О разработке российской подлодки пятого поколения

На модерации Отложенный

ВЗГЛЯД в своей публикации http://www.vz.ru/society/2014/3/19/677976.html сообщает, что Главком ВМФ впервые рассказал, какое имя получит проект новой серии российских неатомных подводных лодок – «Калина». Эти лодки пятого поколения должны, кроме того, получить и принципиально новую для российского подводного флота энергетическую установку. Этой критически важной оборонной технологией пока владеют только несколько стран Европы.

В среду главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил, что проект по разработке неатомной подводной лодки пятого поколения получил название «Калина», и напомнил, что новая субмарина получит воздухонезависимую энергетическую (анаэробную) установку. Повышение боевых возможностей неатомных субмарин, а также многоцелевых, как отметил Чирков, планируется обеспечивать за счет интеграции в состав их вооружения перспективных роботизированных комплексов. Кроме того, «в дальнесрочной перспективе предусматривается создание подводных кораблей нового поколения на базе унифицированных подводных платформ», добавил адмирал.

Основу подводного флота ВМФ сейчас составляют подлодки третьего поколения. Субмарины четвертого поколения типа «Юрий Долгорукий» (проект 955, «Борей») и «Санкт-Петербург» (проект 677, «Лада») только начали поступать на вооружение флота. С мая 2010 года «Санкт-Петербург» находится на опытной эксплуатации ВМФ. К четвертому поколению АПЛ также относятся корабли проекта 885 «Ясень». К 2021 году ВМФ планирует получить семь АПЛ «Ясень».

Пионерами в мировой разработке ВНЭУ стали немцы, имеющие огромные традиции подплава и создавшие проект U-212/214 с анаэробной установкой. Разработку проекта «Калина» ведет Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин». О разработке предприятием подлодок пятого поколения гендиректор бюро Игорь Вильнит сообщал в прошлом году. «Формирование облика корабля следующего поколения началось и идет с учетом замечаний и предложений, которые поступают в ходе эксплуатации кораблей предыдущего поколения и головных кораблей новых проектов», – говорил он.

Он рассказывал о проведении научно-исследовательских работ с целью определения облика будущего корабля. Наряду с головным конструкторским бюро в этом участвуют профильные институты Минобороны и Военно-морского флота, а также контрагенты «Рубина» – основные разработчики гидроакустических комплексов, радиоэлектронного оборудования, ракетно-торпедного оружия.

Результатами такой работы стали создание проекта атомной подводной лодки «Борей-А» и модернизация проекта 636 для ВМФ РФ, улучшенный проект подлодки «Лада».

Высокопоставленный представитель Главного штаба ВМФ заявлял ранее, что подводная лодка пятого поколения, разработка которой заявлена в госпрограмме вооружений (ГПВ) РФ до 2020 года, будет унифицированной как для баллистических ракет, так и для крылатых. Еще эти подлодки будут отличаться пониженной шумностью, автоматизацией систем управления, безопасным реактором и дальнобойным оружием (хочу напомнить, что американские АПЛ третьего поколения типа Los Angeles несут по 24 ракеты с дальностью стрельбы 11000 км, а многоцелевые АПЛ четвёртого поколения Seawolf находятся в строю с 2001 года).

Разработку ВНЭУ планируется завершить в 2015–2016 гг. А в 2016–2017 гг., по словам Чиркова, первая новая подлодка будет построена для ВМФ. Экспериментальную установку установят на второй подводной лодке проекта 677 «Лада». Первая лодка этого проекта «Санкт-Петербург» сейчас находится в опытной эксплуатации и использует обычную дизельную энергетическую установку.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных аналогов методом получения водорода. Чтобы не возить водород высокой чистоты на борту подлодки, в установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива.

Испытания воздухонезависимой энергетической установки должны были пройти в июне 2013 года на специальном стенде «Рубина» в Санкт-Петербурге. Как говорил газете «Известия» источник в главкомате, осенью 2012 года установка была опробована на опытной подлодке «Саров» в акватории Белого моря, и «были выявлены определенные проблемы в работе ВНЭУ, ненадежность некоторых узлов и агрегатов».

Кроме действующего «Санкт-Петербурга» заложены «Кронштадт» и «Севастополь». ВНЭУ должен получить «Севастополь» и «Санкт-Петербург» (при условии его удачных ходовых испытаний), а «Кронштадт» останется со старыми аккумуляторами, так как он в высокой степени готовности, и переоборудовать его еще не принятой на вооружение ВНЭУ не имеет смысла.

По словам председателя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игоря Курдина, в ряде стран, прежде всего в Германии и Швеции, проекты подобных лодок с ВНЭУ «реализованы в металле». «Во всем мире воздухонезависимые установки более известны как двигатель Стирлинга. Этот двигатель был запатентован более ста лет назад. Первая российская неатомная подводная лодка, на которой планировалось установить воздухонезависимую установку, была «Санкт-Петербург». Но, к сожалению, этот проект не пошел. Поэтому были вынуждены сделать обычную дизель-электрическую подводную лодку. Сейчас она остается экспериментальной и должна пройти глубоководные испытания на Северном флоте», – рассказал Курдин газете ВЗГЛЯД.

По словам Курдина, подлодки пятого поколения будут делаться на базе «Санкт-Петербурга», но главным будет создание воздухонезависимой установки, и «здесь есть большие трудности». «Создание воздухонезависимых установок – это единственный путь развития неатомных подводных лодок. Дизель-электрическим сто лет уже! Это «ныряющие» подводные лодки, потому что они вынуждены часто всплывать, чтобы производить зарядку аккумуляторных батарей. А воздухонезависимая установка позволит им оставаться под водой столько же, сколько могут атомные подлодки», – отметил эксперт.

