5 признаков истинного гения

На модерации Отложенный

Именитый американский журналист Уолтер Айзексон, написавший биографии Стива Джобса, Альберта Эйнштейна и Бенджамина Франклина, выступил недавно с лекцией о том, какие черты отличают великих лидеров. Вот его главные мысли.

5 признаков истинного гения

1. Страсть к совершенству

Самое главное, что нужно знать о гениях — гениальность не равняется интеллекту. «В определенный момент жизни становится очевидно, что умных людей полным-полно. Особенным человека делает воображение. Способность мыслить иначе», — говорит Айзексон.

Гении — и Стив Джобс тому яркий пример — перфекционисты, почти что помешанные. Айзексон рассказывает историю из детства Джобса, когда тот строил забор вместе со своим отцом, автомобильным механиком. Отец рассказал Джобсу, что важно сделать внутреннюю сторону забора столь же красивой, как и внешнюю. Юный Стив поинтересовался у отца, зачем: все равно никто ее не увидит. Отец ответил: «Но ты-то увидишь».

Этот урок Джобс пронес через всю свою карьеру в Apple, дотошно вникая в самые незаметные, скрытые от потребителя детали, вроде расположения плат на первом компьютере Macintosh. И это, говорит Айзексон, одно из объяснений гениальности Джобса. «Настоящий художник интересуется даже невидимыми частями». Вот почему ему удалось построить столь долговечную и революционную компанию. «Многие компании нацелены только на прибыль, — говорит Айзексон. — Если вы хотите создать компанию, которая будет жить долго, нужно сосредоточиться на хороших продуктах. Если для вас действительно важны хорошие продукты, со временем появится и прибыль».

2. Любовь к простоте

Красота продуктов Apple, конечно, состоит в их простоте. Это, говорит Айзексон, еще один предмет одержимости истинных гениев. Когда Джобс начинал работу над iPod, он был зациклен на том, чтобы до любой песни в библиотеке iPod можно было добраться за три клика. «Он сказал подчиненным не показывать ему устройство, пока не получится три клика», — говорит Айзексон. В силу этого отчаянного стремления к пустоте команда изобрела ловко продуманное колесико, которое позволяло пользователям пролистывать песни, не кликая на них.

Это соответствовало стандартам простоты Джобса. Но большая кнопка включения им не соответствовала.

«Зачем она нам нужна?» — спросил Стив. Ответ, как мы теперь знаем, состоял в том, что iPod не нуждается в кнопке включения-выключения, а может включаться или выключаться самостоятельно.

3. Умение заставить других сделать немыслимое

«Со Стивом было очень неприятно работать, но он собрал вокруг себя самых лояльных людей и вынуждал их делать то, что они сами не считали возможным», — говорит Айзексон. Фокус Джобса был в том, чтобы не поддаваться на сомнения и колебания других людей. Наоборот, когда сотрудники или коллеги заявляли, что задача неразрешима, Джобс просто пялился на них, а потом говорил: «Не бойтесь. Вы это можете». Именно так он убедил сотрудников, что они могут сократить время загрузки первого Macintosh на 10 секунд. В итоге команда Apple, поначалу считавшая это невозможным, смогла сократить время загрузки на целых 28 секунд. «Стив мог доводить людей до безумия, — говорит Айзексон, — но также вводить их в состояние, в котором они творили немыслимое».

4. Способность усомниться в других гениях

Об этой черте Айзексон узнал из биографии Эйнштейна. Тот вышел на научную сцену через несколько столетий после Исаака Ньютона, великого мыслителя, чьих теорий придерживалось все научное сообщество во времена Эйнштейна. Но лишь оспорив одну из теорий Ньютона, Эйнштейн набрел на теорию относительности.

«Ньютон говорил, что время идет секунда за секундой, независимо от того, как мы за ним наблюдаем», — замечает Айзексон. Эйнштейн же отказался принимать эту версию за чистую монету и вместо нее выработал другую — что время относительно и связано с нашим состоянием в пространстве. «Эта способность мыслить иначе, выйти за пределы и сделала его Эйнштейном», — говорит Айзексон.

5. Уважение к разнообразию

Бенджамин Франклин, по словам Айзексона, обладал качеством, какое люди обычно не ассоциируют с фигурой гения. Его гений проявлялся в терпимости. «Он понимал, что общество более разнообразное, более терпимое к каждому человеку будет и более сильным», — говорит Айзексон.

С терпимостью приходит и скромность, способность смириться перед чужим мнением. «Большая часть креативных идей приходит тогда, когда группа людей играет вместе, прикрывают слабости друг друга, укрепляют сильные стороны друг друга, — говорит Айзексон. — Снова и снова видишь мудрость Франклина — умение объединять людей. Это часть его гениальности».