Трижды присягнувшие
К пятнице 72 украинских воинских части, дислоцированных в Крыму, перешли под российскую юрисдикцию и торжественно подняли «триколоры». Их офицеры, солдаты и матросы сегодня мучительно обдумывают: как быть дальше?
Вариантов, собственно, три. Первый – бросить все к чертовой матери и уйти в запас пока политики разбираются. Но тогда чем жить, где работать? В Крыму, у развалин бывших советских заводов и фабрик, число вакансий близко к нулю. Хотя в грузчики или сторожа, наверное, возьмут бывших майоров и полковников.
Второй вариант – гордо напевая «Ще нэ вмэрла Украина» выбираться вместе с семьей, картиной, корзиной, картонкой и маленькой собачонкой на материк. И там продолжить службу под «жовто-блакитными» знаменами. Естественно, навсегда оставив «оккупантам» жилье у теплого моря и точно сознавая, что, скорее всего, годами ничего не получишь взамен. Потому что в карманах затрещавшей по швам державы пусто, как давно пусты карманы севастопольских нищих у Владимирского собора.
Наконец, вариант номер три – крымского домашнего адреса не менять, места службы и даже должности – тоже. Просто принять российскую присягу. Взять и перед строем громко зачитать: «Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество». При этом лучше позабыть, что всего несколько лет назад перед точно таким же строем (а может – и перед этим самым!) ты же чеканил совсем иное: «Торжественно присягаю украинскому народу всегда быть ему верным и преданным, оборонять Украину, защищать ее суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность, добросовестно и честно выполнять воинские обязанности, приказы командиров, неукоснительно придерживаться Конституции Украины и законов Украины, беречь государственную тайну».
Судя по всему, вариант номер три большинство личного состава 20-тысячной бывшей крымской группировки украинской армии нынче и выбирает.
Конечно, с точки зрения традиционного понимания офицерской чести «переприсяга» во все времена и во всех странах выглядела не здорово.
Но понятно, что Москва готова закрыть на это глаза, потому что так проще завершить острое вооруженное противостояние в Крыму без единого выстрела. Вот только когда военно-политическая пыль уляжется, неизбежно возникнет вопрос: что за многотысячное пополнение получили Вооруженные силы РФ? Очень боюсь, что ответ нас не обрадует.
Дело не только в глубокой душевной травме, которую наверняка у многих недавних защитников Украины оставит вынужденный переход под чужой флаг. Хуже другое: украинские военные годами подвергались глубокой идеологической обработке, суть которой: «Наш главный вероятный противник – Россия».
Если об офицерской трагедии с украинской присягой когда-нибудь напишут книгу, в ней обязательно должна быть глава о тех, кто не покорился. Кто бросал все и отступал в Россию, которая никого не заставляла переприсягать. Но и никого особенно не ждала.
Много шума 13 февраля 1992 года наделала история, случившаяся в авиагарнизоне Староконстантинов (Хмельницкая область, Украина). Шесть самолетов Су-24 базировавшегося там бомбардировочного полка взлетели и не вернулись. Они, чтобы уйти от украинских радаров, прошли над Белоруссией и сели на аэродром Шаталово (Смоленская область, Россия). Среди летчиков был командир полка и его начальник штаба. А в одной из «сушек» - Боевое знамя полка. Причина несанкционированного перелета – нежелание летчиков принимать украинскую присягу.
Но эти улетели, а другие – присягу в Староконстантинове приняли. Как приняли украинскую присягу и многие из тех, кто служил в ту пору в Крыму. Теперь они снова перед торжественным строем. Снова с текстом присяги. Только другой. Кто во второй, кто - в третий раз. Уверен: никому в голову не придет задавать этим офицерам вопрос: «Готовы ли вы воевать с Украиной?». Потому что ни мы, ни они воевать с Украиной не собираемся. И не будем.
Но трижды присягнувшие - зачем эти люди Российской армии?
Комментарии
- Дилетантизм чистой воды. Или, проще говоря, - полная ерунда.
В XVI – XIX веках офицеры давали присягу сплошь и рядом и помногу раз.
Другое дело измена, - переход на сторону врага в момент действия присяги.
«Присягают один раз» – это идеологическое клише.
Маршал Василевский, например, присягал три раза, и что? Кто-нибудь сомневается в том, что он верно и ооочень эффективно служил Родине?