Душевно-телесные аспекты человеческого бытия, с точки зрения Фомы Аквинского
На модерации
Отложенный
Тайна связи между телом и душой волновала многие умы — и богословов, и философов.
Христианская антропология обращает на эту проблему особое внимание. Понимание отношения между «душой» и «телом» сознательно или бессознательно определяет собой понимание самой природы душевной жизни, как таковой.
Современная философская антропология говорит, о том, что сущность человека не может быть выведена из ряда только лишь материалистических, а также сугубо социальных причин и следствий. Человеческая экзистенция — это тонкое хитросплетение духовности, душевности и телесности. Индивидуальное существование человека является диалектическим единством биологического и социального, психического и духовного. Поэтому проблема взаимоотношения душевного и телесного во многом определяет нашу жизнь.
Чтобы быть высоконравственным, счастливым и здоровым человеком, тело и душа должны работать в гармонии. Их единство обеспечивает исполнение того предназначения, для которого мы появились в этом мире (будь то наполнение жизни смыслом, плодотворностью и добродетелью, будь то личное совершенствование, либо простое человеческое счастье).
Каждый человек озабочен поисками внутреннего покоя, счастья, тишины, поисками своей души. Это сложно, особенно в нынешнее время, когда материальные ценности приобретают больший смысл, нежели духовные. И изучаю эту проблему, можно немного приблизиться к разгадке.
Фома Аквинский подробно рассматривал эту проблему, разработав собственное учение с объемной аргументацией по этому вопросу и ряду других. Он был философом и теологом Средневековья, систематизатором ортодоксальной схоластики.
Оказал большое влияние на католическую теологию и философию. Получил титул «ангельского доктора»и был причислен к лику святых Иоанном XXII . Считается покровителем католических университетов, колледжей и школ.
Позже Папа Лев XIII в своей энциклике Aеterni Patris объявил его наиболее авторитетным католическим ученым.
В течение своей довольно краткой жизни Фома написал более шестидесяти трудов (считая только достоверно принадлежащие ему произведения).
Идеи Фомы Аквинского получили развитие в рамках философского направления, именуемого «томизмом».
В произведениях Фомы Аквинского можно найти самую разработанную систему схоластики о душевно — телесных аспектах человеческого бытия.
Человек определяется Фомой как субстанция «духовно-телесная». (Такое определение он дает, например, в преамбуле к «Трактату о человеке»).
Человек, согласно Фоме, занимает уникальное положение во вселенной – между регионом чисто интеллектуальных существ, ангелов и регионом земных творений, не наделенных интеллектом. Люди по Фоме существа как бы «пребывающие в горизонте вечности и времени». Эта промежуточность позволяет человеку объединить величественное творение Бога – мироздание.
Такое серединное положение позволяет человеческой душе существовать в двух планах: как в сфере вечного и низменного, так и в сфере изменяемого и становящегося. Фома это представляет так: по своей субстанции (происхождению) душа вне движения, а соответственно вне времени; по своим действиям, относящимся к телу, душа находится и в движении, и соответственно во времени.
Однако, согласно Фоме, душа еще не весь человек и не является ипостасью или личностью. По его представлениям душа соединятся с телом как форма с материей (в представлении Аристотеля о форме и материи). Душа человеческая является частью человеческой природы, а не ее «природой» (главным свойством, основанием). И поскольку часть не может быть всей природой, то душа отделенная от тела не может быть личностью. Уже на основании этих двух представлений Фомы Аквинского можно видеть суть схоластического метода Аквинского: строгая логика, философское основание (прежде всего Аристотеля) применяемое к богословским вопросам.
Однако тело не является необходимым для существования человеческой души. Но соединенность с телом в этой жизни объясняется тем, что душа способна воспринимать умопостигаемые виды только посредством чувств, а чувства воспринимают чувственные виды посредством тела. Здесь уместно процитировать самого Фому «Согласно порядку природы интеллектуальная душа занимает низшее положение среди интеллектуальных субстанций, поскольку она не обладает естественным прирожденным знанием истины, каковым обладают ангелы, но должна получить знание от материальных вещей, воспринимаемых чувствами. <…> Следовательно, интеллектуальная душа должна обладать не только способностью понимания, но и способностью ощущения. Но ощущение осуществляется только благодаря телесному орудию. Таким образом, интеллектуальная душа должна быть объединена с телом, которое может быть подходящим органом чувства». (S. th. I, q. 76, a. 5).
