Ленинградские инновации.

В сентябре состялся решающий штурм города Ленинграда.

Сторонники штурма Ленинграда в немецком командовании сумели отстоять право на решающий штурм города,несмотря на то что Гитлер обьявил северное направление второстепенным.

12 сентября 1-я танковая и 36-я моторизованная дивизии продвинулись на большую глубину, выйдя к шоссе Детское Село –Петергоф."

Неецкий войска ворвались в Красногвардейск и это поставило город Ленинград на грань захвата.

ОТ МАНЕВРЕННОЙ ОБОРОНЫ К ГЛУБОКОЙ ЭШЕЛОНИРОВАННОЙ ОБОРОНЕ

С прибытием Г.К. Жукова по свидетельству очевидцев тех событий принципиально изменился стиль руководства войсками.

Его новые меры можно перечислить примерно так:

1.Замена стратегии оборонительных действий.

Тактика К.Ворошилова--"маневренная оборона" перестала быть приоритетом командования СЗН.

Целью нового командования стало построение глубоко эшелонированной обороны.Этому не уделяло внимание прежнее командование СЗН.

2.Прекратился отрыв людей от исполнения прямых обязанностей.Это на самом деле очень важная мера.

Суть состояла в том что время более не тратили на лишние разговоры, длинные совещания и заседания, прием подчиненных осуществлялся точно в назначенное время, все вопросы стали решаться оперативно, без промедления.

При К.Ворошилове совещания занимали едва ли не половину их рабочего дня и коандный состав обязан был на них присутствовать--что резко отвлекало их от выполнения служебных обязанностей

Георгий Константинович в той непростой обстановке вполне доверял подчиненным, но в полной мере и требовал с них конкретного результата. Это сразу сказалось на работе органов военного управления Ленинградского фронта.

Вспоминал Главный маршал авиации А.А. Новиков,

«…С прибытием Жукова - мы почувствовали себя как-то увереннее, спокойнее, и работа пошла веселее, четче, организованнее…

И ничего, казалось бы, особенного при Жукове не случилось, просто изменился характер нашей обороны –она стала более эффективной. Возможно, то же самое сделали бы и без него. Обстановка все равно заставила бы.

Но если бы произошло это позже, менее твердо и целенаправленно, без такой, как у Жукова, жесткости и смелости, и должный результат сказался бы не столь быстро, как тогда требовалось» .

Подчиненные ощутили глубину и всестороннюю взвешенность принимаемых им решений, четкость приказов и распоряжений, его неукротимую волю и энергию.

3.Замена командования СЗФ

По требованию Жукова с своих постов были смещены более 20 членов командного состава СЗФ

По его просьбе были заменены начальник штаба фронта, командующий 42-й армией, другие командиры и начальники.

Так, начальником штаба фронта был назначен генерал М.С. Хозин, а командующим 42-й армии

Оборонявшейся на наиболее опасном –южном направлении (в районе Пулковских высот), соратник Жукова по Халхин-Голу генерал И.И. Федюнинский.

4.Централизация управления.

Хотя противник находился всего в нескольких километрах от города,Г.К. Жуков приказал командные пункты армий и дивизий убрать из города и перенести их ближе к войскам.

Проанализировав обстановку, Георгий Константинович пришел к выводу, что противник вынужден действовать, рассредоточив войска по трем группировкам, на широком фронте. При этом главные его силы шли на Ленинград с юга.

Из-за плотной застройки пригородов и лесных массивов немецкие войска вынуждены были наступать преимущественно вдоль дорог.

На всех путях движения войск противника немедленно была организована система артиллерийского огня, авиацией фронта и Балтийского флота по противнику наносились бомбовые удары, оборудовались инженерные заграждения.

Жуков принял меры для обеспечения централизации управления всей артиллерии, в том числе и корабельной.

При этом он запретил минирование кораблей и принял меры к максимальному использованию мощи их артиллерии для защиты города.

5.Специалисты для Ленинграда и артилеррия

Для оказания по-мощи в организации боевого применения артиллерии Г.К. Жуков обратился к Сталину с просьбой о направлении под Ленинград специалистов по применению артиллерии, генералов Н.Н. Воронова и Л.А. Говорова.

Ставка пошла навстречу просьбе командующего фронтом, направив в Ленинград начальника артиллерии Красной Армии Н.Н. Воронова с группой специалистов-артиллеристов.

В короткий срок на подступах к Ленинграду была создана глубокоэшелонированная, раз-витая оборона на всех наиболее уязвимых направлениях.

При этом основное внимание было уделено наиболее опасному - Пулковскому направлению.

В экстренном порядке были приняты меры по созданию глубокой противотанковой оборо-ны.

По решению Г.К. Жукова значительная часть зенитных орудий ПВО города была включена в систему противотанковой обороны (при этом особое внимание было уделено полосе 42-й армии).

Противотанковая оборона здесь строилась на системе противотанковых опорных пунктов, сочетавшихся с комплексом различных инженерных заграждений.

В первую очередь прикрывались основные танкоопасные направления, на которых создавалась небывалая с начала войны плотность противотанковой артиллерии.

Опыт борьбы с танками был в последующем использован им в битве под Москвой. Характерно, что для маскировки и сохранения противотанковой артиллерии был использован опыт боев у Халхин-Гола.

Для батальонных и полковых орудий, которые хорошо просматривались противником с занятых им господствующих высот, были подготовлены укрытия с перекрытиями из рельс и бревен, выдерживавшие попадание 152 мм снарядов.

Смело был проведен маневр силами и средствами.

Наиболее опасное южное (Пулковское) направление было усилено за счет менее активных участков, в частности части сил и средств 23-й армии, оборонявшейся на Карельском перешейке.

Первые результаты не заставили себя ждать.

Так, в третьей декаде сентября радио-разведчики перехва-тили несколько немецких радиограмм, из которых было видно, что с утра следующего дня начнется наступление на Колпино шести дивизий противника.

Получив эти данные,командующий приказал стянуть максимум артиллерии (не менее 600 орудий) к Колпино, в результате противник получил достойный отпор .

По настоянию Г.К. Жукова изменился характер боевых действий, была обеспечена высо-кая активность обороняющихся войск, организованы контрудары с Ораниенбаумского плацдарма и с Невского пятачка.

С 13 сентября практиковалось проведение артиллерийской контрподготовки.

Для дезорганизации управления вражескими войсками широко применялись тактические морские десанты.

ИНЫЕ РЕЗЕРВЫ

Жуков постоянно искал новые источники для создания боеспособных частей,которых не хватало для защиты города.

В срочном порядке было организовано развертывание дополнительного формирования стрелковых частей.

Были сформированы отдельные стрелковые бригады из моряков Балтийского флота и курсантов учебных заведений Ленинграда.

На южной окраине города была развернута дивизия НКВД, усиленная 100 орудиями.

Жуков «сумел, причем в самый критический момент, мобилизовать на отпор врагу те дополнительные силы, которые еще имелись в войсках и городе.

Путем быстрого формирования новых частей и внутренних перегруппировок были накоплены небольшие резервы и найдены войска для создания второго эшелона 42-й армии и занятия внешнего оборонительного обвода Ленинграда».

По свидетельству офицера охраны генерала Жукова А.П. Дмитренко Георгий Константинович находил резервы в, казалось бы, неожиданных местах.

Так, во время одного из первых выездов в одну из дивизий на Пулковских высотах он увидел, что на небольшом расстоянии от города до переднего края было размещено порядка 15 застав по 15-20 человек, поставленных для проверки документов.

Решение было принято незамедлительно

Заставы минимальной численности были оставлены только на важнейших перекрестках на выезде из города, высвободившийся личный состав был направлен на передовую.

НИ ОДНОГО ШАГУ НАЗАД

"Ни одного шагу назад"--эти слова первыми применил именноГ.К.Жуков в Ленинграде.

Исключительно важно было в те критические дни преодолеть так называемый «отступа-тельный синдром», укрепить дисциплину и порядок в войсках.

Тем более были зафиксированны случаи братания советских солдат с немцами...

Необходим был психологический перелом защитников города.

Своей уверенностью, спокойствием, твердостью руководства Г.К. Жуков заставил поверить своих непосредственных подчиненных, а через них и всех защитников города в то, что город на Неве врагу сдан не будет. Ленинградцы встали насмерть.

