Задумавшийся из Чегема

Задумавшийся из Чегема
 
Фазиль Искандер как мудрец нашего времени
 
62_01.jpg
Фазиль Искандер, создатель знаменитой повести-притчи «Кролики и удавы». 6 ноября 1980 г.
Советская действительность, рассмотренная свысока, с Кавказских гор, выглядит мелкой, жалкой и безотрадной, но истинный мудрец всегда сумеет ее заесть отменным шашлыком, наперченным лобио, холодным виноградом, сочным инжиром и запить душистым красным вином. А Фазиль Абдулович Искандер, чье 85-летие мы отмечаем 6 марта, несомненно, мудрец, не знающий, по словам Бернарда Шоу, тоже мудреца, ни надежды, ни отчаяния. В чем и заключается истинная мудрость.
 
В 1966 году Фазиль Искандер, абхазский журналист из Мухуса (Сухума), уроженец Чегема, постучался посохом в наши ворота, то есть в «Новый мир» № 8, со своим «Созвездием Козлотура».
Эта вещь очень смешная и жизнерадостная, но отнюдь не безобидная. Мичуринское животное, мутант, состряпанный из козы и тура, которого насильно впаривают несчастным колхозникам (а поэты славят «шерсть и мясо козлотура, а также пышные рога»), хотя тварюга только жрет огурцы и нет от нее никакой пользы, сильно напоминает о потемкинских кампаниях советской эры. Например, о «Поднятой целине», «пятилетке в четыре года» или о проекте «догоним и перегоним Америку по количеству мяса, масла, молока и яиц на душу населения». Когда засыпавшегося козлотура отменяют, колхозники не радуются: они знают, что партия и правительство изобретут еще что-нибудь столь же никчемное.
 
Даже из детских рассказов Фазиля Искандера о Чике торчат довольно-таки острые шпильки. Вот незнакомые охотники объясняют Чику в разгар сталинизма, что никаких врагов нет, а есть глупость. Вот в повести «Ночь и день Чика» (1971) выясняется, что отец подружки Чика Пата Патарай, знаменитый танцор, арестован за то, что танцевал перед начальником, который оказался «врагом народа».