Образы родины

На модерации Отложенный

Образ родины. Думая о своей тяге к посещению кладбищ, я склонен был одно время считать её одной из своих многочисленных фобий. Одним из средств бегства от грубой житейской реальности. Сродни сексу, алкоголю или наркотикам. Бродя среди могил, я часто погружался в состояние благостной дремы. Но моя кладбищенская дрема не была похожа на алкогольную. Мой пьяный мозг был лишен возможности рождать светлые мысли, избирая в качестве утешения одну из негативных, чтобы затем совершать вокруг неё своё беспрестанное кружение. Тогда как мыли, рождаемые моим сознанием в состоянии благостной дрёмы, либо не были моими, либо на пути из омута подсознания кем-то или чем-то очищались. Нечто похоже, как мне казалось, могли испытывать слушатели древних былин, собиравшиеся тесным кругом вокруг сказителя. Когда тот, плавно перебирая струны гуслей или домры, пел своим слушателям о деяниях их славных предков. Ушедшие поколения могут выступать в роли фильтра, очищающего мятежные мысли живущих. В чем я смог лишний убедиться, присев на одну из кладбищенских скамеек. Предметом моих раздумий стал образ родины, присущий многим народам. Для русского человека образ родины может быть неразрывно связан с видом лесного ручья, неоглядным простором полей и погоста. Для поляка со звуками святой мессы. Для цыгана с видом дороги. Для иудея образ родины может быть связан с мечтой о восстановлении храма. Но образ родины способен помутиться. Кто-то начнет связывать образ родины с личным богатством.

Кто-то с властью. Кто-то может и вовсе его утратить. Общая способность всех образов родины заключена в их способности вызывать чувство тоски. Самым доступным лекарством от этой тоски является песня. Для русского человека - былинные распевы. Стало быть, если образ родины у всех народов индивидуален, то те чувства, которые он способен родить в их душах, одинаков для них всех. Эти чувства и могут стать тем началом, какое позволит одним народам относиться с пониманием к чувствам других. Коль чувства у всех народов, в отличие от их языков и приоритетов, одинаковы, то и родина у них у всех может быть общей. И вполне возможно, что родина эта не так уж и далека. Ведь для понимания музыки Баха не требуется переводчик. Высокая душевная тоска способна рождать слова и образы. Но я до неё пока не дорос. Моим уделом стала благостная дрема. Благодаря которой я стал получать ответы на те вопросы, без решения которых моя душа могла бы оказаться на чужбине. Мучаясь в тисках гордыни, блуда и умозрительных порывов, принимаемых за откровения. Ведь и зло в нашем мире тоже интернационально. А некоторые из наших усопших, как писал Паисий Святогорец - это подсудимые, люди, попавшие в рабство. * ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ *Из шестого тома «Слов» преподобного Паисия Святогорца «О молитве», М., Орфограф, 2021, стр.151.