Поезд "Минск-Симферополь": как хотят разделить Украину

На модерации Отложенный
Пенсионер Григорий в плацкартном вагоне поезда Минск - Симферополь заводит разговор о том, что отдал бы Украину "батьке". "У вас, в Беларуси, порядка больше, предприятия работают, БелАЗы даже Чавес покойный покупал", - объясняет свою позицию. Он живет в Черниговской области, в приграничье, об уровне жизни в Беларуси "узнает от друзей и из белорусского телевидения".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Украинцы с Востока предлагают разделить страну на три части

На платформе, откуда отправляется поезд Минск - Симферополь, не особо многолюдно. Несколько пассажиров, проводники и мужчина, который пытается уговорить народ передать в Украину лекарства. Никто их, правда, не берет. Уже позже в вагоне проводники предположат, что люди не хотят ездить в Крым, потому что смотрят телевизор и видят, насколько там неспокойная ситуация.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

До пересечения границы то, что поезд едет в Крым, выдают лишь разговоры проводников. Один из них общается по телефону с родными и обещает дальше вокзала в Симферополе никуда не ходить. Затем кому-то звонит и предполагает, что в Симферополе можно купить дешевле, чем у нас, сало. Беседа других проводников касается курса гривны, которая по отношению к доллару заметно сдала, а значит, цены на товары в поезде в гривнах повысились примерно на 10%.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В плацкартном вагоне из Минска в Запорожье едут Юлия и Александр Кредичи с двумя детьми. В вагоне пахнет кофе, играет русская попса. В Беларусь Юлия и Александр приезжали к родственникам, сейчас возвращаются в родной шахтерский город Марганец в Днепропетровской области и говорят, что абсолютно не поддерживают то, что происходит в Киеве. Юлия работает в городском газовом хозяйстве и зарабатывает 1500 гривен, муж уже 12 лет трудится в России. То есть основной доход в их семью поступает за счет российской зарплаты.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Юлия считает, что Украине нужно разделиться на три части – западную, восточную и Крым. У западной столица будет в Киеве, восточной – в Харькове, в Крыму – в Симферополе.

- И мы будем в сто раз лучше жить, чем "западенцы", - говорит она. – "Западенцы" хотят взять власть и за счет нас жить. Мы туда не ездим и ездить не будем. На лыжах покататься приезжаем в Минск, потому что цены в Украине в несколько раз выше, чем у вас.

По словам собеседников, в их родном городе спокойно. Правда, мэра города пришлось снять, вместо него обязанности исполняет заместитель, которого недавно избили, а так никто не митингует, потому что все работают. Потому что если остановятся все 14 шахт в городе, остановится город. У родственника шахтера зарплата порядка 600 долларов - и это считается хорошо для их города. В шахтах Марганца добывают руду, покупает ее в основном Россия. В декабре-феврале из-за того, что шахты работали только на нужды Украины, люди выходили на работу по два-три дня в неделю.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Следуя этой логике, и Юлия, и Александр хотят больше быть связаны с Россией, чем с Украиной. Говорят, что даже если они вдруг станут частью России, конкретно их семья ничего не потеряет. Более того, им не придется учить украинский язык, который, по их мнению, пытаются навязать "западенцы".

- Я ничего не имею против людей, которые сидели на Майдане. Но зачем они начали убивать друг друга? – задается вопросом Александр.

- Это как игра компьютерная, стрелялка. Она закончится, когда закончатся деньги в стране. Тогда помощи у России будут просить, потому что больше никто ничего не даст, - добавляет Юлия.
 

Пограничный контроль на белорусско-украинской границе усилился

Границу, по словам украинских таможенников, в поезде пересекает порядка 50 человек. Некоторое время назад, по словам проводников, количество пассажиров доходило до 135 человек.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Зайдя в вагон, таможенники сразу же начинают общаться с проводником о ситуации в Украине. Проводник говорит, что главное, "чтобы не было войны". Таможенники же негодуют, что по российским каналам показывают ситуацию однобоко и советуют проводнику смотреть "Громадське TV".

