ЗАЧЕМ СТОЛЬКО ЛЖИ?

Мне было 13, когда Сталин начал войну с Финляндией. Красная Армия перешла границу, и на следующий день советский народ услышал по радио: «В городе Териоки восставшими рабочими образовано Временное народное правительство Финляндской республики. Отец сказал: «Вот видишь, ни одна страна не сможет с нами воевать, сразу же будет революция».
Я не поленился, достал карту, посмотрел и сказал: «Папа, а ведь Териоки прямо рядом с границей. Похоже, что наши войска вошли в него в первый же день. Не пойму — какое восстание и народное правительство?»
И вскоре оказалось, что я был абсолютно прав.
Вот тогда-то я, почти еще ребенок, но, видимо, с зачатками понимания политики, впервые подумал: «Как же может наше правительство так врать?»
А через 2 года, после нападения Гитлера, когда я, 15-летний подросток, работал санитаром в госпитале, я разговаривал с ранеными, которых привозили из-под Ржева. И то, что они рассказывали о том, как идет война, настолько отличалось — особенно если речь шла о потерях— от официальной пропаганды, что доверие к власти полностью исчезло.
Уже много десятилетий спустя я узнал, что из ребят 1921-1923 г. рождения, мобилизованных в первый год войны, живыми и здоровыми вернулись — 3 из каждых 100 человек. (Между прочим, наши историки и генералы до сих пор врут, намного преуменьшая — для чего, спрашивается — наши потери.)
А в 1968 наши танки вошли в Прагу, и я помню, как в райкомах партии по всей Москве собирали лекторов, пропагандистов и агитаторов, чтобы дать им официальную установку : наши войска на 2 ч а с а (!) опередили ввод в Чехословакию войск НАТО.

Кстати, потом то же самое будут говорить об Афганистане.
А еще я помню историю со сбитым южнокорейским пассажирским авиалайнером, когда погибли сотни людей. Официальная версия гласила, что самолет просто ушел в море, всем выезжавшим за границу строго-настрого было приказано только это и говорить.
А Чернобыль, когда простые советские люди, поверившие в официальную линию («всего лишь авария») писали в «Правду» письма с протестом. Против чего? Против того, как довели атомную станцию до катастрофы? Да нет, что вы! Против бессовестной клеветы западных средств информации, которые брешут что-то о радиоактивности, об угрозе жизни людей.
А сейчас, когда студенты спрашивают: «Действительно ли советская система была самой бесчеловечной и кровавой?», — я отвечаю: «Нет, был и Чингисхан, и Тамерлан, и Гитлер. Но вот более лживой системы, чем наша, не было в истории человечества».
Георгий Мирский  Заслуженный историк РФ главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор исторических наук.
ОТСЮДА 
черч