Украинские уроки для союзных олигархов
На модерации
Отложенный
Украина уже не в первый раз становится своеобразным испытательным полигоном для процессов, которые затем планируется запускать в других постсоветских республиках. Так, арест одного из центральных украинских олигархов Д. Фирташа в Вене можно считать одним из таких прецедентов. Источники в Group DF всячески открещиваются от связи ареста с политикой, кивая на инвестпроект в Индии, в котором бизнесмен участвовал 8 лет назад. Действительно, зачем ФБР (читай: США) обращать внимание на текущие события — займёмся пока древними махинациями. Посмотрим же, какие уроки могут вынести миллионеры и миллиардеры из последнего киевского переворота и связанных с ним событий..
1. Безопасность нельзя купить
Процесс вывоза материальных ценностей за рубеж, с целью создать «нычку» на непредвиденный случай, стартовал даже раньше начала масштабной приватизации. Ни патроны, ни деньги никогда не бывают лишними, а потому он вполне успешно продолжается и сейчас. Когда-то, в начале нулевых, лицом такой легализации был Р. Абрамович с его покупкой «Челси» и безумными (по тем меркам) тратами на лондонскую недвижимость. Теперь, через почти 15 лет, лица как такового нет, география расширилась, а дома и иностранное гражданство покупают вполне заурядные люди. Впрочем, речь все же о незаурядных.
Пример с ближайшим окружением В. Януковича демонстрирует всю меру правового беспредела современной мировой финансовой системы. Вполне честно украденные, по всем правилам отмытые и выведенные на зарубежные счета средства можно, оказывается, взять и арестовать. И многолетняя деятельность по созданию тихой гавани со свечным заводиком, враз теряет смысл.
О необходимости возврата вывезенных в офшоры средства и регистрации российских активвов в российской юрисдикции В. Путин заговорил ещё летом 2013 г. Но «деофшоризация сверху» понравилась не всем: что же это за свободный рынок такой — ввозить в Россию деньги, а не вывозить их из неё? Пример Украины — чёткий сигнал: ваши деньги на самом деле не ваши. Не имеют значения ни вина, ни её мера. Никто (даже будущие предатели) не имеет гарантий безопасности своих миллионов. Только иллюзию таких гарантий.
2. Отсидеться на заборе не получится
Ошибутся те, кто считает своё неучастие в переворотах (или в противодействии им) достаточной гарантией неприкосновенности. Участия избежать не удастся, сторону придётся выбрать. К нежелающим выбирать относиться будут как к противникам (обе стороны). Поэтому выбирать лучше уже сейчас.
Приготовьтесь к потерям: счета, активы, резиденции, 60 тыс. тонн нефтепродуктов. Ну а если вы тайно жаждете переворота и хотите ввергнуть свою страну в хаос — приготовьтесь этот переворот оплатить (без гарантий поучаствовать в последующем мародёрстве).
Иными словами, в случае разворачивания в РБ, РК, РФ сценария дестабилизации, подобного украинскому, в него, так или иначе, будет вовлечён весь крупный бизнес этих государств. И заплатит за него тоже он.
3. Участие в перевороте ещё ничего не гарантирует
Вы многие годы поддерживали режим, но вдруг решили воспользоваться моментом и принять участие в перевороте? Преследуя при этом, разумеется, еще и свои цели, куда же без этого.
Спасибо за помощь, вот вам ордер на ваш арест. Ваши активы будут признаны нажитыми незаконным путём, новые власти их продадут. А вас экстрадируют в США, где вы повторите судьбу П. Лазаренко [экс-премьер-министр Украины, осуждённый в США за отмывание денег]. И совсем неважно, кто именно заложил вас суровому американскому правосудию. То ли Ю. Тимошенко, у которой к вам личные счёты. То ли А. Яценюк, который был вынужден терпеть рядом с собой другого лидера оппозиции — вашего протеже В. Кличко. Главное, что ваши активы не просто генерируют прибыль, но и позволяют оказывать влияние на мировые рынки (удобрений и титана). А это уже непозволительно для бизнесмена, который не находится под американской «крышей».
Нет никаких оснований считать, что такое могло произойти только с Д. Фирташем и не повторится с кем-то другим.
4. Зону безопасности можно только создать
Единственный выход, как ни банально это прозвучит, — укрепление собственного государства. Несмотря на то, что традиционная методика сверхобогащения предусматривает как раз противоположную логику: разложение государства, превращение его в контору, обслуживающую интересы ТНК.
Украинская элита последовательно, в течение 23 лет занималась разложением государства. УССР была единственным государственным опытом на территории Украины за последние три поколения. Следствием разложения этого опыта стал откат общественных отношений к предыдущему опыту — Дикому Полю. Совершенно естественно, что люди, живущие в неких границах, но неспособные создать в пределах этих границ дееспособное государство, не могут быть хозяевами того, чем они владеют. Именно такой логикой руководствовались все колонизаторы. И хоть времена великих географических открытий миновали, логика ничуть не изменилась.
Украинские элитарии за 23 года не смогли договориться даже об общих правилах приватизации прибыли и национализации убытков. Вместо этого они устраивают перевороты, вовлекая в них иностранных агентов влияния. Или наоборот, сами выступают подручными таких агентов, это неважно. Едины они только в одном: вывозе своих капиталов в офшоры, потому что любые инвестиции на родине (кроме сверхдоходных) слишком рискованны из-за устроенного ими же самими бедлама.
Увлекшись приватизацией государственной собственности, украинские олигархи приватизировали государственные функции и само государство. Что не могло не спровоцировать войну. Очередной этап этой войны мы наблюдаем и описываем уже который месяц.
Нам видится лишь один способ избежать украинского сценария в союзных республиках:
1. Не допускать приватизации государства и государственных функций крупным бизнесом, как бы он ни был близок к главе государства;
2. Деофшоризация должна быть продолжена. Административными мерами её не провести, значит пора приступить к экономическим — проблема евразийских офшоровактуализируется новыми обстоятельствами.
3. Следует заручиться (в рамках Евразийского союза) взаимными гарантиями противодействия реализации украинского сценария. Валить власть в одной из союзных республик будет сложнее, если остальные республики будут этому активно противодействовать.
Ну и стоит, конечно, в неформальной обстановке обсудить новый украинский опыт с представителями национального бизнеса. В стиле: «Так что, ребята, как дальше жить думаете?»
Комментарии