Одного пассажира в селе Хоробичи пришлось высадить, так как у него в сумке нашли камуфляжную одежду, берцы и резиновую милицейскую дубинку. Информация об этом быстро распространилась по всему поезду. А парень, который оказался гражданином России, спортивного телосложения, коротко стриженный, в красной куртке, проследовал в административные здания пограничников. После ситуации с ним внимание привлекли и журналисты TUT.BY. Точнее не мы, а наша экипировка, которую попросили достать из сумок во время проверки багажа. Украинские таможенники сразу же к нам подсаживаются и просят писать правду, а не отражать информацию так, как российские каналы. Затем прямо в поезде нас минут 20 допрашивают пограничники и сотрудники СБУ, записывают разговор на видео, фотографируют документы, извиняются, объясняя свои действия усилением досмотра в виду ситуации в Украине, и желают приятной дороги.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Мы продолжаем путешествие по вагонам.

Пенсионер Григорий с Черниговщины сидит у окна. Длинные усы, белый вязаный свитер. На его взгляд, Украине не хватает такого же порядка, как в Беларуси, и было бы неплохо отдать страну не Путину, а "батьке". После этого заявления к разговору подключается еще три человека с соседних полок: два парня лет 30 и женщина лет 45. И в шутку говорят, что тоже хотят записать на диктофон для себя то, что говорит Григорий.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Григорий говорит, что смотрит белорусские новости по телевизору и видит, как работает завод МАЗ, действуют другие предприятия, а у них, в Украине, все распродали и закрыли.

- Я вот еду из командировки, - поддерживает беседу один из парней, электрик Юрий. - По пять часов на дорогу туда и обратно уходит.
Зарабатываю деньги, плачу налоги, кормлю семью. Я поднимаю экономику своей страны.

Женщина Светлана, которая, как оказалось, работает в земельном агентстве, говорит, что в Беларуси не так хорошо жить, как кажется Григорию:

- Вы извините, но у меня в Беларуси есть родственники. Они к нам едут покупать вещи.

- Так у них есть, за шо покупать, - перечит Григорий.

- Но если они будут у себя покупать, в Беларуси, то им будет не за что покупать, - отвечает Светлана и объясняет, что сегодня смысл всех политических дискуссий не в том, кто где что дешевле покупает, а в том, что в Киеве на Майдане "дети положили жизни".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Вы хотите сказать, что я антипатриот или что? У меня дед и отец воевали, я тоже украинец. Но я за Украину свободную. Но при этом, чтобы Украина, Беларусь и Россия жили вместе. Я жил в Советском Союзе и был свободным человеком, - уверен Григорий.

- Вы не были свободным, - сверху доносится голос Юрия. - Сейчас вы можете в Америку поехать, а в Советском Союзе не могли, кока-колу можете выпить…

Еще минут десять Юрий, его друг и Светлана пытаются объяснить дедушке, что он неправ. Что на Майдане погибли настоящие патриоты Украины. Дедушка вроде как и не против этого, но все равно свои мысли сводит к тому, что жить в Советском Союзе было хорошо. Наш разговор уже слушают в соседних отсеках. Парень с сережкой в ухе лег на бок, чтобы лучше слышать. Некоторые вещи в беседе вызывают на его лице улыбку.

На прощание Григорий снова напоминает про порядок в Беларуси, а Светлана немного громче говорит: "Україна єдина!"
 

Россияне не понимают Путина и говорят, что он их шокировал

Проводник поезда Анатолий Сумар, который утверждает, что родился в той же деревне, где и председатель Брестского облисполкома Константин Сумар, увлекается историей и абсолютно не понимает, как украинцы могут сносить памятники Ленину.

- Я у них спрашиваю, кто такой Ленин? Они отвечают: "Ленин – это Ленин", - рассказывает он, обращая внимания на то, что украинская молодежь не может объяснить, зачем это делает.
 
