Станет ли интервенция в Крым началом распада России?

Для чего путинскому правительству понадобилась авантюра в Крыму, способная привести к вооруженному конфликту с непредсказуемыми последствиями, прежде всего для самой России? То, что это именно авантюра, кажется, не вызывает сомнения ни у одного хоть сколько-нибудь мыслящего человека.

Авторитарная власть и стремление к смерти

Традиция российско-советской государственной власти, наследницей которой являются также постсоветские авторитарные режимы, имеет одну характерную особенность, приводящую к роковым для них последствиям. Ее можно описать понятием «суицидального поведения».

Пример такого суицидального поведения продемонстрировал Виктор Янукович, «спровоцировавший против себя целых две революции». Янукович, который имел все шансы триумфально выиграть следующие президентские выборы (ему нужно было всего лишь поставить свою подпись под в общем-то невинным соглашением об ассоциации с ЕС), сделал все возможное, чтобы «не досидеть» даже свой первый президентский срок. При этом очевидно, что без посторонней помощи Янукович, скорее всего, не решился бы так скоро затянуть петлю на собственной шее. Но железная хватка его российского коллеги Владимира Путина, побуждаемого все тем же влечением к смерти, не оставила ему шансов.

То, что суицидальное поведение встроено в механизм и логику власти, подтверждается поворотами российской истории. В своем знаменитом эссе «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» Андрей Амальрик пишет о том, что царский режим имел все шансы значительно продлить свое существование, если бы провел минимальную политическую и экономическую модернизацию. Однако вместо этого вполне разумного шага русские цари вступали в бессмысленные войны, заканчивавшиеся, как правило, революциями. «Действительно, не начни правительство Николая II войны с Японией, не было бы революции 1905-07 годов, не начни оно войны с Германией, не было бы революции 1917 года».

Стоит добавить, что та же самоубийственная логика была присуща и «большевистскому царю» Сталину, который вопреки фактам отказывался признать готовящуюся интервенцию гитлеровской Германии. Тем, что Гитлера удалось победить прежде, чем он сумел разгромить советскую Россию, возможно, мы обязаны прежде всего тому обстоятельству, что он был в гораздо в большей степени захвачен стремлением к смерти.

Германский фюрер не только сделал все возможное, чтобы настроить против себя как можно большую часть человечества, но и сумел ввязаться в войну даже не на два, а на множество фронтов, учитывая боевые действия в африканских и азиатских колониях европейских государств. В плане самоубийственной логики существенную помощь оказала Япония, так удачно втянув в войну Соединенные Штаты, которые после атаки на Перл-Харбор потеряли политическую и моральную возможность упорствовать в своем нейтралитете. Путинский режим в этом смысле остается верен традиции.

Реформы или война

Авторитарные режимы, в отличие от демократических систем управления, обладают значительно меньшими возможностями для адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Поэтому, как правило, авторитарные правители всеми силами избегают любых изменений, которые, по их мнению, могут иметь непредсказуемые последствия для их власти. Когда же под давлением обстоятельств авторитарный правитель все-таки решается на реформаторские шаги, то они чаще всего оказываются запоздалыми и половинчатыми, что в итоге заканчивается скорой утратой власти. Российская история почти не знает случаев успешных авторитарных реформ, за исключением тех, что были проведены царем Петром Первым.

В новейшей истории дело усугубляется тем, что Путин имеет перед глазами живой пример горбачевской перестройки, приведшей к распаду СССР. И это намертво блокирует любую мысль о возможности подобного реформаторского начинания.

Тем не менее, за действиями Путина в Крыму вполне можно усмотреть определенную рациональную основу. Правящая Россией группировка понимает, что страна находится в критическом социально-экономическом положении. Внутренние и внешние ресурсы исчерпаны, российская экономика, несмотря на высокие цены на нефть, входит в фазу рецессии, а возможно и стагфляции. Экономический спад на фоне тотальной коррупции и правового произвола уже совсем скоро неизбежно приведет к социальному взрыву с непредсказуемыми последствиями. В такой ситуации нельзя просто сидеть и ждать народного бунта, нужно что-то делать.

Вопрос – что? Как удержать страну с гигантской территорией и бедным полиэтническим населением от бунта, когда власть утратит способность выполнять свои минимальные социальные обязательства?

Далее:

http://n-europe.eu/article/2014/03/03/stanet_li_interventsiya_v_krym_nachalom_raspada_rossii