Германия грозит санкциями по требованию США, но не хочет кризиса с Москвой
На модерации
Отложенный
Алексей Шмидт рассказал в интервью ИТАР-ТАСС о реакции рядовых немцев и общественности на присоединение Крыма к территории России и как это может отразится на сотрудничестве между двумя странами.
- Крым присоединился, вернулся к России – таков примерно лейтмотив публикаций об этом событии в российской прессе. А каким термином характеризуют включение Крыма в состав России в немецкой прессе?
- Если говорить о немецких СМИ, по крайней о той их части, которая считается мейнстримом, то в них выработана однозначная позиция по поводу действий России в Крыму. И называется это все не иначе как "аннексией" с использованием обязательной мантры про нарушение международного права. Хотя стоит заметить, что ряд колумнистов, пишущих в крупных изданиях, настроены в отношении России не столь критически и считают сложившуюся ситуацию результатом экспансии Запада. Это относится в равной степени как к представителям левого фланга, таким как Якоб Аугштайн, так и право-консервативного, таких как Беттина Роль.
Понятие "аншлюс" в немецких СМИ используется с крайней осторожностью. Чаще всего пытаются строить параллели с известным периодом немецкой истории представители партии "зелёных" и различного рода брюссельские бюрократы. Как мне кажется, именно эти группы европейского истеблишмента наиболее критически и, я бы даже сказал, агрессивно настроены в отношении России и требуют введения санкций любой ценой. Этому поведению несложно найти объяснение, но это уведёт нас от темы разговора.
Также стоит отметить некоторую однобокость подачи ситуации на Украине. По данным программы ZAPP 80% всех репортажей и интервью по немецкому телевидению представляли революцию на Украине в позитивном свете. Но это вызывает у рядовых читателей и зрителей весьма серьёзное возмущение. Если почитать комментарии к репортажам об Украине на официальных сайтах немецких телеканалов или фан-страницах в социальных сетях, то можно заметить, что подавляющие их большинство наполнено возмущением и часто содержат такие слова как "пропаганда" и "антироссийская травля". Так же, судя по всему, доброй традицией во время данного кризиса стало оставлять в подобных комментариях ссылки на репортажи RT.
- Давно отмечено, что немецкая пресса почти всегда предельно критична к России, а вот рядовой немец обычно настроен куда дружелюбнее, даже несмотря на память войны. Каковы настроения рядовых жителей? Что говорят за кружкой пива?
- Если говорить про отношение рядовых жителей Германии к происходящему, то тут невозможно сформулировать однозначную позицию, так как люди придерживаются различных точек зрения. Но опросы, проведённые в Tagesspigel и Figaro, довольно однозначно говорят, что большая часть населения Германии настроена скептически относительно действий своего правительства и Евросоюза.
По данным ZDF Politbarometer (аналитической программы второго немецкого канала) 44% респондентов считают, что на действия России можно реагировать только дипломатическими средствами, 25% - что вообще не стоит реагировать и 26% желает введения санкций. При этом 46% респондентов считают, что санкции сильнее ударят по Германии и только 18% - что санкции больше вреда нанесут России.
Простые граждане не без основания опасаются, что ЕС и в первую очередь Германия ввяжутся в очередную авантюру по спасению Украины, которая в отличие от Греции является огромной и далёкой страной, и это спасение будет произведено за счёт простого гражданина. Простым жителям Германии не очень понятно, какие их интересы преследуются в этом конфликте, и что немецкие политики вообще делают на майдане. Многие, даже те, кто не особенно интересуется политикой, хорошо помнят, чем заканчиваются эксперименты по построению демократии - примеры Египта и Ливии у всех на виду.
Заканчиваются они еще большим хаосом, а платить за все приходится простым немцам.
Кроме того, у многих существует обоснованный страх, что в результате этого противостояния Германия ввяжется в торговую войну с Россией. А это сильно ударит как по рынку труда, где от экспорта в Россию зависит 300 000 рабочих мест, так и по поставкам газа и нефти. В результате бензин и коммунальные платежи, которые для многих немцев уже сегодня непосильны, лягут на плечи простых людей еще более тяжким бременем.
- Увеличился ли страх перед Россией, перед русскими?
- Я не могу сказать, что страх перед Россией возрос у простых немцев, я не вижу этого не среди моих знакомых, не в тех комментариях, которые я читаю в социальных сетях. Хотя попытки нагнетать ситуацию и выставить Путина агрессором, который любой ценой хочет восстановить Советский Союз, не прекращаются.
Основные страхи простых людей сосредоточены вокруг бытовых проблем, таких как безработица и цена газа, а не вокруг некой виртуальной войны, которой у Германии с Россией не может быть. Хотя бы потому, что Германия сегодня не обладает боеспособной армией. Так же немаловажный фактор опасений - это необдуманное включение Украины в ЕС в угоду политическому моменту и как следствие потоки социальных мигрантов из Украины. Сегодня в Германии не знают, как решить проблемы румынских цыган, ищущих в Германии лучшей жизни, и немцы просто не готовы к тому, чтобы открыть границу ещё и с 50 миллионной и совершенно нищей страной.
То есть основной источник опасности немцы видят вовсе не в России и "путинском режиме", а скорее в необдуманных действиях собственного политического руководства, которое давно уже оторвалось от реальности и, как многие не без основания полагают, занимается всем, чем угодно, кроме реализации национальных интересов.
- А что говорят про позицию Меркель по этому поводу? Не боятся ли ухудшения, а то и разрыва отношений с Россией – опять же на фоне ещё недавнего довольно близкого партнёрства?
- Разумеется, немецкие политики боятся ухудшения отношений с Москвой. Поэтому они скорее опасаются, чем хотят экономических санкций, которые серьёзно могут ударить по рынку труда и по карману простых граждан, а стало быть, и по политическим перспективам правящей коалиции.
Ещё ужаснее, но на что, на мой взгляд, совсем не обращают внимания, - это возможное влияние санкций не на экономику Германии, а на экономику стран юга Европы, прежде всего Греции, которая на 40 процентов зависит от российского газа и не имеет никаких серьёзных запасов. В случае санкций и перекрытия газа Германия теоретически может пережить лето на имеющихся запасах, но проблема в том, что страны юга Европы сразу же почувствуют результат на себе. А это приведёт сначала к остановке экономики Греции и её неминуемому банкротству, за чем последует банкротство остальных стран Еврозоны. Включая и Германию, которая держит ценные бумаги и гарантии Греции в размере близком к триллиону евро.
В целом позицию правящей коалиции я бы назвал умеренной. Она состоит в том, чтобы одновременно как можно сильнее надувать щёки и грозить санкциями, выполняя требования американских партнёров, с другой стороны, в том, чтобы избежать углубления кризиса с Москвой.
Тут важно понимать, что ЕС на нынешний день находится в предбанкротном состоянии. И у европейцев нет денег ни на поддержку Украины, ни на торговые войны. Но нужно как-то сохранять лицо, демонстрировать силу и сплочённость перед лицом "внешнего противника".
Беседовал Александр Цыганов
Блог автора :http://www.alexej-schmidt.de/
Комментарии
пиндостан практически не имеет экономических отношений с Россией в отличии от всех стран ЕС.
Поэтому и воняет больше всех.