнаказанно терроризировать уже под зонтиком западных военно-политических структур.

Между тем и это -- еще не самый жесткий сценарий. По настоящему жесткий сценарий – это превращение юго-востока в «Косово-наоборот» -- опять-таки под зонтиком ЕС и НАТО (Косово отделяли, а юго-восток будут насильно «удерживать»). «Умиротворение» русских регионов (при этом вполне может сопровождаться точечными (а возможно, и не такими уж точечными) «гуманитарными» вооруженными операциями по подавлению сопротивления наиболее несговорчивых. При этом не так и важно, кто будет этим заниматься -- Запад или сформированная радикалами нацгвардия.

Запад с его двойными стандартами явно настроен не замечать украинских «нюансов» и продолжать развивать сотрудничество с «победившей революцией». Но если в сложившейся ситуации торжество необандеровщины не будет замечено российским президентом, то из триумфатора Сочинской олимпиады он неизбежно превратится в мало кому интересного марионеточного политика.

В рамках ведущейся Западом цивилизационной войны февральский антиконституционный переворот - это еще и своеобразное послание-предупреждение наших западных «друзей» российскому президенту посредством скупых на осмысленную речь украинских националистов.
Смысл послания примерно такой.

«Уважаемый господин Путин! Мы на время закрыли глаза на Вашу дискриминационную политику в отношении секс-меньшинств и дали Вам погордиться сочинской олимпиадой. Вы не могли не оценить, что украинский оркестр во время олимпиады исполнял заказанную ему фантазию на тему «Даешь нового дирижера» пианиссимо и до поры без участия ударных инструментов. Теперь мы очень рассчитываем на Вашу ответную любезность. Давайте вместе поаплодируем оркестру и вместе (мы – 1 миллиард, а Вы – 15) профинансируем его гастроли по Украине. Ну не хотите же Вы гастролей этого оркестра в России? А то мы легко можем Вам и белорусскому батьке это организовать. Очень надеемся на конструктивное сотрудничество».

Дабы быть уверенным, что послание услышано и понято, в западных СМИ развернута мощная антироссийская и антипутинская информационная кампания. В лучших традициях жанра «держи вора» американские идеологи и организаторы украинского хаоса обвиняют во всех кознях и в организации этого хаоса Россию, пытаясь убедить мировое общественное мнение, что беспредел в непосредственной близости к российским границам спровоцирован самой Россией с единственной целью -- отобрать у Украины Крым.

Буквально во всех западных СМИ можно найти интервью с Бжезинским, выступающим в этом же жанре и «открывающим» мировой общественности глаза на личность российского президента: «Россией управляет иррациональный лидер с манией величия», который «предпочитает взывать к примитивному национализму и опирается на молодежь с повадками хулиганов, которая избивает всех, кто с ней не согласен». И это мы слышим из Америки, немало посодействовавшей финансово и организационно формированию из украинской молодежи отрядов крайних радикалов.

Запад пытается заставить Россию играть по его правилам, требуя признать новое правительство Украины легитимным, а живого избранного президента нелегитимным. Двойные стандарты Запада в глобальной политике подразумевают, что законы пишут люди, и люди же (конечно, не все, а лишь «узкий круг посвященных») их интерпретируют. То, что положено Юпитеру, не положено быку. 

Бессильное бешенство Запада по поводу референдума в Крыму и позиции России говорят о том, что Кремлем в украинском кризисе предприняты правильные и обоснованные шаги. В свое время И.Сталин говорил, что, если Запад нас ругает – значит, мы сделали все правильно, если же Запад нас хвалит – значит, мы допустили ошибку.


Пример Украины лишний раз показывает, что пятая колонна – это ахиллесова пята национального государства. Что же касается уважения Запада, то его нужно добиваться не предательством национальных интересов (Рим, как известно, «предателям не платит») и не проведением столь милых Западу гей-парадов вкупе с легализацией однополых браков, а только силой (как экономической, так и военной) и готовностью идти до конца. История много раз доказывала России, что «во всем свете у нас только два верных союзника – наша армия и флот». Эти слова Александра III сегодня не менее актуальны, чем полтора века назад.

Если Россия и хотя бы вменяемая часть ее правящего класса сейчас опомнится, то это будет поворотным моментом в ее истории, началом восходящего движения, «тяги вверх». Началом очищения. России необходимо «сосредоточиться внутри себя» и перестать следовать навязываемой извне и во многом чуждой для русского мира модели развития.
Сегодня большинство россиян понимает, что неолиберальная модель завела экономику в тупик и сделала ее почти полностью импортозависимой. Текущая зависимость от импорта по продовольствию, лекарствам, оборудованию и многим другим группам товаров – это прямая угроза национальной безопасности, которая представляется особенно серьезной в свете возможных санкций Запада. Очевидно, что без смены парадигмы развития – перехода к мобилизационной экономике и новой индустриализации - ситуацию изменить невозможно, это – императив выживания, сохранения и успешного развития страны.
При сложившейся в России вертикали власти такой переход во многом зависит от воли и решимости президента, у которого сегодня есть возможность объединить россиян общим делом восстановления и развития страны и дать молодежи шанс внести свой вклад в создание новой России. События развиваются очень стремительно, и действовать нужно быстро, опираясь на тот беспрецедентный кредит доверия, которым сейчас располагает Путин.
События на Украине – это еще и повод для российских олигархов задуматься о своих оффшорных и западных счетах. Можно, ворочаясь по ночам, дожидаться ареста счетов на Западе или мучительно размышлять о судьбе арестованного по запросу ФБР Фирташа, а можно уже сегодня заставить свои капиталы работать на развитие России. Если приватизаторы Сколково и владельцы яиц Фаберже не воспримут адекватно украинский сигнал, то рано или поздно они рискуют оказаться в положении ожидающего экстрадиции Фирташа или беглого Януковича.
Февральский переворот на Украине подарил России уникальный шанс объединить русские земли, население, хозяйственный потенциал, занять более прочные позиции в Черноморском бассейне. Как мы воспользуемся этим шансом, зависит в конечном счете от каждого из нас.

http://imperiya.by/politics19-20124.html