В сравнении с АПЛ главным преимуществом подлодок с подобными установками Курдин считает их малошумность и более низкую цену.

«Атомные лодки – это турбины, а такую систему бесшумной никак не сделать. Даже такие технически развитые страны, как Япония, не имеют атомных подводных лодок, потому что считают, что это очень дорогое удовольствие. Поэтому дизель-электрические лодки должны быть заменены на подлодки с воздухонезависимыми энергоустановками», – уверен он.

Кроме этого Курдин напомнил про существующие ограничения. В Балтийском и Черном морях, согласно международным договорам, нахождение атомных подводных лодок запрещено (поэтому все атомные подлодки базируются на Северном и Тихоокеанском флотах), и «единственный выход – это создание лодок с воздухонезависимой энергоустановкой». Сейчас на Черном море у России осталась одна дизель-электрическая подлодка «Алроса». «При том что Турция, член НАТО, имеет 14 подлодок. Соотношение далеко не в пользу России», – подчеркнул эксперт, предположив, что именно на Черном море будут прежде всего востребованы подлодки следующего поколения.

Он напомнил, что на прошлогоднем Международном военно-морском салоне была выставлена голландская дизель-электрическая подводная лодка «Долфин». «Меня туда пригласили. Мне показали все, кроме кормового машинного отделения. По некоторым данным, у них там как раз установлена воздухонезависимая энергетическая установка, что является большим секретом, поэтому они нам ее и не показали», – полагает Игорь Курдин.

В свою очередь директор программы ПИР-центра по обычным вооружениям Вадим Козюлин согласен, что для России эта технология «исключительно необходимая». «К сожалению, для России она пока недоступна. Первые здесь немцы. Такая же технология есть у французов. Но, естественно, делиться ей с нами они не будут, поэтому нужно доходить своим умом. Это по силам сделать, так что названное Чирковым время и будет потрачено на то, чтобы приобрести эту технологию (правильнее было бы сказать – разработать, т.к. приобрести вызывает несколько иные ассоциации). Научный потенциал у России серьезный (весьма смелое, но не соответствующее действительности заявление). За последние 20 лет военные технологии ушли вперед (причем далеко), а все это время флот был в роли падчерицы», – сказал Козюлин газете ВЗГЛЯД (и где оказался в итоге тоже неоднократно писалось в имеющихся здесь публикациях).

По его словам, технология создания подобных силовых установок для России считается приоритетной, а для «данного проекта – ключевой». «Эта технология позволяет подводной лодке находиться под водой до двадцати, а то и более суток» (всего-то, а выше писалось, что воздухонезависимая установка позволит оставаться под водой столько же, сколько могут атомные подлодки), – отметил он, предположив, что подлодки будут востребованы на всех российских флотах.

Мне бы не хотелось обижать адмирала В.Чиркова, а заодно председателя ВПК Д.Рогозина, которые по любому поводу упоминают «перспективные роботизированные комплексы», которых фактически нет на подлодках. Есть автоматизированные системы управления и контроля, а это далеко не роботизированные комплексы. При тех массо-габаритах механизмов и оружия ПЛ автоматические исполнительные механизмы РК займут столько дополнительного места и увеличат вес ПЛ, что она может и не всплыть.

Выскажу свою точку зрения на унифицированную подводную платформу. Я могу это расценивать как бред дилетантов, хотя ее и продвигают В.Чирков и Д.Рогозин. Не может быть в подфлоте такой унификации, так как лодки стратегического назначения, многофункциональные, разведывательные, диверсионные весьма значительно отличаются по своей конструкции, составу оборудования и вооружения. Можно конечно спроектировать лодку, в которую будут входить любые типы из перечисленного. Но для этого потребуется создать огромный резерв свободных объемов, запас энергообеспечения, установить лишние стойки с электронным оборудованием и др. А это оборудование кто-то должен будет знать, уметь грамотно использовать и эксплуатировать. Далеко не лучшим образом это скажется и на общей надежности подлодки. И будет ли хоть кому-то нужен подобный монстр???

Здесь в публикациях уже не раз говорилось, что первопроходцы модульного направления в надводном судостроении уже от него отказались по целому ряду указанных в них причин. Наши же «идеологи» почему-то не желают учиться на чужих ошибках, видимо свои шишки на лбу им больше нравятся.

Весьма важным фактором унифицированных систем является их долгосрочное использование с возможностью периодической модернизации. Но при разработке и изготовлении столь сложных изделий, как подводная лодка, в российских условиях она уже морально устаревает к сроку своего вступления в строй. В качестве этого можно привести совсем свежий пример из недавних публикаций про новейший гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора», установленный на АПЛ последних типов. Его разработка началась лет 30 назад, но при этом он считается «новейшим», хотя до сих пор не работает должным образом и не обеспечивает предъявленных к нему требований.

Никто не спорит, что определенная унификация должна быть, но ограничиваться она должна разумной номенклатурой ПЛ, предназначенных для специализированных целей. Ибо любая универсальная техника заведомо хуже исполняет свои функции, чем специально для этих целей созданная. А в условия современных боевых действий от военной техники и будут требоваться предельно возможные качества. И победителем в них будет тот, кто сможет их реализовать. И понимать это должны и Главком ВМФ, и председатель ВПК.

Ну а название «Калина» вообще, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики. Какое отношение это растение имеет к морской тематике. Ведь есть масса хороших наименований морских рыб и зверушек, которыми можно было назвать новую подлодку. А с этим названием в сети уже ассоциируют новую подлодку с печально известной продукцией АвтоВАЗа, прогнозируя ей аналогичную участь. Ведь известно, как лодку назовешь, так она и плавать будет.