Исходя из этой необходимости для души быть соединенной с телом, чтобы быть цельным существом для возможности познания истины Фома дает обоснование для необычного и даже «абсурдного» христианского догмата, о воскресении мертвых во плоти. Тут Фома дает такой аргумент: «Следовательно, быть без тела противоречит природе души. Но то, что противоречит природе, не может быть вечным. Поэтому, коль скоро душа сохраняется всегда, она должна вновь соединиться с телом. <...> Таким образом, кажется, что бессмертие души нуждается в будущем воскрешении тела».
Подвергнув схоластическому анализу интеллектуальную душу, Фома выделяет три предмета рассмотрения: сущность души, ее способности и ее действия.
Прежде всего Фома подчеркивает нетелесность души. И здесь он должен решить довольно сложную задачу: как соединяется нетелесная душа с телесным телом? И как нетелесная душа может являться источником телесного движения?
Фома считает, что тело не может быть началом жизни вообще, иначе все тела были бы одушевлены. Однако некоторое одушевленное тело может быть в своем роде началом жизни (так, сердце – начало жизни животного). Таким образом Фома разводит два типа жизненных актов:
1) вторичные многообразные жизненные акты (причиной которых может считаться определенным образом организованное тело),
2) первичный акт жизни.
Понятно, что душа не может быть (полной) причиной всех вторичных актов (например, зрения, для которого требуется физический орган). Но вместе с тем должно быть нечто, что является первичным одушевляющим актом тела. Потому душа, которая есть первое начало жизни, есть не тело, но акт тела (подобно тому как тепло, которое есть начало разогревания, есть не тело, но некоторый акт тела).
Однако каким образом нетелесная душа может приводить в движение тело? Согласно Фоме, душа представляет собой особый род двигателя, совершенно отличный от телесных двигателей, приводящих в движение другие тела посредством телесного контакта, а равным образом от неподвижного перводвигателя Аристотеля. Таким образом, существуют три типа двигателей:
1) перводвигатель, который не движется ни сущностно, ни акцидентально и причиняет неизменное движение,
2) душа, недвижимая сущностно, но движимая акцидентально и причиняющая изменяемое движение,
3) тела, движимые сущностно.
(В философии акциденция противопоставляется сущности (субстанции) и означает происшедшие от процесса случайности, свойства и назначения которых не принадлежат к постоянному, неизменному составу свойств сущности и могут поэтому в нем отсутствовать или изменяться, не препятствуя тому, чтобы сущность (вещь сама по себе) не переставала быть тем, чем она есть).
Что же касается того, может ли нематериальная душа вступать в контакт с телом, то Фома различает два типа контакта: количественный контакт, наличествующий в случае соприкосновения тел, и контакт «силовой» – воздействие духовных субстанций на телесные, возможное в силу того, что духовные субстанции занимают более высокое место в мироздании и, обладая большей актуальностью, действенностью, в состоянии оказывать влияние на низшую сферу
Еще одно свойство души по Фоме – это самосущность.
Для обоснования самосущности души Фома обращается к аристотелевской аргументации, основывающейся на том, что для того, чтобы познавать все, душа должна не иметь какой-либо материальной природы, препятствующей такой универсальности (поскольку обладание телесным качеством мешало бы восприятию такого качества; так, зрачок, будь он окрашен в какой-либо цвет, не мог бы воспринимать этот цвет). Таким образом, душа не может действовать посредством телесного органа и осуществляет свое собственное действие, а следовательно, имеет свое собственное существование, независимое от тела.
Томистская концепция души как всецело нематериальной сущности входила в противоречие с получившей большое распространение концепцией универсального гилеморфизма, согласно которой все сотворенные вещи, в том числе и духовные субстанции, состоят из формы и материи.
Развернутая полемика с этой концепцией содержится в статье 6 «Вопроса о душе» и в «Суммах теологии» (I, q. 75). Основные линии аргументации таковы:
1) Если душа составлена из материи и формы, то не она сама будет формальным началом бытия тела, а нечто находящееся в душе (ее форма). Но в таком случае нам следовало бы называть душой именно эту форму.
2) Все, что душа познает, она познает нематериально и универсально, чего не могло бы быть, если она сама не была бы нематериальной.
Фома также видит, что критиковать концепцию универсального гилеморфизма можно исходя из постулата о бессмертии души, как это делает Годфрид Фонтенский: если душа состоит из материи и формы, то она разрушима, поскольку все составное разрушимо. (Quodl., 3, q. 3).
