Крах проекта «Русский Свет»?

 

Хочу поделиться личным. Хотя и не таким уж и личным.

В 2006-м году я начал утопично-фантастично-футуристичный проект с провокативным названием «Русский Свет». Цель проекта – организовать духовную элиту (о том, что я этими словами называю, чуть позже) в саморасширяющееся ядро будущей организации всего общества.

Почему «Русский Свет»? Проект стал прямым продолжением книги «Свет Жизни», которую я писал шесть лет. Это объемная, на 700 страниц убористого шрифта историософская книга, развивающая идеи Шпенглера, Гумилева, Даниила Андреева, Выготского и Юнга, в которой всемирная история рассматривается как история того, как последовательно сменяющие друг друга культуры («цивилизации») развивают психику человека, создают все нового и все более совершенного человека.

Реконструкция истории в «Свете Жизни» эмпирическая. Я никогда не собирался заниматься историей профессионально. Но жизнь распорядилась иначе. Она подарила мне уникальную возможность много лет путешествовать по миру и изучать историю «методом погружения» – иногда неделями, а иногда и годами погружаясь в разные культуры и изучая не только исторические памятники в музеях, но и сотни архитектурных памятников «на местности», и тысячи людей разных культур, встретившихся мне в этих этнопсихологическо-культурологических экспедициях. Сбор материала для книги только в активной фазе занял более 10 лет.

Вывод, к которому привела меня эта реконструкция, для меня лично оказался неожиданным (хотя приоритет в этом «открытии» уж точно принадлежит не мне): в значительной мере реализовавшая свой творческий потенциал европейская цивилизация в наши дни начинает сменяться другой, еще только нарождающейся цивилизацией, которую можно назвать «русской». Ей и предстоит нести Свет будущей жизни всему человечеству. Почти так, как об этом мечтали первые горячие русские миссионеры – коммунисты. Но, конечно – не коммунистическими  методами. Парадоксальность такого вывода объяснять излишне: годы написания «Света Жизни» совпали с годами глубочайшего культурного кризиса в России. Но что значит 10 и даже 50 лет, когда мы говорим о всемирной истории?

Что станет отличительной чертой нарождающейся цивилизации? Сознательная духовная работа, стремление к духовному росту. На более конвенциональном психологическом языке – сознательное стремление к расширению сознания через реализацию своих способностей. Общество, которое сделает духовное развитие своим главным приоритетом и самоорганизуется таким образом, чтобы обеспечивать каждому человеку оптимальные условия для духовного развития, и станет обществом будущего.

Естественно, общество должно быть готово к такому движению. Проект «Русский Свет» и задумывался как своего рода эксперимент, этакая разведка боем – проверка того, насколько подобные идеи находят в обществе понимание уже сегодня.

Успех эксперимента измерялсяя тем, какой резонанс вызывают идеи проекта – проще говоря, сколько людей готовы к нему присоединиться. Эти-то люди и составляют духовную элиту общества в том смысле, что имеют наиболее острый «духовный слух» – яснее других слышат «зов истории».   

Сразу скажу, что поиск оказался делом крайне тяжелым – куда там «добыче радия» Маяковского. Не «в грамм добыча, в год труды» – годами ежедневно работая на нескольких интернет-площадках, я сумел найти, наверное, человек десять, не больше, о ком мне стало известно, что проект им созвучен.

И неудивительно – проект «Русский Свет» исторически оптимистичен, а культурная элита общества (а она не всегда совпадает с элитой духовной в указанном выше смысле) и отнюдь не без причин поражена глубочайшим историческим пессимизмом, просто-таки каким-то эсхатологическим пессимизмом. И ее нетрудно понять – мы в самом деле переживаем не только глубочайший культурный кризис, но в некотором смысле и настоящий конец мира, конец нашего старого мира – в чем-то, конечно, не слишком привлекательного, а в чем-то и привлекательного, но главное – нашего. А кроме того, так уж сложилось в нашей культуре, что наиболее образованные, наиболее совестливые, наиболее добрые, в общем, наиболее приличные люди – почти все «западники» и само слово «русский» воспринимают не без идиосинкразии. Да, и как же его воспримать иначе, когда его так вываливают в грязи «патриоты»-националисты. В общем, мои поиски часто заставляли меня вспоминать «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Десять человек – очень немного, и эксперимент можно было бы считать законченным, если бы не одно «но». Число тех, кто не был готов участвовать активно, но сочувствовал идеям проекта, оказалось больше на порядок, если не на два – многие сотни, если не тысячи только из тех, с кем так или иначе я соприкоснулся в Интернете.

Другое обстоятельство, которое стимулировало мое упрямство, – совершенно очевидный идейный кризис протеста - кризис, который просто обязан был со временем активизировать поиск новых идей, способных сделать протест дееспособным. В общем, я продолжал...

Крымские события нанесли по проекту «Русский Свет» сокрушительный удар. Едва ли не все, кто раньше демонстрировал если не самую высокую личностную зрелость и не самые выдающиеся творческие способности, то самый обостренный исторический слух, оказались поражены бациллой ура-патриотизма. Даже те, кто умом вроде бы и понимал неприглядность творимого Россией в Крыму, все равно оказался сердцем сочувствующим путинской политике.

Вот я и думаю теперь: сколько времени уйдет на восстановление разрушенного?