Моральному перелому в настроениях защитников города во многом способствовал суро-вый приказ, подписанный Жуковым в один из самых критических дней - 17 сентября 1941 года. Он гласил:

«1. Учитывая особо важное значение в обороне южной части Ленинграда рубежа: Лигово, Кискино, Верх. Койрово, Пулковских высот, района Московская Славянка, Шушары, Кол-пино, Военный совет Ленинградского фронта приказывает объявить всему командному, политическому и рядовому составу, обороняющему указанный рубеж, что за оставление без письменного приказа Военного совета фронта и армии указанного рубежа все командиры, политработники и бойцы подлежат немедленному расстрелу.

2. Настоящий приказ командному и политическому составу объявить под расписку. Рядо-вому составу широко разъяснить.…» .

Не менее жесткие указания были направлены Г.К. Жуковым 22 сентября командующему 8-й армией:

«Если 8 Армия допустит захват немцами Петергофа, немцы нам разгромят Кронштадт.

8 Армия своими действиями не только подводит Ленинградский фронт, но играет преда-тельскую роль. В то время как 23, 42, 55 А блестяще отражают все атаки немцев, нанося им громаднейшие потери, 8 Армия, имея против себя 3-4 тысячи немцев с 10 – 20 танками, позорно разбегается при первом выстреле. Военный совет бездействует, настроен больше на эвакуацию, а не на упорный бой. Такой Военный совет вполне заслуживает суровой кары, вплоть до расстрела.

Я требую: Щербакову, Чухнову, Кокореву выехать в 2 дно, 11 сд, 10 сд и лично вести их в бой. Шевалдину и Кокореву предупредить командиров всех степеней, что они за самовольное оставление Петергофа и оборонительных позиций южнее Петергофа будут расстреляны как трусы и изменники.

Всем объявить –НИ ОДНОГО ШАГУ НАЗАД. …» .

ТЯЖЁЛОЕ ВРЕМЯ

Требования были предельно жесткими, но другого пути в той обстановке не было. Войска, жители города убедились –об отступлении, о сдаче города не может быть и речи. В последнее время периодически появляются публикации обвиняющие Г.К. Жукова в чрезмерной жестокости в тот период.

По свидетельству офицера охраны Георгия Константиновича А.П. Дмитренко, безотлучно находившегося с командующим в те дни «Жуков был исключительно собран и требователен к себе и к подчиненным.

Но требовательность его не имела ничего общего с теми измышлениями, которые периодически появляются в прессе, будто бы он самолично расстреливал в Ленинграде чуть ли не батальоны

Хотя бы потому, в годы войны Георгий Константинович никогда не имел с собой личного оружия, да в этом и не было необходимости, поскольку достаточно хорошо были вооружены мы, отвечавшие за его охрану».

Георгий Константинович в те дни работал с исключительной самоотдачей. Об этом свиде-тельствуют его соратники, бывшие рядом с ним в те тяжелые дни.

Вспоминал начальник штаба фронта генерал М.С. Хозин:

«Бои были напряженные, не ослабевали ни днем ни ночью, - Меня удивляло, что Георгий Константинович совсем не отдыхал. Я, как начальник штаба фронта, был постоянно при нем и, случалось, засыпал за столом, а он нет.

С присущей ему твердой волей, решительностью, настойчивостью продолжал руководить войсками и добиваться успеха. Я не видел, чтобы в самое тяжелое время, когда, казалось, уже нет выхода из создавшейся обстановки, Жуков хоть на мгновение растерялся и не нашел бы верного решения» .

Вспоминал генерал И.И. Федюнинский:

«Почти каждый день в тот исторический сентябрь, , - я имел самое тесное общение с Г.К. Жуковым. По телефону разговаривал по нескольку раз в день. Часто он приезжал в армию. И, что особенно важно, каждый разговор, каждый приказ командующего чему-то учил нас, что-то подсказывал нам» .

Свидетельствует участник обороны Ленинграда генерал В.Ф. Грузенберг:

«В те тяжелые, , - Георгий Константинович постоянно находился на передовой, на самых опасных участках. Его железная воля, твердый ум, дальновидность и колоссальная энергия, умноженные на героизм войск, бесстрашие и самоотверженность ленинградцев, позволили не только не допустить противника в Ленинград, но и заставили командование вермахта отказаться от наступления, перейти к обороне» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Такой новый для советской армии подход в итоге и помог отстоять город в ре решающие дни сентябрьского штурма.

Во многом это был переломный момент не только военной кампании,но и для РККА.Создавалась новая военная стратегия,взамен устаревшей.