Немаловажен вопрос: каким должно быть то тело, с которым необходимо соединяться душе? Фома считает, что поскольку материя существует ради формы, а не наоборот, то представление о том, какое тело должно объединяться с ней, надлежит получить из понятия о душе. Душа является объединяемой с телом из-за того, что она нуждается в восприятии умопостигаемых видов от вещей посредством чувства, поэтому тело, с которым объединяется разумная душа, должно быть наиболее пригодным для представления интеллекту чувственных видов и иметь наилучшее расположение для чувствования. Фома считает зрение наиболее благородным и нематериальным чувством, однако в основании прочих чувств лежит другое – осязание, в котором изначально состоит вся чувственная природа, а при отсутствии движения в этом чувстве (например, во сне) все другие чувства делаются неподвижными. Также все другие чувства разрушаются не только тогда, когда их собственное ощущение переходит определенный порог, но и при избыточности осязаемого. Осязание отлично от других чувств в отношении изначальной лишенности актуально противоположных ощущений: если зрачок лишен цвета совершенно, то орган осязания не может быть лишен совсем теплого и горячего, влажного и сухого, ведь именно из этого состоит само тело. Поэтому надлежит, чтобы он был сведен к среднему состоянию, то есть был средней температуры и влажности, и именно так он находится в потенции по отношению к противоположным качествам. Тело, с которым объединяется разумная душа, должно быть наиболее подходящим для осязательного чувства и наиболее соразмерным по сложению. Человеческое тело, таким образом, из всех составных природных существ представляет собой наиболее совершенную смесь элементов. Помимо этого общего требования мы можем обнаружить в частных расположенностях человеческого тела проявления его пригодности для соединения с душой: наибольший по сравнению с другими живыми существами относительный размер мозга, расположенность головы вверху и прямохождение, а также требуемое для прямохождения «изобилие тепла в сердце, посредством которого порождается множество духов» (в старости, когда тепло ослабевает, человек становится согбенным).
Однако замечет Фома - в материи мы можем обнаружить как те расположенности, которые пригодны для соответствующей формы, так и те, которые привносят материальную необходимость: так, мастер избирает закаливание железа для изготовления пилы, однако затупление и заржавливание происходят от материальной необходимости. Именно такими «материальными необходимостями» является утомляемость или разрушимость тела. Но для излечения от этих недостатков «Бог дал человеку в помощь изначальную справедливость, посредством которой тело всецело подчинено душе до тех пор, пока душа подчиняется Богу; таким образом, ни смерть, ни какое-либо страдание или недостаток не случились бы с человеком, если только раньше душа не отделилась бы от Бога. Но посредством греха, когда душа отошла от Бога, человек лишен этого блаженства и подвержен недостаткам согласно тому, что требует природа материи».
Заканчивая разговор об учении Фомы Аквинского, о душевно – телесных аспектах человеческого бытия надо отметить, что его учение достаточно разработано. За рамками данного сообщения остались, например вопросы где находится душа: «Душа, согласно тому, что она – форма тела, объединяется со всем телом не посредством какой-либо его части, а непосредственно со всем телом. Ведь она является формой и всего тела, и любой его части»; как она соединятся с телом: «Душа объединяется с телом как форма без посредующего, как двигатель же – опосредованно»; или деление души в отношении ее способностей, или потенций. Фома, следуя Аристотелю, выделяет пять потенций: способность роста, способность чувственного восприятия, способность желания, способность пространственного движения, способность умопостижения. Из них две вызывают наибольший интерес Фомы: интеллектуальная способность, всецело принадлежащая душе, без задействования тела, и желающая способность, разумная часть которой, воля, тесно связана с интеллектуальной способностью. И т.д.
Во взглядах Фомы Аквинского можно увидеть многие параллели оснований современной психофизиологии и психосоматической медицины.
Бытовавшее долгие годы представление о двойственной природе человека, состоящей из телесных и душевных проявлений, протекающих отдельно друг от друга, создало условия для появления научных подходов, изучающих либо психические, либо соматические болезни. В современном понимании психосоматическая медицина рассматривается как метод лечения и наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Принцип, в основе которого лежит рассмотрение человека как единства телесного и душевного.
Сейчас очень популярно мнение, что все болезни человека возникают по причине психологических несоответствий и расстройств в душе, подсознании и мыслях человека.
И в жизни современного человека эти психосоматические расстройства случаются все чаще. Поэтому эта проблема особо актуальна.
Комментарии