Итоги «Крымской операции»: Россия обрела 100%-ный реальный суверенитет

Информационно-аналитический портал "Империя" совместно с Институтом информационных войн (Москва) продолжает проект - еженедельный опрос экспертов по наиболее актуальной тематике недели
Константин Жалнин, независимый эксперт (Крым, Россия):
1. Что является для бандеровских властей более опасным - политическая нестабильность в стране, прежде всего, на Юго-Востоке или возможность экономического коллапса?
Вне всякого сомнения – политическая нестабильность на Юго-Востоке. Любой экономический коллапс киевская хунта легко спишет на происки России. «Правый сектор» - это не Янукович, который допустил в стране «налоговый майдан» и пошёл протестующим на уступки, отменив нововведения в налоговом кодексе.
Любой неорганизованный и не готовый к насильственным действиям социальный протест будет объявлен агентурой Кремля и жестоко подавлен, с расправой «Правого сектора» над активистами («Правый сектор» даже детей похищает!) и уголовными делами против них, возбуждёнными послушной СБУ. Украинцам надо полностью забыть о возможности нового майдана – чего-либо добиться от властей путём массовых протестов, потому, что «Правый сектор» - не Янукович.
Насколько глубоко новой власти наплевать на экономические и социальные запросы граждан – показывает хотя бы введение визового режима с Россией. Кто от него прежде всего пострадает? Самый ядерный электорат новой власти – жители западной Украины!
Это с западной Украины выехало в Россию 2 миллиона гастарбайтеров (при общем населении региона в 15 миллионов – это по одному человеку практически из каждой семьи). Теперь их выдворят из России, и весь регион лишится основного источника средств к существованию. Уж если новой власти настолько наплевать на своих галичан – можно себе представить, насколько ей наплевать на остальных украинцев. Социального протеста она совершенно не боится, поскольку готова подавить его жесточайшим образом, не считаясь ни с какими законами и гражданскими правами.
Но, скажете Вы, пророссийский протест на Юго-Востоке тоже плохо организован и может быть подавлен ещё более жестокими методами? В его нынешнем виде – да. Но в отличие от социального протеста в центре и на западе Украины, есть шансы, что у него появится и организованность, и боевые дружины, готовые отвечать насилием на насилие, и значительная помощь России деньгами, специалистами и даже оружием.
2. Продержится ли хунта до выборов 25 мая или вынуждена будет пойти на один из радикальных сценариев (например, введение военного положения), чтобы перенести выборы и попытаться удержать власть в стране под контролем?
Это зависит от исхода борьбы за власть между Тимошенко, имеющей практически 100%-ные шансы на победу на выборах, и «Правым сектором», имеющим огромную власть безо всяких выборов. Тимошенко заинтересована в том, чтобы как можно спокойнее продержаться до 25 мая и выборы провести, «Правый сектор» - в том, чтобы их сорвать.
Оценивать перспективы победы той или иной стороны я на сегодня не берусь: «Правый сектор» и Тимошенко – это примерно равные противники в целом, но с совершенно разными сильными и слабыми сторонами.
«Правый сектор» - это неограниченное тотальное насилие и возможность устроить для срыва выборов провокации в любой точке страны, Тимошенко – это экономические возможности, поддержка вменяемого населения в центре Украины и поддержка Запада.
Прочие оранжевые политики – Кличко, Яценюк и Тягнибок – серьёзными игроками больше не являются. Они уже выпали из украинской большой политики, только пока этого не замечают и продолжают с важным видом позировать перед журналистами. Всё решит противостояние Тимошенко и «Правого сектора».
3. Готова ли Россия пойти дальше на Украине и при определенном развитии событий взять под контроль юго-восточные области?
Отвечая на этот вопрос в прошлый раз, я сказал, что есть много угрожающих признаков того, что Россия ограничится только Крымом, и весь остальной Юго-Восток достанется на растерзание «Правому сектору». Теперь, когда ситуация несколько прояснилась, этот прогноз можно уточнить.
Юго-Восток выходит на массовые протесты только по выходным, потому, что в отличие от евромайдана, по 200 гривен за участие в митингах никто не платит, и людям работать надо. Это значительно ослабляет протестные возможности. Так вот, все предыдущие выходные движение отличалось очень большим разбросом в лозунгах и требованиях. А в последние выходные было полное единство от Одессы до Луганска – федерализация и возвращение Януковича, как законного президента. Такое единство можно объяснить уже заработавшей организующей ролью России.
В этом случае ситуация проясняется. Смотря что иметь в виду под взятием Юго-Востока под контроль. Присоединять юго-восточные области к России, как Крым, Россия не будет, но будет добиваться фактической независимости этих областей от Киева через федерализацию и недопущение каких-либо силовых действий путчистов на этой территории. Это примерно, как Абхазия и Южная Осетия с 1991 по 2008 – официально в составе Грузии, но на их территорию не мог ступить ни один грузинский солдат.
Другой вариант – формирование на Юго-Востоке альтернативной Украины со столицей в Харькове и законным президентом Януковичем во главе. Такую альтернативную Украину большая часть мирового сообщества не признает, но Россия признает и будет поддерживать.
А вот насколько России удастся осуществить один из этих сценариев – пока не ясно. Слишком плохо всё организовано на Юго-Востоке, и если не считать роликов в Ютубе, где выступают какие-то люди в масках – нет признаков появления на Юго-Востоке боевых дружин, способных ответить насилием на насилие. А без этого у Юго-Востока нет шансов противостоять «Правому сектору».
4. Могут ли последние события говорить о том, что в мировой геополитике пройдена некая ключевая точка, произошло некое историческое событие, кардинальным образов повлиявшее на будущую картину мира? Можно ли говорить о начале новой эпохи и закате двадцатилетнего периода Pax Americana?
Скорее – да, но дело не в возвращении Крыма. Дело в санкциях и том, как Россия будет их преодолевать. Окончательно похоронен проект вхождения России в западное сообщество, ради которого Россия шла на огромные уступки во внешней политике и очень неэффективную внутреннюю, типа скупки на почти все нефтедоллары американских казначейских облигаций. Теперь у России развязаны руки – нет смысла идти на уступки, нет смысла вести экономическую политику в соответствии с «вашингтонским консенсусом», а санкции серьёзно ускорят в экономике процесс импортозамещения или, скажем, создания собственной элементной базы для электроники. Россия уже задепонировала свой стабилизационный фонд в 140 миллиардов долларов в гонконгском банке, чтобы американцы не смогли наложить на него арест.
Разгневанный Запад сам оттолкнул полузависимую от него Россию, и теперь она обрела 100%-ный реальный суверенитет. А значит, может быть полноценным геополитическим игроком, каким она не была ни в момент войны с Грузией в 2008 году, ни даже в 2013 году, когда сорвала американские планы войны против Сирии. Это действительно можно считать концом однополярного мира.
Комментарии