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В вагоне Анатолия едет Татьяна Павловская. Она родилась в России, но в 14-летнем возрасте переехала с родителями в Днепропетровскую область - в город Першотравенск. Сейчас она живет в селе Камка Щорского района Черниговской области. Говорит, что в ее селе все бросили смотреть сериалы, следят за политическими событиями в стране и не поддерживают действия Путина в отношении Украины.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Как это можно войти в чужую страну и так себя вести? Мне кажется, он взлетел и ему мания величия не позволяет опуститься, - рассуждает Татьяна.

Татьяна то ли в шутку, то ли серьезно говорит, что в случае войны они с бабушками из села тоже будут делать коктейли Молотова и защищать Украину. Сегодня она гордится тем, что живет именно в этой стране.

Из сегодняшних лидеров Майдана ей больше симпатичен Петр Порошенко. Хотя на последних выборах Татьяна голосовала за Сергея Тигипко, а перед этим за Виктора Януковича. Из-за Януковича, кстати, переругалась со всем селом. Ей до сих пор вспоминают те времена, на что Татьяна отшучивается и предлагает соседкам сжечь ее, как Жанну д'Арк.
 

В Крыму не поддерживают революцию на Майдане и хотят в Россию

На остановке Конотоп на перроне из надвигающейся темноты появляются бабушки на велосипедах, которые предлагают горячие пирожки, беляши, газированную воду и пиво. Можно платить как гривнами, так и белорусскими рублями. Наш фотограф пытается работать, на что вызывает неодобрительную реакцию начальницы поезда.

- А чего это вы мой поезд снимаете? – спрашивает она фотографа. – И зачем проводника уговаривали фотографироваться?

Поезд, насколько нам известно, не режимный объект, и его фотографировать, насколько нам также известно, можно.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В одном из вагонов мы встречаем татарина, который едет в Симферополь. Уже почти семь часов вечера, в вагоне горит свет, мужчина лежит. Поговорить с нами соглашается, но показывает на пальцах решетку: он больше не хочет в тюрьму, поэтому просит себя не фотографировать. На плече собеседника большая вытатуированная роза.

Он не поддерживает события в Киеве и выступает за отделение Крыма от Украины. Считает, что уровень жизни у них очень низкий. Зарплата у дворника, например, 600 гривен. Все доходы автономной республики идут в Киев, а они остаются ни с чем. При этом, говорит, когда в Киеве через каждые несколько метров в центре фонари горят, у них в Крыму воду горячую дают по расписанию.

Предприниматель Надежда Кавнева возвращается от дочери из Минска в Феодосию. Рассказывает, что она "за переворот", при этом не тот, что сейчас в Крыму, а тот, что в Киеве. Надежда говорит, что, наверное, у себя в Феодосии она чуть ли не одна такого мнения. "Почему выбрать можно чиновника, а снять нельзя? Что это за цари?" - возмущается она.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

То, что в Крыму люди не признали новую украинскую власть, она объясняет тем, что на полуострове живет много "отставников".

- Поэтому там на русском все и говорят. Отставники в свое время служили по всему Советскому Союзу, а когда выходили на пенсию, государство обеспечивало их квартирой там, где они хотят, - говорит она.

…В трех купейных вагонах поезда едет несколько человек. Один из них в какой-то момент вообще оказывается пустым. В трех плацкартных вагонах большинство людей собираются спать. Рыжая девушка с наушниками в ушах смотрит фильм. Она украинка, но последние шесть лет живет в Беларуси. Говорит, что политикой не интересуется, несмотря на то, что родные живут в Украине, сейчас она едет к ним, и в последние несколько месяцев, кажется, от новостей отсюда абстрагироваться невозможно. Но, видимо, все-таки можно. Или это пресловутая белорусская аполитичность так влияет на людей?

Наталья Костюкевич / Фото: Вадим Замировский
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY