Дмитрий (имя изменено) - бывший боец отряда МЧС из Гомеля. Отработав в отряде восемь лет, он уволился. Мол, романтика профессии разбилась о расчетный лист, дополнительные обязанности, подработки и вынужденное молчаливое послушание.
- Зарплата у рядовых сотрудников МЧС, или бойцов, зависит от стажа, то есть выслуги лет. Через пять лет идет надбавка 20%, через 10 лет - 30%. Мастер-спасатель в моем отряде, когда работает в МЧС менее десяти лет, получает на руки около 4,5 миллиона рублей. Это мало. Бывает, знакомишься с девушкой, говоришь, что работаешь в МЧС, и она думает, что зарабатываешь 8-9 миллионов рублей. А в настоящие цифры не верит ...
- И сразу уходит ...
- Вроде того. Но, с другой стороны: знакомая учительница получает 1,8 миллиона рублей, сотрудница в детском саду 2,5 миллиона. Так получается, что в МЧС и неплохой заработок. После девальвации 2011 года заработок у нас упал ниже плинтуса: мы до сих получали около 500 долларов и вдруг - 150. В магазине грузчиком тогда предлагали 3,7 миллиона рублей, уборщицы - от 2,5, а мы получали по 2,5 миллиона рублей.
- Много ли в тот период ушло от вас людей?
- В штате у нас работали 116 человек. За год тогда около 30 человек уволились и на их место набрали молодых. Большая часть наших бывших сотрудников уехали на стройки в Россию.
- Чем руководствуются молодые люди, когда приходят на работу в службу спасения?
- Я думаю, большинство ребят после армии идет в МЧС из-за престижа. Они обычно ходят на работу по форме, чтобы «рисануться», хотя у нас есть персональные шкафы и можно переодеться на месте. (Смеется)
- А что тогда держит на не самой высокооплачиваемой работы серьезных пацанов с семьями?
- Главный аргумент: через лет пять-семь им на пенсию. Он будет получать пенсию около 3,5 миллиона на настоящее время. И можно дополнительно работать. Большинство ищет работу охранников, дежурства по суткам. Начальство обычно стремится искать места заместителями директоров в разных фирмах. Простые же бойцы как были работягами, так им и остаются.
- На что хватает зарплаты, в чем приходится себе отказывать?
- Я живу один, за общежитие плачу 150 000, у меня семь крестников, и как попадётся день рождения друга, то нужно минимум 500 тысяч потратить из зарплаты, тысяч триста высчитываем на «погулять». Я построил квартиру, и у меня долг в шесть тысяч долларов, то отдаю ее из зарплаты. Одежда. Дорогую, хорошую шмотку я не могу себе позволить. Я бы хотел одеваться в фирменных спортивных магазинах типа Adidas. Но там цены в разы больше чем на рынке, поэтому остается последний вариант.
Что касается питания, то естественно, никаких замечательные блюд и продуктов. Я приобретаю после зарплаты килограмма два куриного фарша, делю его на части и потом запекаю в горшочке картофель, лук, этот фарш. Говядину, свинину в виде мяса не покупаю. Но на обед, когда дежурил на сутках, брал сало. Борщ из капусты, сало, лук. Вот такой обед.
- Твои коллеги также стейки НЕ едят?
- Нет, никто не жирует. Мои старшие коллеги вообще очень бережно относятся к деньгам, живут как Куркули, всё считают.
Из-за низкой заработной платы престиж МЧС сильно упал. Я работал до этого на заводе, и работа в МЧС оплачивалась выше, график дежурства по суткам был привлекателен. Сейчас большая текучка кадров. Пожилые люди почти не приходят. Приходит молодой парень, научишь его всему, а через два-три года он увольняется.
Раньше нам было запрещено легально подрабатывать. Если замечали кого-то на подработку, то увольняли после второго предупреждения. Теперь разрешили: младший командный состав и рядовых могут иметь вторую работу. Процентов 80 идут в таксисты, строители. Когда я устраивался на работу, на одно место претендовали до сорока человек. Их отправляли на медкомиссию и потом оценивали потенциальных кандидатов, их навыки и таланты.
Например, мастер спорта имел дополнительный плюсик. Теперь же ищут сотрудников чуть ли не через объявления, это особенно типично для районов.
- Вы - такие серьезные дяди и не можете повлиять на свое руководство, добиться улучшения условий труда, большего заработка?
- Согласно законодательству, нам запрещено участвовать в митингах, никто никогда не скажет лишнего слова, потому что есть вертикальная система подчинения. Даже когда приезжал министр МЧС, нас заранее собирал замполит, хотел услышать, какие вопросы мы собираемся задавать.
- А если ты «несанкционированно» спросишь у министра о наболевшем, что будет?
- Он уедет и спросит потом у моего начальника, что за такой наглый боец завелся в отряде. Дадут выговор. А это значит, что премии в размере примерно одного миллиона рублей тебе не увидит, пока выговор не снимут. Поэтому никто, никогда, ничего лишнего не скажет, так как руководство задавит. Как-то я что-то ляпнул в контексте президентских выборов, то наш замполит угрожал чуть не расстрельном статьей. Силовыми структурами государству вообще легко управлять, ведь есть давление сверху, есть занятия по идеологии.

- Какие недостатки в работе в МЧС?
- У нас в расчетном листе есть графа «за особые условия службы» - подразумевается трёхсменный режим работы. Но настоящими минусами, я бы назвал нервозность, довесок других работ, неоплачиваемые переработки. Например, несколько лет мы своими силами делали капремонт: укладывали плитку, делали стены, пол. Случалось, что делаешь что-то, весь в побелке, грязный. И тут сигнал тревоги, то есть надо бежать и переодеваться на вызов, и вот вслед за тобой начальник идет и кричит, чтобы не забыл доделать свой кусок ремонта, как вернешься. И не важно, когда и насколько усталый приедешь в часть, ходили на эту стройку как рабы, работали бесплатно. А как кому-то что-то не нравится, то начальство говорит, что никто никого не держит.
Наша смена, сутки с восьми до восьми. Но реально мы уходим домой примерно около девяти утра. Час неоплаченного времени. И сколько его набегает за годы?
Что касается стресса от увиденного, то приезжаешь на аварию, машинально отрабатываешь. А назавтра, последующие дни, случается, и проворачиваешь это в голове, бывает, даже снится.
- У вас есть штатные психологи? Они работают с вами или только чай пьют?
- Да. Чай. Я помню один случай работы психолога: человек поссорился с начальником, и тот отправил его к психологу.
- Какой бы зарплату тебя удовлетворил и позволил бы чувствовать себя достойно?
- Две тысячи долларов было бы идеально (усмехается), а если мечтать больше приближена к нашим условиям, то тысяча.
- Или привлекательней для работы Минск?
- В столице есть небольшая доплата. Раньше хотел переехать в Минск, но стоимость аренды жилья и эта небольшая доплата несоизмеримы. Ведомственного жилья в МЧС - мизер. Например, на весь Гомель комнат десять. Я арендую комнату в общежитии от «Гомсельмаша».
- Сотрудники МЧС уезжают в Россию, чтобы устроиться в местную службу спасения?
- Там есть разные подразделения спасателей. Например, отряды, которые занимаются поиском пропавших людей: можно выйти на работу и месяц где-то в горах провести. У них серьезная подготовка. Мой приятель пытался туда устроиться. Сказали ему ждать, вот и ждет уже года три. У обычных «пожарников» зарплата не фонтан. Так что наши, если и едут работать в Россию, то на шабашки.
Министр по чрезвычайным ситуациям Беларуси Владимир Ващенко:
- Смена кадров - постоянный процесс. Средний некомплект спасателей по системе сегодня составляет 5,2 процента. Это вовсе не критический показатель, а увязывать его только с зарплатами не совсем корректно: рядовой и младший начсастав в свободное от работы время теперь может работать по совместительству. Мы постоянно ведем работу по увеличению денежного содержания наших работников.
Ольга Хвоин
Комментарии
То ли дело члены БРСМ:
Но вот он говорит, что и в России мало платят.
Думаю - это оттого, что опасные пожары все же редки.
В СССР пожарники считались не кастой, а постоянно спящими.
Мой приятель завкафедрой в вузе МЧС. Сперва от тупости курсантов был в шоке.
Привык